Как выжить в Индии: инструкции для тех, кто хочет вернуться из путешествия целым и невредимым
Рассказывают и показывают опытные путешественники Наталья Анохина и Антон Фролов: «Друзья, так как Индия — страна экзотическая, я подумала, что многим из вас наверняка будет интересно узнать особенности нашего путешествия по ней. Именно поэтому в этот раз я решила немного изменить формат. И прежде чем начать вам показывать и рассказывать о том, что мы там видели, свела воедино всю полезную информацию об этой стране, разные нюансы и особенности, с которыми нам там пришлось столкнуться. Возможно, если вы сами соберетесь когда-нибудь в Индию, эта информация вам будет полезной. Ну а если нет, может быть, просто будет интересно почитать».
Гражданам РФ она нужна. И получать ее можно двумя способами: в визовом центре в Москве или в аэропорту по прилете. Мы решили получать в визовом центре, и вот почему. Прежде всего, нам хотелось уверенности перед поездкой, что все документы оформлены. Ибо для подачи на электронную визу надо все делать через специальный сайт, который часто глючит и не работает. При этом отправляешь через сайт только документы и получаешь приглашение, а решение о выдаче визы все равно принимает пограничник на въезде. И хотя отказов в визе мало, но, кроме того, онлайн-виза стоит 77,5 доллара, а в визовом центре — 2744 рубля. Экономия.
Однако когда мы занялись оформлением, то уже не были так уверены в правильности решения получения визы в визовом центре. Во-первых, из-за того, что как подача документов на визу, так и получение паспортов возможны только лично (!) или с нотариальной доверенностью, каждый раз туда приходилось таскаться и мне, и Антону. Во-вторых, очередь на сдачу выстроилась нехилая. Мы простояли в ней почти три часа. Жесть.
Что же касается документов, то для индийской визы нужна анкета — ее можно заполнить на сайте, но она ужасно длинная и занудная, и легко можно что-нибудь напутать. Поэтому нам заполняла ее прямо в визовом центре специально обученная тетенька за 110 рублей. Еще нужна бронь отеля — достаточно из одного места на первые два дня, а не по всему маршруту, «Букинг» прокатывает. Фото на белом фоне, его можно сделать прямо в здании визового центра. Ну и копии билетов, российского и заграничного паспортов. Оплата консульского сбора ведется прямо на месте в рублях. При сдаче документов и выпуске визы приходит эсэмэска.
Попасть в Индию можно разными способами, но удобнее всего, конечно же, прямым рейсом. Мы летели «Аэрофлотом» в Дели. Время в пути — 5 с половиной часов. Разница во времени с Москвой — 2 с половиной часа. То есть вылетели мы в 19:50 и были на месте около 4 утра.
Обратный рейс у «Аэрофлота» был ночной. Вылетели из Дели мы около часа ночи и прилетели в Москву в 5 часов утра.
Многие, кто отправляется в путешествие по Индии, думают, что так как страна находится на юге, то там всегда жара. Ну, может быть, на севере в горах зимой прохладно, но это исключение.
На самом деле, например, в январе в Дели температура ночью опускается до плюс 5-10 градусов, при этом там сыро из-за тумана. В общем, ощущения не из приятных. Днем же около 20-25 градусов. Такая же тема в городах «золотого треугольника», да и вообще в Центральной Индии. И только на юге хорошо и тепло.
Местная индийская валюта — рупия. Курс очень удобный для пересчета. Точнее, пересчитывать даже и не надо. Если маленько округлить, 1 рупия = 1 рубль. Мы брали с собой доллары и меняли на месте в банках и обменниках. Но надо иметь в виду, что в обменниках, даже в тех, где написано, что нет комиссии, на самом деле она есть. Например, в аэропорту за обмен 200 долларов с нас взяли комиссию 22 рупии. Мелочь, но ведь на будке было написано, что комиссии нет. Так что раз уж в таком цивильном месте обманывают, то в других это и подавно случается.
Кстати, сначала мы хотели обменять рубли на немного рупий в Шереметьево. У них там всегда был неплохой обменник с экзотическими валютами. Но, увы, в этот раз рупий там не оказалось.
