Фотографии из гостиницы «Москва»
Пишет camerakid: Друзья, недавно мне удалось не совсем легально побывать в одном из красивейших (в прошлом) зданий Москвы. Теперь на его месте воздвигнут железобетонный урод, отравляющий центр города. Сейчас у меня есть редкая возможность показать, как он выглядит изнутри. Пройдемте внутрь поста!
Для начала немного истории:
В истории российской столицы гостиница «Москва» занимает особенное место. Первая гостиница, построенная в Москве при Советской власти, памятник советской архитектуры, возведенный в самом сердце Москвы, в нескольких сотнях метров от стен Кремля, гостиница «Москва» много лет считалась главной гостиницей страны.
Решение о строительстве гостиницы «Москва» (ее тогда называли еще «гостиницей Моссовета») было принято Политбюро в конце 1920-х годов. Новая гостиница задумывалась как величественный символ социалистического строя, своеобразный антипод таких знаменитых дореволюционных гостиниц, как «Националь» и «Метрополь». Не случайно здание гостиницы «Москва» первоначально проектировалось в стиле конструктивизма, а строить его решили на площади Революции (бывшей Воскресенской), практически напротив выстроенного в стиле модерн «Метрополя». Авторами проекта гостиницы «Москва» были молодые архитекторы Л. Савельев и О. Стапран.
Строительство гостиницы «Москва» началось в 1930 году и ознаменовалось стартом генеральной реконструкции исторического центра Москвы, которая продолжалась до 1960-х годов. Для возведения гостиницы был снесен Охотный ряд с его торговыми рядами, лавками, трактирами и церквями – в том числе, часовней Александра Невского и церковью Параскевы Пятницы. Строительные работы уже велись, когда архитектурная политика Советского государства совершила резкий поворот: на смену аскетическому конструктивизму пришел величественный неоклассицизм («советский ампир»). Для переделки проекта гостиницы «Москва» был привлечен крупный советский архитектор, академик А. Щусев, прославившийся в частности созданием Мавзолея Ленина. Будучи знатоком и конструктивизма, и классического стиля, Щусев удачно переработал декор будущей гостиницы, украсил строгие фасады капителями и виньетками, живописью Герасимова и Серова. Здание гостиницы «Москва» стало менее аскетическим и более величественным, фасад со стороны Манежной площади украсили портик и две внушительные башни – правда, асимметричные, что послужило источником для слухов и легенд. По недостоверным сведениям, проект здания гостиницы «Москва» был подан на утверждение лично Сталину. На рисунке фасад здания был разделен вертикальной чертой, и Сталин должен был выбрать, какая часть ему нравится больше – левая или правая. Вождь, однако, написал одобрительную резолюцию ровно посередине рисунка, а уточнять, что он имел в виду, никто не решился. Так у гостиницы «Москва» появились знаменитые асимметричные башни.
К сожалению, всему хорошему рано или поздно приходит конец. Здание попало в поле зрения бывшего мэра столицы Юрия Михайловича Лужкова (Каца, по некоторым версиям). В 2000 году здание гостиницы «Москва» было объявлено, как это у нас любят делать с историческими постройками, аварийным. Начались жаркие дискуссии о будущем гостиницы. Московское правительство во главе Лужковым выдвинуло идею, вызвавшую много разногласий: старое здание гостиницы «Москва» демонтировать, а при возведении нового здания использовать другой проект гостиницы, также разработанный Щусевым, но в свое время не реализованный. Внутри новое здание предполагалось оборудовать по самым современным стандартам гостиничного дела и разместить там пятизвездочную гостиницу. Против этого решения выступило министерство культуры Российской Федерации, многие ведущие архитекторы, историки, деятели культуры. Заступничество не помогло. 20 июля 2003 года гостиница «Москва» была закрыта на реконструкцию, а с 15 сентября того же года начался демонтаж здания. Работы шли медленно: несмотря на объявленную аварийность, старые стены гостиницы «Москва» ломались с трудом. Несколько раз в демонтируемом здании возникали пожары, которые, к счастью, обошлись без человеческих жертв.
В ноябре 2003 года, когда торжественно отмечалось 130-летие со дня рождения А. Щусева, снос гостиницы «Москва» уже шел полным ходом, и к августу 2004 года гостиница была практически снесена. В это время чиновники московского правительства даже поговаривали о том, чтобы совсем отказаться от строительства нового здания, а на месте гостиницы «Москва» обустроить парадную площадь с живописным видом на Кремль. . Проект нового здания на месте разрушенной гостиницы разработан архитектором ГУП «Моспроект-2 им. М. В. Посохина» В. В. Колосницыным, печально известным проектировщиком Новоделов (своего рода, муляжей снесенных исторических зданий) и автором торгово-офисного центра «Военторг», занявшего первое место в списке «самых уродливых зданий столицы».
Вот что пишут авторитетные представители архитектурного мира об этом замечательном человеке:
Историк архитектуры и архитектурный критик Г. Ревзин о здании ресторана «Белый лебедь», построенном на Чистых прудах по проекту Колосницына:
Классическая тема — дворец над водоемом — предполагает изысканную легкую композицию. Чем, собственно, и был шестидесятнический ресторан «Джалтаранг» работы Ю. Шевердяева. Эта легкость показалась авторам недостаточно представительной. Возник мощный крупный объем, перегораживающий пополам Чистопрудный бульвар. Чистые пруды рядом с этим представительным объемом превратились в неопрятную мелкую лужицу. Автор, однако же, смутился своей серьезностью и начал с ней бороться. Двумя путями: создал асимметричный фасад в абсолютно симметричной композиции бульвара и украсил его постмодернистским ордером, призванным продемонстрировать шутливость композиции. Каждый, кто видел этот кособрюхий сарай, украшенный сосискообразными колоннами с капителями в виде гипсовых ведер, я думаю, должен был проклясть этого мастера.
Директор Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева Д. А. Саркисян о новом здании Военторга:
Вместо элегантного модерна, архитектурной гордости Москвы, возводится заурядное сооружение «в старинном стиле». Совмещение чудовищной трёхэтажной мансарды, круглого купола по новой московской моде и элементов модерна — вопиющая безвкусица, провинциальная гадость. Извините, других слов у меня нет. Но они и этих не понимают.
Архитектор К. Асс о «воссозданной» гостинице Москва:
Легко понять, что именно сложная композиция и керамический тимпан «Метрополя» «вдохновили» «Моспроект-2» на эту жалкую пародию. Но как же ужасна эта ошибка — заведомо понимая, что сравниться с «Метрополем» не удастся ни с финансовой, ни с артистической стороны, пытаться выступить контекстуально! Трудно себе представить больший провал. Мало того, что новый фасад нисколько не вяжется с воспроизведенной «Москвой», он еще и архитектурно беспомощен до крайней степени.
Кроме того, в ходе реконструкции неустановленные лица украли более 87 млн долларов из выделенных городом на строительство. По мнению профессора МАРХИ Вячеслава Глазычева целью реконструкции и было воровство, так как никакой особой потребности в сносе гостиницы, построенной всего лишь в начале 30-х годов прошлого века, не было. Это очевидно, хотя бы потому, что гостиницу обещали сдать в 2008 году, а сейчас уже середина 2011, но построен только скелет здания и отделан фасад, а внутри..
Смотрите также: Лучшие посты на БигПикче Топ-100
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!