Михаил Комаров: «Офис и автомобиль как имидж стартапера»

0

Toyota запустила глобальный проект о стремлениях, отношении к жизни и первых шагах молодых и успешных. Первая история, о которой мы рассказываем, — проект Михаила Комарова, владельца коворкинга «Рабочая станция» в Парке Горького. За все время существования через коворкинг прошло 12 000 человек.

А теперь давайте знакомиться с Михаилом, с которым мы поговорили не только о его бизнесе и автомобилях, но и о зоне «Toyota Настроение» для работы и отдыха.
Он не любит слово «офис», но «Рабочая станция» им и не является. «Рабочка», как называет ее Михаил, — настоящий рай для тех, кто не любит работать в офисе, но и дома не может полноценно заниматься делами. А сам Михаил — человек, который помогает им.

Фотография: Михаил Комаров:

Дата открытия: 1 августа 2012 года.
Выход на самоокупаемость: 1 месяц.
Место: Artplay и ЦПКиО им. Горького.

Фотография: Михаил Комаров:
1. Михаил, расскажите, как все начиналось?
Я по образованию архитектор, поэтому одним из главных критериев для меня было само здание, в котором будет уютно мне и моим клиентам. Пересмотрев массу вариантов, мы столкнулись с тем, что прошли все заводы в Москве с точки зрения архитектуры. Плюс многие арендодатели в то время еще толком не понимали, что такое коворкинг, кто за это будет платить и как он будет существовать.
Фотография: Михаил Комаров:
2. А насколько важна визуальная составляющая людям, которые к вам приходят?
Я уверен в том, что 80% выбора состоит именно в этом. Людям важно, чтобы там, где они проводят большую часть дня, было красиво, классно, удобно. Не модно, а именно удобно. В «Рабочке» нет ни одного лишнего предмета, все они стоят там, чтобы выполнять какую-то определенную функцию: начиная от оргтехники и заканчивая электрическим чайником.
Фотография: Михаил Комаров:
3. Какие люди к вам приходят?
В основном это начинающие предприниматели, люди, которые ментально уже поняли, что офис — это не их история. Есть и фрилансеры, но их не так много. Им не хочется душных каморок, бизнес-центров с видом на железную дорогу или промзоны или же, наоборот, излишне пафосных офисов, тетечек и дядечек в галстуках.
А что включает в себя рабочее место?
Посадочное место, интернет, переговорки, локер (ящик для ценных вещей), где обычно хранятся ценные документы, печати. Есть кухня и душ. Вообще, «Рабочая станция» — это такое маленькое сообщество, в котором многие люди сидят подолгу. Около 70-75% — это люди, которые проводят в нашем коворкинге по полгода и больше. Многие из них начинали стартап прямо на площадке. Конечно, не что-то глобальное, но получить консультацию или услуги по копирайтингу, найти здесь дизайнера, программиста, копирайтера — проще простого. Кстати, за достаточно демократичную доплату можно получить услуги юриста. Всего в коворкинге 82 посадочных места, и освобождаются они весьма редко.
Вам не хватает только спальни…
Ну, отдельного спального места у нас нет, но на пуфиках некоторые клиенты спят с удовольствием, ведь у многих рабочий день заканчивается лишь в 23 часа, а у некоторых и вовсе плавно перетекает в следующий.
То есть место определяется за конкретным человеком, и никто не может его занять?
В общем, да. Исключение составляют только случаи, когда человек приходит с ноутбуком, и ему нужно что-то быстро сделать. Тогда это разрешается, но такое случается редко. Как правило, это так называемые «однодневки» (примечание: люди, которые приходят на один день по специальному тарифу — 650 руб./сутки).
Фотография: Михаил Комаров:
4. Как вы думаете, почему люди выбирают именно ваш коворкинг, ведь в Москве их огромное множество?
К нам приходят, чтобы очень много работать. У нас все создано для комфортной работы. Сама атмосфера «Рабочей станции» подталкивает вас к тому, что вы не можете не работать. Вокруг вас сидят люди и работают. Когда к нам приходит новый клиент, мы общаемся с ним, рассказываем, что да как. Уже на этом этапе он пропитывается атмосферой. У нас сидят многие директора крупных компаний, при этом сотрудники продолжают работать в офисе. Кроме того, на базе «Рабочей станции» проходят образовательные сессии, семинары, лекции на различные темы: от брендинга до маркетинга. В них принимают участие талантливые спикеры, а слушателями зачастую являются люди извне.
И они полностью воспринимают это место как свой офис?
Абсолютно. Некоторые даже приводят клиентов, рассказывая им, что вот, мол, это мой офис, вот мои сотрудники. Мы абсолютно нормально к этому относимся.
Фотография: Михаил Комаров:
5. А курьезные случаи бывали?
Каждый Новый год у нас остаются работать люди. Есть человек, который систематически приходит и работает… только на айфоне.
Еще был случай, когда за огромные деньги стартап одного из клиентов хотел купить сам Бернштам.
А с чем он был связан, если не секрет?
С микрокредитованием (заем не более 15 000 рублей) на основе данных из соцсетей. Бизнес, кстати, он не продал. Проект очень успешный, с тех пор он взлетел еще. И мы тоже приняли небольшое участие в проекте.
То есть вы все-таки принимаете участие в развитии бизнеса своих клиентов?
При первом знакомстве с клиентом мы узнаём, каким бизнесом он занимается, бывает, что мы помогаем потенциально интересным проектам, почему бы и нет. В любом случае нам важно знать, кто у нас сидит и зачем. Коворкинг — это место, которое может дать хороший старт начинающему бизнесмену, а если именно там он его развивает, не без нашей помощи, то делает нам хорошую рекламу. Эдакое сарафанное радио. Мы всегда рады помочь ребятам, которые сидят у нас. Например, как–то раз одному из них понадобился человек, живущий в Люксембурге, потому что ему нужно было срочно отправить документ — в течение часа буквально, а сделать это можно было только местным DHL. У меня оказался там знакомый, все сделали, все довольны.
Фотография: Михаил Комаров:
6. А каждый ли желающий может рассчитывать на место в коворкинге или есть какие-то принципиальные требования, которые вы предъявляете потенциальному клиенту?
Как таковых требований нет, но мы никогда не заключаем договор на срок более 1 месяца. Ведь всегда существует вероятность того, что мы не понравимся друг другу или человек будет мешать работать другим. У нас был случай, когда женщина приходила в коворкинг… в пижаме. Это не устраивало многих, и спустя месяц нам пришлось с ней расстаться. Тем более когда речь идет об абонементном обслуживании, напрашивается скидка, а мы пока этого не планируем.
Вы открылись всего два года назад, и уже добились больших успехов. Интересно, на какой машине вы ездите, или, как многие сейчас, выбираете велосипед?
Нет, я предпочитаю автомобили. Кроме того, я очень люблю автотуры, поэтому у меня две машины: небольшая для ежедневных поездок на работу и внедорожник, который вмещает до 8 человек. На ней я и люблю совершать свои автотуры. У меня есть даже свои маршруты до Бангкока, Грузии и других не менее потрясающих мест.
Фотография: Михаил Комаров:
7. А на какие бренды вы ориентируетесь при выборе машины?
При выборе транспорта я рассматриваю самые надежные и современные с точки зрения дизайна, оснащения автомобили. Недавно я катался на Toyota Corolla. Это отличная, стильная машина: в ней есть все, что нужно успешному деловому человеку, которому важно всегда оставаться на связи. У меня было ощущение, что ты закинул в нее сумку и все — сел, поехал, не задумываясь ни о чем. С помощью мультимедиа к бортовому компьютеру можно подключить смартфон или планшет с доступом к почте, СМС, навигации.
В городе очень удобно парковаться, есть камера заднего вида. Corolla мягко едет, быстро разгоняется… Мне очень нравится. Я даже подумываю взять ее в качестве корпоративного автомобиля для своих сотрудников.
Как вы думаете, играет ли наличие машины какую-то роль при ведении дел?
Для многих — это статусный предмет. Причем это абсолютно российская история. Многие клиенты считают, если у него есть хорошая машина, то с ним можно иметь дело.
Фотография: Михаил Комаров:
8. А чем отличается российский коворкинг от зарубежных?
Мы не отличаемся ничем, другие отличаются. В американских, например, нормальная практика — огромное количество переговорок, наличие нормального ресепшен. А то в России есть масса офисов, и коворкингов в том числе, в которых ресепшен отсутствует в принципе. То есть непонятно, кто тебя встречает, я считаю, — это минус. Я не уверен, что в зарубежных коворкингах проходит много мероприятий, у нас их больше. И это уже плюс нам.
Кстати, Toyota открыла в Парке Горького коворкинг relax-зону. Вы успели ее посетить?
Конечно. Они, как и мы, находятся в самом центре обитания прогрессивной молодежи. Кроме того, они пришли с правильным молодым душевным проектом в правильное место.
Фотография: Михаил Комаров:
9. И напоследок: где вы видите будущее вашего проекта?
Есть идея создать хостел. Я уверен, что две эти истории очень близки. Кроме того, я планирую расширяться, создавать коворкинг-зоны в городах-миллионниках.