Впрочем, в Индии во многих местах хоть с неохотой, но принимают к оплате карточки. Так что проблем все равно никаких не было.
Есть такой стереотип, что в Индии все очень дешево. Так оно и было до последнего кризиса, когда 1 рубль стоил примерно 4 рупии. Теперь же, когда курс рубля упал, все стало для нас уже не таким дешевым. Хотя все равно цены на все ниже, чем, например, в Москве, и, отправляясь в Индию, вы сможете сэкономить. Если же вы непритязательны вовсе и готовы жить и питаться как большинство среднестатистических индийцев, то для вас все будет по-прежнему дешево.
Но мы все-таки привыкли к кое-какому комфорту, поэтому ели в кафе, жили в отелях среднего уровня, ездили на местном транспорте, но брали и такси, осматривали достопримечательности и т.д.
Скажу так. Номер в чистом, хорошем отеле уровня 2-3 звезды обходился нам примерно в 900-2000 рупий за двоих. Правда, исключением были курорты — Каньякумари и Варкала, там подороже.
Обед из 3-4 полноценных блюд плюс напитки — 100-500 рублей в зависимости от места. Но я повторю, мы не ели в самых дешевых кафе, так что можно уложиться и в меньшую сумму.
Общественный транспорт очень дешевый. Такси примерно в полтора раза дешевле, чем у нас. Но об этом отдельно.
Что было дорого, так это билеты на осмотр всяких достопримечательностей. Увы, но цены в музеи, форты, в платные храмовые комплексы и так далее для иностранцев в десять и больше раз выше, чем для местных. Для местных обычная цена 20-30 рупий, для иностранцев — 400-600. Бдят тщательно, по индийскому билету пройти нереально хотя бы из-за внешней непохожести. Правда, есть и плюс. Кассы для индийцев и для иностранцев разные. Индийцы же очень любят путешествовать, и в индийские кассы всегда толпа народа за билетами. А на кассах для иностранцев всегда свободно.
Как я уже писала выше, мы жили в отелях среднего уровня. Практически все их забронировали заранее на «Букинге», хотя на самом деле делать это было вовсе не обязательно, так как на месте в любом городе всевозможных отелей масса, места есть всегда и без жилья вы точно не останетесь. А вот то, что найдете дешевле, чем на «Букинге», — факт. Но Антон у нас категорически отказывается ездить без бронирования, и убедить его в обратном я не могу.
Отели были абсолютно нормальные, чистые. Постельное белье тоже чистое. Почему пишу про белье? Потому что помню по своему первому путешествию, что нам тогда с подругой приходилось много где требовать, чтобы нам заменили постельное белье, ибо невооруженным глазом было понятно, что на нем уже спали.
Мышей, тараканов и прочей живности мы в отелях тоже не наблюдали. Хотя в Варкале и в Кочине у нас жили гекконы. Но я их люблю, поэтому ничего против не имела, тем более что гекконы — прекрасная профилактика от тараканов, едят они их.
Все наши отели были с санузлом в номере, с душем. Правда, в большинстве из них была засада с горячей водой. Централизованного горячего водоснабжения в Индии нет. Воду в отелях греют с помощью бойлеров, и она, как правило, бывает по расписанию. Так, после 12 ночи практически во всех отелях горячую воду отключали. А в некоторых, увы, даже несмотря на то, что в описании на «Букинге» она была, по факту ее не было вообще.
И еще один момент. Если поедете в Индию, берите с собой шампуни, гели, лосьоны для волос и все то, что вы из этого любите. Только в паре отелей шампуни были на месте. В большинстве же — только мыло, а в некоторых вообще ничего. Туалетную бумагу и салфетки тоже, кстати, лучше взять с собой.
За время нашего путешествия мы, по-моему, перепробовали практически все виды местного рейсового транспорта: ездили на автобусах, поездах, такси и рикшах, плавали на паромах, летали на самолетах. Больше всего нас впечатлили поезда, поэтому давайте с них и начнем.
Поезда
На поездах мы в Индии по плану должны были ехать трижды: из Дели в Каджурахо, из Каджурахо в Джанси и из Джанси в Кочин. По факту же получилось гораздо больше. Вообще, то, что местные поезда — случай тяжелый, я знала еще из своего первого путешествия. Но теперь случай еще более утяжелился.
