Как советский ученый Варвара Кузнецова 3 года прожила в добровольном рабстве у чукчей
Чукчи живут в местах не только удаленных от цивилизации, но и имеющих очень суровый климат. Именно поэтому их жизнь была мало изучена даже в середине 20 века. Долгое время экспедиции на Чукотку были чисто мужским занятием. Но в 1948 году советский ученый Варвара Кузнецова нарушила это негласное правило. Отважная женщина три года прожила среди чукчей, фактически находясь в рабстве у одной из семей. (Все фотографии сделаны Кузнецовой в ходе экспедиции).
Девушка из вятского поселка
Варвара Григорьевна Кузнецова родилась в 1912 году в поселке Спас-Талица в Вятской губернии. В ее семье было шестеро детей и Варвара была самой старшей. В 1929 году она окончила школу с педагогическим уклоном и по распределению попала работать на Дальний Восток. Поработав там учителем, Кузнецова переехала в Ленинград и поступила в Государственный университет на исторический факультет.
Получив диплом, Варвара Григорьевна работала в Музее этнографии народов СССР. Во время войны женщина оставалась в Ленинграде и пережила все ужасы блокады. Она дежурила на крышах, обезвреживая зажигательные бомбы, и строила оборонительные сооружения.
В декабре 1941 года Кузнецова чудом выжила при попадании авиабомбы в здание музея. Она получила контузию и оказалась в госпитале. После излечения женщина-ученый осталась работать санитаркой и до 1944 года помогала спасать раненых. После снятия блокады Варвара Григорьевна вернулась к любимой работе в музее и поступила в аспирантуру Института этнографии АН СССР.
В 1948 году Варвара Кузнецова отбыла в экспедицию на Чукотку. Ее целью был сбор антропологических, этнографических и археологических материалов для диссертации. Официально поездка называлась Северо-Восточная экспедиция Института Этнографии АН СССР, но группа Кузнецовой состояла из одного человека — ее самой.
Женщина рассчитывала найти на Чукотке работу на административной должности и параллельно изучать жизнь северного народа. Но ее планам не суждено было сбыться. Кузнецова не учла кочевой образ жизни оленеводов, которые постоянно перемещаются по бескрайней тундре. Поэтому ей пришлось искать семью, которая согласилась бы взять ее к себе на некоторое время.
В семье Тымнэнэнтына
Так Варвара Григорьевна оказалась в стойбище старого оленевода Тымнэнэнтына. Это был суровый 60-летний мужчина, считавшийся среди чукчей хранителем традиций. Это не мешало ему занимать должность председателя колхоза «Тундровик» Амгуэмского сельсовета. Сам колхоз существовал лишь на бумаге, и семья старика просто кочевала со своими стадами, как и положено оленеводам.
В яранге Тымнэнэнтына строго придерживались всех чукотских обрядов, в том числе древних языческих ритуалов. Это было то что нужно Кузнецовой и она считала, что ей крупно повезло. Осложнялось все тем, что женщина не знала языка чукчей, а в семье оленевода только он сам немного говорил по-русски. Язык Кузнецовой пришлось осваивать в процессе общения.
У Тымнэнэнтына была жена Увакай. Женщина не знала, сколько ей лет, а время измеряла количеством ежегодных кочевий. Всего она могла вспомнить 30 переходов со стадами, но на самом деле ей было далеко за 40. Увакай досталась супругу по законам коллективного брака, после смерти первого мужа. Она перешла к Тымнэнэнтыну с детьми и родила ему еще двоих.
Вместе со старым оленеводом и его женой жили три племянника: Ятгыргын, Онпыгыргын и Таеквун. Они числились в колхозе пастухами и постоянно находились при стаде. Жизнь большой семьи не отличалась от быта их предков, живших сотни лет назад и вскоре Кузнецова почувствовала всего его тяготы на себе. В своем дневнике женщина писала:
Добровольное рабство
Жизнь Варвары Григорьевны в стойбище была очень тяжелой. Для чукчей она была обузой — человеком, не говорящим на их языке, отягощенным багажом и делающим непонятные вещи. Ее игнорировали и даже не приглашали в спальный полог, поэтому спала Кузнецова на холоде, в центре яранги.
