Картины из свинца, травы и боли: как монтируют выставку Ансельма Кифера в Государственном Эрмитаже
30 мая 2017 года в Николаевском зале Зимнего дворца начнет работу персональная выставка немецкого художника Ансельма Кифера «Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову. Судьбы народов». И это действительно важное событие. Не только потому, что это первая персональная экспозиция автора в России, а сам Кифер — единственный ныне живущий художник, который представлен в постоянной экспозиции Лувра. С работами Ансельма не все так просто — попытки организовать экспозицию работ немецкого художника предпринимались в течение многих лет. Художник напрямую вел переговоры с Государственным Эрмитажем, и только теперь, когда мастер создал проект специально для питерского музея, договориться удалось.
Мы попали в закулисье, чтобы увидеть, как монтируется выставка великого художника.
Ансельм Кифер посетил Санкт-Петербург в мае 2016 года и несколько дней исследовал город. Художник смотрел все — от дворцов до дворов-колодцев и крыш. Вдохновленный городом, Кифер за месяц создал для Эрмитажа новый проект, состоящий из 30 полотен, посвященных русскому поэту-футуристу Велимиру Хлебникову (1885-1922).
Для экспозиции проекта в стенах Николаевского зала австрийские мастера разработали специальную конструкцию, на которой будут развешивать полотна.
Вид с балкона Николаевского зала…
…и он здесь не случайно, так как крупногабаритные коробки с будущей выставкой Ансельма Кифера доставлялись прямо через балкон при помощи техники.
Размещение выставки в историческом здании исключает использование техники — только сборные конструкции и ручной труд.
Живописные полотна Кифера — широкомасштабные, многослойные, трехмерные; краски смешиваются с пылью, землей, глиной, ржавым металлом, соломой, засушенными цветами.
Картина «Велимиру Хлебникову. Новое учение о войне. Судьбы народов».
Ансельм Кифер родился в небольшом немецком городке Донауэшинген в 1945 году, за два месяца до конца Второй мировой войны. Исследуя тему замалчивания вины и боли, парализовавших целое поколение немцев, Кифер был одним из первых художников, которые смогли неприкрыто и смело обратиться в своих работах к темам нацизма и холокоста.
В конце 60-х — начале 70-х годов Кифер создал фотопроект, где он в военной форме своего отца имитировал нацистское приветствие в различных городах Франции, Швейцарии и Италии, говоря о том, что все пытались замалчивать. Позднее многие из этих фотографий легли в основу картин художника.
Русский поэт Велимир Хлебников, который предсказал революцию 1917 года, занимает особое место в творчестве Ансельма Кифера.
Кифер исследует центральную для Велимира Хлебникова идею — поэт уверен в цикличности судьбоносных военных столкновений, происходящих на воде и суше раз в 317 лет. В картинах игрушечные линкоры как будто только что покинули поле боя. Их корпуса деформированы, а основным цветом является цвет ржавчины. Поверхность картин неровная, поверх краски местами нанесена штукатурка, грязь и глина.
Полотна Ансельма очень масштабные и могут состоять из двух, трех и даже четырех частей.
Части полотен вынимают из коробок и каждую закрепляют на специальной подставке отдельно, а уже потом их скрепляют между собой в единое полотно.
Картина собирается в одно целое.
Картина «Без названия».
В своем творчестве Кифер обращается к темам истории, религии, литературы, философии, образам памяти и наследия. Источник вдохновения для художника — мировая культура в самом широком ее срезе: немецкая история, религиозная мистика, античная поэзия, месопотамские мифы.
Знакомство с работами Ансельма Кифера требует от зрителя готовности к размышлению и мистическому сопереживанию.
Картина «Студия художника».
Картина «Велимиру Хлебникову. Судьбы народов. Новое учение о войне».
На картинах и участках стен между ними нанесены надписи на немецком языке, что характерно для всего творчества Ансельма Кифера.
Чтобы понять масштабность работ по монтажу выставки, достаточно узнать, что один из этих ящиков весит 480 кг, другой приблизительно столько же.
Одна часть картины «Дух над водою».
Произведения Кифера нельзя интерпретировать только как картины, скорее, это арт-объекты, соединяющие в себе живопись, скульптуру и инсталляции.
В 1985 году художник купил обветшавшую крышу Кельнского собора: свинцовые листы стали страницами многочисленных книг, определивших всю киферовскую иконографию.
Картина «Дух над водою».
Во время экспозиции картины не будут отгорожены от зрителей. Это сделано по настоянию художника, чтобы ничто не мешало восприятию. Выставка проходит в рамках 100-летнего юбилея Октябрьской революции, который отмечают в 2017 году, и продлится до 3 сентября 2017 года.
Смотрите также: Люция Ганиева: Фотопроект “Эрмитажники. Dreaming Walls”
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!