Как в старину поступали с больными и старыми рабами в разных странах
В давние времена рабы были основой многих отраслей хозяйства. Без них не обходилось строительство, аграрный сектор, сфера услуг и индустрия развлечений. Но невольники болели, получали травмы и старели так же, как и свободные люди. Они становились не нужны своему господину, поскольку не приносили дохода, но нуждались в еде, одежде, крове и лечении. Как поступали с такими рабами в разных культурах?
Древний Рим
О судьбе непригодных для выполнения работы невольников писал во 2 веке до нашей эры древнеримский политик и писатель Марк Катон Старший. Он рекомендовал рабовладельцам не затягивать и своевременно продавать стареющих рабов, пока те окончательно не одряхлели. При этом автор без сантиментов сравнивал людей со скотом.
Больных и постаревших рабов римляне вывозили на остров Тиберина, расположенный посреди реки Тибр. Этот клочок суши, длиной 270 и 67 метров в ширину, был посвящен богу врачевания Эскулапу и на него свозили больных, немощных и старых. Попавший на остров раб считался свободным, но вернуться «на материк» не мог. Поэтому ему оставалось медленно умирать на Тиберине от голода или просить еду у посетителей святилища Эскулапа.
К сожалению, это был единственный способ позаботиться о своем невольнике. Филантропы, просто подарившие свободу старому работнику, рисковали получить неприятности. Если такой раб умирал где-то в Риме, его владельца быстро находили по клейму на теле мертвеца и накладывали на него солидный штраф.
Некоторые не обремененные гуманизмом хозяева могли вывезти раба за пределы города и лишить жизни, а тело спрятать. Все зависело от того, каким человеком был господин, ведь для многих знатных римлян раб был не более чем расходным материалом и инструментом для получения благ.
Исламский мир
На Востоке, в частности, в Османской империи, отношение к невольникам сильно отличалось от европейского. Во-первых, ислам не разрешал делать рабами единоверцев. Во-вторых, всячески поощрялось освобождение раба, принявшего ислам, а в-третьих — подневольных работников почти не задействовали в строительстве и сельском хозяйстве, а использовали в основном в сфере услуг.
Невольники могли быть не только слугами и официантами, но и солдатами, моряками, охранниками и даже торговцами и управляющими. Все зависело от отношения к рабу хозяина и от личных качеств самого работника. Известны даже случаи, когда бывшие невольники получали высокий пост при дворе султана.
В Османской империи рабынь женщин всегда было гораздо больше, чем мужчин. Мусульманки не считались невольницами, а имели статус наложниц. Их запрещалось привлекать к работе в борделях — все они прислуживали своим хозяевам, а иногда и выполняли роль неофициальной жены. По законам ислама состарившуюся или заболевшую наложницу нельзя было выгнать — она признавалась членом семьи и жила в доме господина до самой смерти.
Невольники-иноверцы любого пола выполняли грязную и тяжелую работу при доме хозяина. Постаревших женщин другой веры просто выгоняли на улицу и они занимались попрошайничеством, а мужчин заставляли работать, пока их не оставляли силы, а затем бросали умирать за городской стеной.
Древний Китай и Япония
В странах дальневосточного региона рабы делились на две категории — частные и государственные. Чаще всего в рабстве оказывались военнопленные и преступники, поэтому отношения к невольникам было специфическое. Работали они на строительных работах, возводя крепости, мосты и ирригационные сооружения. В Китае отличительным признаком раба был железный ошейник и красная одежда.
С ослабевшими, больными и состарившимися невольниками не церемонились. В Китае и Японии их могли просто зарубить мечом, бросить в шахту или скормить диким зверям. Самым высшим проявлением человечности можно было считать освобождение раба, но такая филантропия не поощрялась. Освободившись, калеки и старики пополняли армию попрошаек и преступников, ведь других способов прокормиться у них не было.
Законы Древнего Китая предусматривали полную ответственность хозяина за своего раба. Если оказавшийся на свободе из-за профнепригодности работник совершал преступление, то к ответу привлекали человека, который был его владельцем. В особо серьезных случаях богача могли удушить или обезглавить вместе с рабом-злодеем, а семью — отдать в рабство. Поэтому гуманность по отношению к рабам, в том числе старым, в Китае была очень непопулярна.
Северная и Южная Америка
В Новом Свете судьба нетрудоспособных рабов полностью зависела от человечности хозяина, ведь закон о таких случаях деликатно молчал. Иногда владельцы крупных плантаций, где трудились сотни невольников, строили целые больницы, где работали самые настоящие врачи.
Но силы и деньги на невольника тратили лишь в том случае, если его можно было вылечить и снова заставить трудиться. Если раб был безнадежно болен или состарился, его просто передавали общине и все бремя заботы о нем падало на плечи его родных и соседей.
Никакой пенсии или пособия старику не полагалось и, чтобы кормить таких беспомощных рабов, здоровые и трудоспособные должны были оторвать кусок хлеба от себя и своих детей. Старик или калека просто доживал свои дни в хижине, в солнечные дни выходя погреться возле входа. Смерть такого нахлебника часто была праздником для всех — ведь он переставал страдать и мучить своей беспомощностью других.
Смотрите также:
Как появились рабыни-славянки в средневековой Европе
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!