Во-первых, все вагоны очень старые. Такое ощущение, что их построили еще во времена Второй мировой и с тех пор единственное, что в них добавили, — это розетки в каждом купе. Больше никакого даже минимального ремонта в них не было.
Во-вторых, в поездах очень грязно и там бегают тараканы. Даже в вагонах высоких классов.
В-третьих, если вы хотите ехать с каким-то хотя бы минимальным комфортом, нужно брать билеты в вагоны класса АС. Это вагоны с кондиционером, но не в нем суть. Главное в том, что ваши билеты будут привязаны к конкретным местам, у вас будет постельное белье, а в вагоне — проводник, сам же вагон будет хоть как-то худо-бедно убираться.
Во всех остальных классах вагонов ничего этого не будет. И даже если, например, вы купили билеты с местами в «Second sleeper klass», совершенно не факт, что их раньше вас не займет толпа индийцев. Вам же останется только ругаться с ними и доказывать свою правоту. Но это будет без толку, так как в таких вагонах проводников нет. Есть контролеры, но они приходят и уходят.
В-четвертых, и, пожалуй, в самых главных. Поезда в Индии — жуткие опоздуны. Вы думаете, я сейчас о паре часов говорю? Как бы не так! Один наш поезд опоздал на 8,5 часов, второй — на 17, третий — почти на 5. Нормальненько? Причем это самое опоздание влияет на отправление не только с промежуточных станций, но и с конечных тоже. Поездов же не резиновое количество, и если он так надолго опаздывает, то и отправляется потом с конечной тоже с опозданием. Другими словами, вы можете прождать его на вокзале, например, всю ночь, ибо отправление переносят не сразу на 6-10 часов, на которые можно пойти спать в отель, а на два, потом еще на два, потом на три и так далее до самого момента отправления! Мрак.
В общем, не рекомендую ездить по Индии на поездах. Ну а если вы все-таки решитесь на такой эксперимент, берите билеты заранее. Мы свои брали на сайте железных дорог Индии irctc.co.in примерно за 45 дней до отправления, и нам достались одни из последних. Или же не берите билеты совсем, если ехать вам всего несколько часов. В свои последние поездки мы стали поступать именно так. Приходили на вокзал, смотрели, какой поезд с учетом всех его опозданий придет на станцию в ближайшее время, покупали самые дешевые билеты или не покупали их вообще, дожидались его и садились на свободные места в нормальные вагоны. Билеты либо никто не проверял, либо проверяли, но разрешали ехать нам там, куда мы сели.
На междугородных автобусах мы ездили два раза и отреклись от них окончательно и бесповоротно.
Первый раз мы ехали из Эрнакулама в Алеппи. Второй — из Алеппи в Тривандрам. И проблема была даже не в старинных, видавших виды автобусах. В конце концов, в Алеппи мы ехали на вполне себе новом, у нас по Москве ходят похожие.
Дороги в Индии хорошие, ям и колдобин минимум, практически везде лежит вменяемый асфальт. Но везде огромный трафик плюс полное несоблюдение правил дорожного движения. В едином потоке едут легковые машины, грузовики, автобусы, рикши, мотоциклы. При этом все они норовят обогнать друг друга, внезапно повернуть, выскочить на встречку, втиснуться перед самым бампером другого транспортного средства. И так делают все. Как они не попадают в постоянные ДТП, я без понятия. За все наше путешествие по Индии мы видели лишь одно, когда автобус въехал в фонарный столб.
Но из-за такого вождения падает скорость. Знаете, сколько времени мы ехали 65 километров из Эрнакулама в Алеппи? Два часа! А 200 км из Алеппи в Тривандрам? 6 часов! В общем, после этого из Тривандрама в Каньякумари мы готовы были ехать даже на любом поезде с тараканами, что, кстати, и сделали. Ибо автобус вымотал так, что мало нам не показалось. Хотя автобусы в Индии очень дешевые. Билет на второй, на котором мы ехали 6 часов, стоил чуть больше 100 рупий.
Многие путешественники по Индии предпочитают ездить именно так. Кстати, кроме того, что движение в Индии проходит без соблюдения всяких правил, оно еще и левостороннее. Поэтому арендовать машину без водителя, в принципе, можно, но в таком случае нужно быть очень уверенным в своем водительском опыте.
