Когда боги были пестрыми: неожиданный взгляд на античные скульптуры

0

Если задать вопрос, какого цвета античные статуи богов и героев, даже школьник ответит, что они белые. Это вполне логично, так как изготавливали свои шедевры греческие и римские мастера из мрамора, который имеет, в основном, белоснежный цвет.

Выставка «Пестрые боги» (Bunte Götter) из Дании, успешно проводимая с 2003 года в самых известных музеях Европы и США, ломает устоявшиеся стереотипы и показывает античные скульптуры такими, какими их видели современники Мирона, Фидия и Праксителя.

Фотография: Когда боги были пестрыми: неожиданный взгляд на античные скульптуры №1 - BigPicture.ru

Долгие столетия считалось, что античные скульптуры из мрамора были белыми. Лишь относительно недавно, благодаря инновационным методам анализа материалов, ученым удалось установить тот факт, что древние мастера раскрашивали свои изваяния, причем в весьма смелую цветовую гамму.

Эксперты установили, что на многих фигурах богов и героев были нарисованы детали одежды и почти у всех присутствовала роспись лиц. В древнем мире использовались яркие краски растительного и минерального происхождения, которые имели один важный недостаток — невысокую стойкость. Очевидно, статуи, подвергавшиеся атмосферным воздействиям, приходилось регулярно «подновлять».

Фотография: Когда боги были пестрыми: неожиданный взгляд на античные скульптуры №2 - BigPicture.ru

Восстановленная роспись античных горельефов

Основным экспонатом выставки «Пестрые боги» является фигура лучника с западного фронтона храма Афайи на о. Эгина, созданная около 500 г. до н. э. Ученые предполагают, что скульптура изображает Париса, по вине которого началась кровопролитная Троянская война.

Фотография: Когда боги были пестрыми: неожиданный взгляд на античные скульптуры №3 - BigPicture.ru

Лучник из храма Афайи

Проведя исследование мраморной скульптуры при помощи ультрафиолетового рефлектографа, специалисты с удивлением обнаружили, что некогда считавшийся обнаженным лучник, оказался одет в яркую, облегающую тело одежду. Узоры были тщательно проработаны — самые мелкие детали имели размер всего 2 мм! Эксперты не могут объяснить, зачем понадобилась такая филигранность для украшения статуи, располагавшейся на высоте более 10 метров — возможно это была прихоть заказчика или просто фирменный стиль ваятеля.

Фотография: Когда боги были пестрыми: неожиданный взгляд на античные скульптуры №4 - BigPicture.ru

Реконструкция лучника

Исследования этой и многих других скульптур показали различную степень выветривания поверхности мрамора, что свидетельствует об использовании красок, отличавшихся по происхождению и плотности. Химический анализ, взятый с разных участков поверхности, показал наличие в пигменте киновари, медной лазури, медной зелени, красной и желтой охры, а также тончайшего листового золота.

Фотография: Когда боги были пестрыми: неожиданный взгляд на античные скульптуры №5 - BigPicture.ru

Реконструкция головы воина

Но химический и спектральный анализ — это не единственное доказательство состоятельности теории «пестрых богов». В экспозиции выставки представлена голова одной из греческих скульптур воина, на шлеме которого сохранилась роспись, заметная невооруженным глазом. Эта находка будоражила умы археологов и искусствоведов с 60-х годов прошлого века, но доказать без специального исследования тот факт, что этот случай украшения не единичен, было невозможно.

Фотография: Когда боги были пестрыми: неожиданный взгляд на античные скульптуры №6 - BigPicture.ru

Кора Пеплофора (носящая пеплум), Музей Акрополя, Афины, 530-520 гг. до н.э

Фотография: Когда боги были пестрыми: неожиданный взгляд на античные скульптуры №7 - BigPicture.ru

Голова Калигулы, Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген, 37-41 гг

Фотография: Когда боги были пестрыми: неожиданный взгляд на античные скульптуры №8 - BigPicture.ru

Торс в панцирном доспехе, Музей Акрополя, Афины, ок. 470 г. до н. э.

Фотография: Когда боги были пестрыми: неожиданный взгляд на античные скульптуры №9 - BigPicture.ru

Тесей и Антиопа из храма Аполлона в Эретрии (о. Эвбея) кон. VI в. до н. э.

Фотография: Когда боги были пестрыми: неожиданный взгляд на античные скульптуры №10 - BigPicture.ru

Реконструкция одежды на фигуре Артемиды

Раскрашенные статуи представляли для жителей античного мира особую ценность. Что касается точки зрения современного человека, привыкшего к классическому, однотонному исполнению этих шедевров, то они кажутся как минимум странными, а как максимум — безвкусно-кричащими.

Смотрите также: Скульптуры из песка, которые поразят даже самое изощренное воображение

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

На что способен требушет — метательное оружие, изменившее военное искусство

На что способен требушет — метательное оружие, изменившее военное искусство

Дело «Алленстаунской четверки»: серия убийств, на раскрытие которых ушло 40 лет

Дело «Алленстаунской четверки»: серия убийств, на раскрытие которых ушло 40 лет

Растение-вампир, которое цветет раз в жизни и пахнет смертью

Растение-вампир, которое цветет раз в жизни и пахнет смертью

Новые посты

Николь Кидман: От куртизанки до королевы панков

Николь Кидман: От куртизанки до королевы панков

Невероятные пейзажи Западной Австралии глазами Бена Броуди

Невероятные пейзажи Западной Австралии глазами Бена Броуди

Как курят японцы: Страна восходящего солнца — рай для никотинозависимых?

Как курят японцы: Страна восходящего солнца — рай для никотинозависимых?

Как растут голуби день за днем

Как растут голуби день за днем

Калейдоскоп спиральных лестниц

Калейдоскоп спиральных лестниц

До слез: танцы на руинах Пуэрто-Рико

До слез: танцы на руинах Пуэрто-Рико

Не плюшевым мишкой единым: любимые игрушки детей из разных стран

Не плюшевым мишкой единым: любимые игрушки детей из разных стран

Почему жителей Германии мы называем немцами

Почему жителей Германии мы называем немцами

Гигиена при Екатерине II: борьба с паразитами, горшки и прочие «неудобства»

Гигиена при Екатерине II: борьба с паразитами, горшки и прочие «неудобства»

22 фото, на которые придется посмотреть дважды, чтобы понять, что происходит

22 фото, на которые придется посмотреть дважды, чтобы понять, что происходит

Картины канадского художника меняются в зависимости от ракурса

Картины канадского художника меняются в зависимости от ракурса

Вертикальное кладбище в Гонконге — когда перенаселение касается не только живых

Вертикальное кладбище в Гонконге — когда перенаселение касается не только живых