Как фотографировать людей
Журнал National Geographic без людей немыслим. Портреты и фотографии повседневной жизни из разных уголков планеты — неотъемлемая часть истории журнала, его суть. Статьи по истории, археологии, биологии — ни одна не обойдется без хорошего портрета. Ну и конечно, первое место по узнаваемости займет портрет афганской девочки Стива Мак-Карри.
В чем секрет хорошего снимка, тем более портрета? Как ни удивительно, но в том же, в чем секрет любого хорошего дела — смелость, любознательность, настойчивость, ум. Сфотографировать незнакомого человека — уже само по себе «преступление», это фактически вторжение в очень личное пространство, поэтому в этом плане нужно быть весьма осторожным.
Какие же есть секреты на вооружении у фотографа National Geographic, чтобы сделать классный снимок? У журнала есть правило: человек на снимке не должен смотреть в камеру, тем самым достигается эффект присутствия. Вы наверняка замечали, что постановочные снимки всегда менее эффектны, чем непостановочные. Когда человек находится наедине с самим собой — вот тут и получается тот «психологический» эффект снимка. Но как же тогда все остальные снимки, где люди смотрят в камеру, спросите вы. Позирование в кадре возможно, если оно обусловлено. Тот же снимок Мак-Карри показывает забитую, испуганную войной девочку, напоминающую скорее загнанного в угол зверька. Согласитесь, что снимок отличается от портретов на отдыхе? Фотограф-натуралист и фотограф-портретист по сути одно и то же.
Совет 1: Для съемок в городе оденьтесь неброско. Лучше всего в то, в чем ходит подавляющее большинство горожан. Иногда это может быть национальный костюм, не стесняйтесь — и вы будете незаметны.
Совет 2: Для того чтобы снять интересного человека, необязательно ходить по городу кругами. Достаточно стоять на одном месте. Иногда можно прождать не один час. Главное, чтобы место было оживленное, тогда заинтересовавший вас персонаж появится рано или поздно.
Совет 3: Не берите с собой большую сумку и много аппаратуры. Достаточно взять один объектив. Но его выбор зависит от вас: что вы хотите сфотографировать — жанр или портрет. Тогда выбор из двух линз — широкого угла и длинного фокуса.
Совет 4: Далеко не все любят сниматься, особенно в восточных странах. Чтобы задобрить недовольных или «подкупить» детей, носите с собой недорогие сувениры, лучше всего из своей родной страны или города — это поможет наладить не только личный, но и межкультурный контакт. Всегда имейте при себе мелкие деньги, ведь это лучший стимул, тем более в бедных странах. Деньгами можно откупиться, но пусть вам не позируют: фото будут без души.
Совет 5: Даже если вы снимаете для лучшего в мире журнала, стоит прикинуться дурачком-туристом. Как прессу вас могут сдать в местную полицию. Турист же подозрений не вызывает. Правда, до тех пор, пока не находится рядом с секретным объектом или государственной границей. На всякий такой случай нужно иметь с собой бумагу, подтверждающую ваши полномочия на нахождение в подобных местах.
Совет 6: В странах, где не любят фотографироваться, лучше всего делать это с рук, не глядя в видоискатель, проходя мимо. Самое любимое выражение в Марокко — «No photo!»: учитесь снимать, не привлекая внимания. Но особенно будьте начеку в странах с жесткими религиозными устоями, там могут и побить.
Совет 7: В портрете хороши цветовые акценты. Яркие одежды могут отвлекать от самого лица или выражения глаз. Или наоборот, оставив одни глаза, как это делают в исламских странах, можно добиться выражения любого чувства. Недаром же на Востоке женщины могут свести мужчин с ума только одними глазами. Совершенно необязательно снимать всего человека, иногда можно снять только аксессуары, ведь они могут рассказать о человеке и его жизни не меньше, чем глаза.
Совет 8: Во время работы в глухих городах и деревнях не стоит сразу бежать фотографировать. Первое время вы сами станете достопримечательностью, кто-то захочет с вами сфотографироваться, кто-то — просто потрогать. Подождите, пока к вам привыкнут и не будут позировать, а эмоции не станут «повседневными».
Совет 9: Не забывайте, что вы снимаете не моду и не рекламу, а саму жизнь, и поэтому грязь и нищета тут — нормальное явление. Постарайтесь передать жизнь такой, какая она есть — и тогда ваша фотография сможет сыграть большую роль в жизни людей, отображенных у вас на снимке. О них узнают, туда придет помощь, проведут свет или построят дорогу, кто знает?
Совет 10: Помните, что любую фотографию можно восстановить специальной программой. Даже если злой полицейский (или любой другой гражданин) заставит вас стереть изображение — подчинитесь. Важно до восстановления данных больше не снимать на «засвеченную» флешку, поэтому имейте с собой достаточно карточек про запас.
Совет 11: Снимайте много людей, всех профессий и возрастов. Очень часто после возвращения с досадой понимаешь, что «портрет страны» неполный.
Совет 12: Не всегда портретами на фото могут быть живые люди. Если сюжет известен, то можно в фотографии использовать и его.
Совет 13: В потрете трудового человека важно показать не столько само лицо, сколько его быт, его повседневную жизнь.
Совет 14: Пасмурная погода — идеальное время для съемки людей. Но раннее утро тоже неплохо: свет не слепит людей и контраст минимален.
Совет 15: Не всегда на фотографии бывает всё понятно с первого раза. Это не значит, что вы плохо сняли, это значит, что культурные различия больше, чем может показаться.
Совет 16: Будьте доброжелательны и умны. Даже в самые страшные и безысходные моменты помните, что вы человек. Если есть выбор между помощью и хорошим кадром — выбирайте первое. Хорошие кадры у вас обязательно повторятся.
Смотрите также: Лучшие посты на БигПикче Топ-100
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!