Мы на машине с водителем ездили три раза: из Джанси в Каджурахо, из Варкалы в центр реабилитации слонов и опять же из Варкалы в аэропорт Тривандрама. Что могу сказать? Плюс в сравнении с автобусом — в комфорте и в кондиционере, которых в автобусе нет. Минус в цене — например, за 200 км из Джанси в Тривандрам мы заплатили 3500 рупий за машину. Напомню, на автобусе было 100 с небольшим с человека. Скорость же абсолютно такая же. В среднем — 30-40 км в час.
Типичный азиатский транспорт. Кстати, забавно, но если в мое первое путешествие 14 лет назад моторикшей в Индии строго называли моторикшами, то теперь перешли на тайский манер и все чаще называют их тук-туками.
Грубо говоря, моторикша — это такая «кибитка» на колесах, куда помещаются обычно два пассажира, иногда 3-5. Штука очень удобная из-за своей маневренности и возможности объезжать пробки благодаря своим маленьким размерам. Мы регулярно пользовались моторикшами в городах. Минусов, собственно, два. Во-первых, вечерами в Дели и Каджурахо не выше плюс 10, а в ней нет окон, при этом едет она быстро. Было холодно. Во-вторых, ездят моторикши обычно не больше чем на 20 км, то есть в соседний город на ней не скатаешься.
Велорикши — это упрощенный вид моторикш. Все то же самое, только крутит педали человек. Едет медленнее велосипеда, но если надо на совсем близкие расстояния, почему бы и нет? Мы пользовались такими из гуманных соображений. Стоит проезд на велорикше буквально 10-30 рупий. А человек ради них готов крутить педали и напрягаться. Выходит, это единственный заработок этих людей. Обычно мы им всегда давали больше. Просто очень было жаль их.
Пользовались дважды. Первый раз плыли на пароме по озеру из Кочина в Эрнакулам. Обычный старенький кораблик, ничего особенно выдающегося. Кроме того, что входы на борт во время всего движения были полностью открыты — хоть ныряй. И цены! Плыть нужно было минут 15-20, а билет стоил 4 рупии.
Второй раз мы плавали по каналам в Алеппи. Алеппи — словно Венеция, там весь город стоит на каналах и островах. И по ним, как в Венеции, ходят рейсовые кораблики «вапаретто». Очень старые, очень дряхлые, но со спасательными жилетами и опять же потрясающей ценой в 7 рупий.
Мы тогда очень душевно покатались, особенно если сравнить эту цену с ценой туристической лодки, где за полчаса по тем же каналам хотят от 400 до 1000 рупий.
Метро есть во многих крупных городах Индии, но мы ездили на нем только в Дели. Удивило оно нас своей чистотой и ухоженностью. Уже на улице на несколько метров вокруг павильона-входа на станцию вы не встретите ни одного торговца, ни одного рикши, нищего. Здесь чисто, растут цветы и деревья, а иногда даже разбиты газоны — в общем, цивилизация во всей красе.
Метро в Дели огромное, охватывающее весь город. Больше всего в нем нас поразила, пожалуй, система безопасности на входе. Представьте себе, всех, абсолютно всех при входе проверяют с помощью металлоискателей. Причем мужчин осматривают отдельно, а женщин — отдельно в специальной будочке. Иногда, чтобы войти в метро, выстаиваются даже очереди. Правда, двигаются они быстро.
Все вещи тоже проверяют — пропускают их через рентген. В общем, все в точности как в аэропортах.
Проезд в метро по жетонам. А вот цена зависит от расстояния, на которое вы едете. Минимальная цена за проезд — 30 рупий. Однажды мы ездили на окраину Дели и платили 40 рупий, а если вам надо в аэропорт, то это будет стоить все 60.
На станциях метро чисто, поезда ходят часто.
А еще что нам показалось интересным — это то, что в поездах метро Дели есть женские вагоны. Точнее, в каждом поезде есть только один женский вагон. Идет он всегда самым первым. А на платформе есть даже специальная «девочковая» розовенькая вывеска. И все девочки, которые не хотят толкаться в других вагонах вместе с мужчинами, сразу идут туда, где останавливается женский.