По сути, женщина стала рабыней чукотской семьи. Она была полностью оторвана от цивилизации и не имела связи с коллегами и даже местными властями. Кузнецова ела в последнюю очередь, то что осталось от трапезы семьи, на нее не обращали внимание, когда она болела.
Во время дальних переходов через тундру чужачка была вынуждена идти пешком, за нартами, на которых ехали чукчи. Нужно отдать должное кочевникам — они не заставляли женщину выполнять тяжелую работу. Она не ставила ярангу и не разделывала туши оленей. В обязанности Кузнецовой входила расчистка места для жилища и утаптывание снега вокруг. Кроме этого, русская женщина выполняла разные мелкие поручения членов семьи.
Чукчи относились к Кузнецовой со сдержанным недоброжелательством. Они подозревали ее в опасном колдовстве, способном привести к беде. По древней традиции оленеводы не жгут огонь без дела, так как это привлекает злых духов. Варвара Григорьевна же подолгу сидела возле лампы и писала.
Когда жена Тымнэнэнтына заболела и умерла, отношение к Кузнецовой ухудшилось. Перед смертью Увакай лишилась рассудка и в этом считали косвенно виновной чужачку. Некоторые члены семьи не скрывали свою враждебность. Однажды Ятгыргын даже плюнул женщине в лицо. Глава семейства тоже иногда срывался. Так однажды Тымнэнэнтын разорвал и выбросил научный дневник за 1949 год. Он заявил, что не хочет во время кочевий возить с собой бесполезный груз.
Жизнь в стойбище
После смерти Увакай старшей женщиной в семье стала ее дочь Омрувакотгаут. Она ненавидела Кузнецову, и не упускала возможности обидеть ее. Она отбирала у женщины пищу и открыто издевалась над ней. Варвара Григорьевна так охарактеризовала ее в своих записях: «груба, скупа, жадна, лжива, зла, сварлива, прожорлива — а ей всего 16 лет».
Но вскоре девушку настигла расплата. Новая жена Тымнэнэнтына сразу невзлюбила ее и лишила всех привилегий. Она оказалась в худшем положении, чем Кузнецова — ее избивали, кормили объедками и заставляли делать самую тяжелую работу. Правда, от этого жизнь ученой не стала легче — Варвара Григорьевна по-прежнему недоедала и постоянно подвергалась оскорблениям. Записи, сделанные отважной женщиной, описывают ее «скромное меню»:
«Мы ели вареную волчеедину (туша оленя, которую погрызли волки), а старики — хорошее мясо».
«Мне предложили рилкэрил (каша из содержимого желудка оленя, его крови и жира), но я отказалась — не могу уже есть эту горькую кашу».
«Мне дали 150 граммов прэрэта (мяса с жиром), я съела его с жадностью».
Конец кочевой жизни
Иногда Кузнецовой удавалось попасть в поселок и несколько дней насладиться благами цивилизации. В один из таких визитов женщина увидела себя в зеркале в бане и ужаснулась. Она стала похожа на скелет, обтянутый кожей. Но Варвара Григорьевна была слишком преданной науке, чтобы отказаться от своей работы.
Она кочевала с чукчами три года и в конце-концов ее начали считать своей. Однажды Тымнэнэнтын даже сватал ее за своего племянника. Экспедиция Кузнецовой завершилась, когда в 1951 году старый оленевод умер. Варвара Григорьевна тщательно упаковала свои записи и собранные экспонаты и уехала назад в Ленинград.
Объем материала, собранного отважной женщиной, был огромным. Кузнецова блестяще защитила диссертацию и планировала написать несколько научных трудов. К сожалению, ее планам не суждено было сбыться. Годы тягот отразились на ее здоровье и Варвара Григорьевна тяжело заболела. Врачи нашли в ее мозге кисту, которая влияла на состояние нервной системы.
В 1956 году состояние Кузнецовой настолько ухудшилось, что ей пришлось оставить любимую работу. Умерла она в 1977 году. Фотографии, записи и предметы быта и культуры чукчей, привезенные Варварой Григорьевной из трехлетней экспедиции, так и не были полностью изучены и оказались в архиве музея этнографии.
Смотрите также — 5 известных всему миру вещей, которые изобрели чукчи
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!