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Из красавицы в чудовище: история Мэри Энн Вебстер — самой безобразной женщины в мире

Из красавицы в чудовище: история Мэри Энн Вебстер — самой безобразной женщины в мире

Дайан Фосси — жизнь и смерть отважной «Королевы обезьян»

Дайан Фосси — жизнь и смерть отважной «Королевы обезьян»

Древняя история в невероятных картинах Бруно Вепхвадзе

Древняя история в невероятных картинах Бруно Вепхвадзе

Новые посты

Винтажные селфи знаменитостей, сделанные до того, как это стало мейнстримом

Винтажные селфи знаменитостей, сделанные до того, как это стало мейнстримом

8 безумно вкусных бутербродов, которые можно взять на работу

8 безумно вкусных бутербродов, которые можно взять на работу

22 уникальных исторических снимка, которые вас удивят

22 уникальных исторических снимка, которые вас удивят

40 картинок для поднятия настроения

40 картинок для поднятия настроения

Увеличение груди 100 лет назад. Как это было?

Увеличение груди 100 лет назад. Как это было?

Другая Америка в объективе Артура Поллока

Другая Америка в объективе Артура Поллока

Какой была после войны «самая фешенебельная деревня Европы»?

Какой была после войны «самая фешенебельная деревня Европы»?

Девушки и их кошки в фотопроекте Бриэнн Уиллс

Девушки и их кошки в фотопроекте Бриэнн Уиллс

Иллюзорный мир: тайные приемы рекламной фотосъемки

Иллюзорный мир: тайные приемы рекламной фотосъемки

Люди показали свой плохой день. И их действительно жаль

Люди показали свой плохой день. И их действительно жаль

50 жутких примеров, когда Мать-природа заставила онеметь от ужаса

50 жутких примеров, когда Мать-природа заставила онеметь от ужаса

Как студент хотел отсудить у компании Pepsi истребитель, и что из этого вышло

Как студент хотел отсудить у компании Pepsi истребитель, и что из этого вышло