В женских вагонах могут ездить только женщины.
А еще на метро в Дели можно доехать прямо до аэропорта. Туда ведет отдельная ветка. Поезда по ней следуют экспрессом и делают всего несколько остановок. И в результате из центра города до аэропорта можно добраться минут за 20. По-моему, очень круто. Вот как оформлена одна из станций аэропортовской ветки метро.
Самолеты. Ребята, я уже вам неоднократно писала, что летать на самолетах я боюсь. А если страна еще и относится к странам третьего мира, то совсем-совсем боюсь. А Индия — она такая, да. Так что перелет у нас был только один — из Тривандрама в Дели в самом конце путешествия и самой продвинутой местной авиакомпанией Air India. Что могу сказать? В общем, нефиг было бояться. Самолет был новый, хороший, стюардессы вышколенные, улетели мы вовремя, взлетели мягко — я даже особо и не боялась (а взлеты для меня самое ужасное), сели тоже мягко. В общем, претензий нет.
Летели мы три часа, и на борту нас даже очень обильно покормили. Правда, я умудрилась перед полетом как раз поужинать и есть совершенно не хотела. Антону же еда понравилась, хотя внешне даже было не совсем понятно, что нам принесли. Я, честно говоря, из всего этого опознала только рис.
Отдельно могу спеть оду индийским аэропортам. Как вы понимаете, рейс у нас был внутренний. Но вы бы знали, сколько же проверок нам нужно было пройти перед тем, чтобы сесть в самолет. Пять! Причем абсолютно полноценных: с досмотром документов, посадочных, багажа и нас самих специальными дяденьками и тетеньками с помощью металлоискателей. И даже когда, казалось бы, уже все, мы шли по телетрапу в сам самолет и все проверки уже были закончены, нас перед самым входом на борт ждала еще одна — опять же с досмотром багажа и нас. Нигде больше ничего подобного не видела.
Ну а сами аэропорты очень хорошие: большие, просторные, чистые, с кучей кафешек со вполне вменяемыми ценами. В общем, совсем не как наши Домодедово или Шереметьево.
И да, с очередями на паспортный контроль и на таможенный досмотр, но с вменяемыми, быстро идущими очередями.
Конечно, главное, что обычно рассказывают об индийской еде, — это то, что она очень острая. Но не прямо ужас-ужас, какую вообще есть невозможно. А вполне себе терпимая. Мы даже в конце концов перестали просить официантов использовать для нас поменьше специй. Вполне съедобно было то, что нам подавали наравне с индийцами. Ну а некоторые блюда были и вообще совсем не острые. В общем, жить можно.
Что удивило, индийцы практически не употребляют алкоголь. В Дели, конечно же, есть бары, где можно много чего купить, но в обычных кафе вам подадут максимум пиво. А скорее всего — вообще ничего. Но, честно говоря, не очень-то и хотелось. Свежевыжатые соки гораздо вкуснее.
Обычно всех туристов, которые едут в Индию, пугают тем, что тут очень грязно и кругом антисанитария. Одно могу сказать — в Индии явно стало не так ужасно, как было 14 лет назад во время моего первого путешествия. Ну, либо я изменила к этому свое отношение.
Конечно, мы не покупали особо стремный фастфуд на улице и не ели все подряд, пили воду только из бутылок, а руки перед едой всегда мыли или протирали влажными салфетками. Но, в общем-то, все то же самое мы делаем и в других странах. Проблем не было
Но, конечно же, до стерильной чистоты Индии еще очень далеко. Мусора на улицах полно, трущобы все так же есть, много бедных и нищих на улицах. В общем, как-то так.
С туалетами сейчас уже тоже не все так печально. Например, раньше сплошь и рядом на улицах можно было встретить мужские писсуары. Идешь так, опаньки — мужики стоят в рядок и, не стесняясь, отводят душу. Теперь мы такой не встретили ни один. Я прямо даже расстроилась. Так хотелось их сфотографировать и показать вам.
Туалеты в Индии нынче двух стилей: западного и индийского. Причем про стили я вам сейчас не ради красного словца завернула — они там официально так называются. Западный стиль — с унитазом, индийский — дырка в полу.
