«Малышка на миллиард»: история Лизы Фонсагривс — первой супермодели
Когда в 1949 году журнал Time впервые использовал термин «супермодель», речь шла об одной-единственной женщине — Лизе Фонсагривс (Lisa Fonssagrives). Ее называли «малышкой на миллиард долларов» и «невероятной Лизой». Она появилась на обложке Vogue более 200 раз, задолго до того как Синди Кроуфорд, Линда Евангелиста и Наоми Кэмпбелл вообще родились. Ее карьера началась со случайной встречи в лифте и закончилась величайшей историей любви в мире фотографии. Это история женщины, которая изменила представление о том, что значит быть моделью.
Девочка из Швеции, которая мечтала о танцах
Лиза Бирджитта Бернстоун (Lisa Birgitta Bernstone) родилась 11 мая 1911 года в Уддевалле, небольшом шведском городке на западном побережье страны. Ее отец был владельцем магазина, мать занималась домом и детьми. Семья жила скромно, но достойно — типичная история шведского среднего класса начала XX века.
С детства Лиза была хрупкой, высокой девочкой с необычной внешностью — высокие скулы, широко посаженные глаза, длинная шея. В школе над ней посмеивались, называя «жирафом» и «цаплей». Но что другие считали недостатками, позже станет ее главным капиталом.

Родители, обеспокоенные будущим дочери (в те времена высокие девушки считались «неудачницами» на брачном рынке), решили дать ей практическую профессию. В 18 лет Лизу отправили в кулинарную школу — пусть хоть поваром работает, раз замуж не выйдет. Но девушка мечтала совсем о другом.
Проучившись год, она сделала то, на что решались немногие девушки в 1920-х: собрала вещи и сбежала в Париж.
Париж, танцы и первая любовь
В Париже 1929 года Лиза поступила в школу современного танца. Денег не было, она перебивалась случайными заработками, жила в крошечной мансарде, голодала. Но она была счастлива. Именно в танцевальной студии она познакомилась с Фернаном Фонсагривсом — харизматичным танцором и хореографом, который был старше ее на восемь лет.
Фернан был полной противоположностью застенчивой шведки: громкий, экспрессивный, амбициозный. Он влюбился в Лизу с первого взгляда — точнее, с первого па.
В 1931 году они поженились. Лиза взяла фамилию мужа — Фонсагривс, которую носила до конца жизни. Молодожены мечтали создать танцевальную труппу, гастролировать по Европе, стать знаменитыми. Но судьба распорядилась иначе.
Встреча в лифте, изменившая все
В 1936 году, возвращаясь с очередного урока танцев, 25-летняя Лиза столкнулась в лифте с мужчиной с фотоаппаратом. Это был Вилли Мейволд (Willy Maywald) — немецкий фотограф, который только начинал делать карьеру в парижском мире моды.

Мейволд был поражен. Перед ним стояла девушка, которая выглядела совершенно не так, как типичные модели тех лет (невысокие, округлые, миловидные). Лиза была высокой (172 см — по тем временам очень высокий рост), угловатой, с аристократическими чертами лица. Он буквально преградил ей путь: «Мадемуазель, вы когда-нибудь позировали для фотографий?»
Лиза рассмеялась. Нет, конечно. Она танцовщица, а не модель. Но Мейволд был настойчив. Он уговорил ее прийти на показ шляп, где нужны были девушки для демонстрации.
Фотография, которая все изменила
На том показе шляп присутствовал Фернан с камерой — он хотел запечатлеть жену в красивых нарядах. Снимки получились необычными: в отличие от других моделей, которые просто стояли, Лиза двигалась. Она не могла стоять на месте — танцовщица по натуре, она инстинктивно создавала движение, поворот, жест.
Фернан отнес фотографии в редакцию Vogue почти случайно — просто показать, что его жена тоже может быть моделью, если с танцами не сложится. Редакторы были в восторге. «Кто эта девушка? Приводите ее немедленно!»
Так началась легендарная карьера. В 1936 году Лиза Фонсагривс впервые появилась на страницах французского Vogue. К 1939 году она стала главной моделью издания. За следующие 15 лет она появится на обложке Vogue более 200 раз — абсолютный рекорд, который не побит до сих пор.
Секрет успеха Лизы был прост и гениален: она не позировала — она двигалась.
Фотографы были в восторге: ее снимки получались живыми, динамичными, не похожими на статичные «манекенные» фото того времени.
На балке Эйфелевой башни
Одна из самых знаменитых фотографий в истории моды была сделана в 1939 году фотографом Эрвином Блуменфельдом (Erwin Blumenfeld). Лиза Фонсагривс балансирует на металлической балке Эйфелевой башни на головокружительной высоте, в элегантном костюме и шляпе, словно прогуливается по парку.