Грязненькие, правда, в основном старенькие, но пользоваться можно. Минус — нигде нет туалетной бумаги, а во многих — и мыла в раковине тоже. Везите с собой.
Интернет
Интернет есть давно уже на всей планете, и Индия — не исключение. Конечно, можно пользоваться Wi-Fi — он нам попадался практически во всех отелях. Однако этого было недостаточно, хотелось иметь возможность быть на связи всегда и везде. «Билайн» радостно приветствовал нас в Дели сообщением, что за первый выход в интернет снимается 200 рублей, а далее — по 5 рублей за мегабайт. Безумный ценник. Поэтому мы сразу стали искать, где бы купить местную симку. Однако тут есть одна проблема. Симки здесь не раздаются направо и налево, как у нас, а только строго по предъявлению индийского паспорта. В интернете нам попадались упоминания, что вроде бы продают их и иностранцам по загранпаспорту, но в реальности салоны сотовой связи, куда мы заходили, это делать отказывались. Может, уже нельзя или лень связываться — непонятно. Однако мы нашли выход.
В Каджурахо к нам приклеился один водитель моторикши, готовый ради заработка возить нас по всему городу. И когда мы попросили показать, где можно купить индийскую сим-карту, он пришел в одну из лавочек и попросту оформил договор на свое имя. Интересно, что для этого в Индии надо предъявить отпечатки с нескольких пальцев с помощью специального прибора. В сфере идентификации личности они нас, как ни странно, обогнали.
За 600 рупий мы получили карту оператора Airtel с тарифом, позволяющим каждый день тратить до 1 ГБ трафика, в том числе на 4G. Продавец в лавке клятвенно пообещал, что будет работать по всей Индии.
И действительно, симка работала, когда мы отправились в путь. Правда, стоило выехать за пределы штата Мадхья-Прадеш, она начала работать в режиме роуминга, и пришлось включить в смартфоне галку «разрешить интернет-роуминг». В городах скорость была достаточно приличной, картинки и видео в инстаграм грузились быстро. А вот в сельской местности, по которой мы постоянно ехали на поезде, было все гораздо печальнее. Почти все время скорость была около нуля либо вообще ничего не скачивалось. Ну а 4G — он нам попался только в Дели и в Тривандраме.
Еще одна возможность пользоваться интернетом в Индии, причем бесплатно — это вокзальный Wi-Fi, который на многих станциях развернула небезызвестная компания Google вместе с индийскими железными дорогами. Его наличие легко обнаружить по многочисленным транспарантам RailWire на платформах. Но чтобы туда подключиться, нужно пройти идентификацию — ввести номер мобильного телефона, причем только индийский, и получить ответную эсэмэску с кодом. Правда, доступ дают ограниченный, минут на 40, потом надо снова получать эсэмэску.
Воровство
Встречается, хотя не могу сказать, что этим промышляют массово. Однажды идем по базару в Дели и вижу, как рядом с Антоном отирается какой-то парень. Стала по-тихому присматривать за ним. Ну и засекла в тот самый момент, когда он попытался расстегнуть молнию на рюкзаке у мужа.
Второй раз мы столкнулись с воровством в поезде из Джанси в Кочин. Ночью у девочки из нашего купе стащили кошелек. Причем вагон, как я уже писала выше, у нас был продвинутый, класса АС А2, выше которого только люкс.
Знание иностранных языков и общение
Так как Индия раньше была британской колонией, английский язык индийцы знают. Правда, этот английский — индийский, и в первое время вам, наверное, будет непросто его понять. С другой стороны, уже буквально через несколько дней, а то и быстрее вы привыкните к местному акценту, и проблема себя исчерпает.
Но надо сказать, что несмотря на то, что английский язык индийцы учат в школах, знают его не все. Тяжко с ним в мелких городах, в деревнях и в трущобах Дели, куда мы с Антоном забрели в самый последний день. Однако обычно все равно даже среди незнающих всегда находится хотя бы кто-то один, кто в состоянии ответить на простые вопросы и что-то сообщить. Так что учить хинди и другие индийские языки перед путешествием туда необязательно.
Смотрите также: Как быть идеальным гостем в России: инструкция для иностранцев
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!