«Это было безумие, — вспоминала Лиза. — Блуменфельд сказал: «Я хочу снять тебя там, высоко». Я подумала, что он шутит. Но нет. Мы поднялись на башню, я встала на эту балку, а он снимал. Я не боялась — балерина привыкла держать равновесие. Но когда спустилась вниз, меня трясло полчаса».
Этот снимок стал иконой. Он символизировал новую эпоху моды — смелую, дерзкую, готовую на риск.
Война, Америка и конец первого брака
Когда в 1939 году началась Вторая мировая война, Париж перестал быть центром моды. Лиза и Фернан, как и многие, эмигрировали в США. Они поселились в Нью-Йорке, и Лиза продолжила работать — теперь для американского Vogue, Harper’s Bazaar, Time, Vanity Fair.
Но брак трещал по швам. Фернан, чья карьера так и не взлетела, тяжело переживал успех жены. «Он не мог смириться с тем, что я зарабатываю больше, что меня все знают, — говорила Лиза. — Он любил меня, но не мог принять мой успех». В 1942 году они развелись.
Лиза продолжала работать. Ее гонорары росли — к середине 1940-х она зарабатывала $25 в час (огромные деньги по тем временам). Журнал Time в 1949 году назвал ее «малышкой на миллиард долларов» — намек на то, что товары, рекламируемые с ее участием, приносили миллиарды прибыли.
Ирвин Пенн: любовь на всю жизнь
В 1947 году редакция Vogue заказала фотографу Ирвину Пенну (Irving Penn) сделать групповой портрет двенадцати самых востребованных моделей года. Среди них была и Лиза Фонсагривс, которой тогда было 36 лет — по меркам модельного бизнеса, пенсионный возраст.
Пенн был на восемь лет младше Лизы. Он уже был известным фотографом, но эта съемка изменила его жизнь. «Я увидел ее и понял, что это она, — рассказывал он позже. — Не просто красивая женщина. Она была… совершенной. Как живая скульптура».
Лиза тоже почувствовала что-то особенное.
Они начали встречаться. В 1950 году поженились. Лизе было 39, Ирвину — 31. Многие предсказывали, что брак не продлится — слишком разные, слишком большая разница в возрасте, оба слишком увлечены работой. Они ошибались.
Муза и модель
После свадьбы Лиза продолжала работать моделью еще почти десять лет. Она снималась для ведущих изданий, но все чаще и чаще — именно у Ирвина Пенна. Он создал сотни ее портретов, многие из которых стали классикой фотоискусства.
Сама Лиза относилась к своей карьере с удивительной скромностью. «Я просто хорошая вешалка для одежды, — говорила она журналистам. — Ничего особенного». Когда ее спрашивали, как она стала супермоделью, Лиза пожимала плечами:
В 1950 году у Лизы и Ирвина родился сын Том. Лиза продолжала работать еще несколько лет, но к концу 1950-х решила уйти из модельного бизнеса. «Мне было почти 50, — объясняла она. — Пора было остановиться. Я хотела быть матерью, женой, просто человеком, а не только лицом на обложке».
Жизнь после подиума
Уйдя из профессии, Лиза не исчезла из объектива. Ирвин продолжал фотографировать ее — дома, на прогулках, с детьми, за чтением книги, в саду. Эти снимки, интимные и личные, стали одними из самых трогательных в его творчестве.
Лиза занялась скульптурой — она всегда мечтала попробовать себя в этом искусстве. Несколько ее работ даже выставлялись в галереях, хотя она никогда не стремилась к славе в этой области.
Наследие первой супермодели
Лиза Фонсагривс умерла 4 февраля 1992 года в возрасте 80 лет. Ирвин Пенн пережил ее на 17 лет — он умер в 2009 году в 92 года. До последних дней жизни он хранил фотографии жены в своей студии.
В одном из последних интервью, данном незадолго до смерти, Лизу спросили: «Вы бы хотели что-то изменить в своей жизни?» Она улыбнулась:
Лиза Фонсагривс открыла эру супермоделей. Она доказала, что модель — это не просто «вешалка для одежды», а личность, художник, творец образа. Она показала, что в моде важно движение, живость, индивидуальность. Все супермодели, пришедшие после нее — от Твигги до Жизель Бундхен — в долгу перед ней.
Но, возможно, главное ее достижение — она прожила жизнь так, как хотела. Она танцевала, любила, рисковала, создавала. И она была счастлива.
Какой урок можно извлечь из истории Лизы Фонсагривс? Может быть, то, что величайшие повороты судьбы начинаются со случайностей — встречи в лифте, фотографии, сделанной мужем? Или то, что настоящая красота — это не соответствие стандартам, а умение быть собой?
Смотрите также: Последняя фотосессия Мэрилин Монро
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Как выглядели хрущевки, когда жить в них было хорошо
"Каждая нация красива!": 23 очаровательные девушки разных национальностей
22 винтажных фото голливудских звезд, которые точно вызовут у вас ностальгию
Странная история Мэри Тофт, рожавшей не детей, а кроликов
Жуткая история Джипси Бланшар, спланировавшей смерть матери ради собственного счастья
22 интересных открытия, которыми люди не смогли не поделиться в сети
22 смешных объявления и записки, написанные специально для котов
Висит груша, нельзя скушать: как фотографируют еду для рекламы
10 самых странных летательных аппаратов в истории авиации
Ангельская внешность: как выглядят дети, когда смешиваются разные расы



