Как предок голливудской звезды Шарлиз Терон придумал велосипедные войска
Согласитесь, что велосипедные войска — это звучит странно и даже смешно. Но поверьте, ничего забавного тут нет и воинские подразделения на велосипедах отлично показали себя на поле брани. Появились они впервые не в Европе и даже не в Китае, а в Южной Африке. А отцом этого экзотического рода войск был старший брат прадедушки Шарлиз Терон. Да, той самой голливудской красавицы, родом из ЮАР.
Адвокат из Трансвааля Даниэль Йохансон Стефанус «Дани» Терон был не только отличным правоведом. Это был человек, сведущий во многих областях и обладающий неординарным мышлением. В 1899 году началась англо-бурская война и Даниэль не остался в стороне. Его идея, показавшаяся сначала безумной, стала настоящей находкой для буров, защищающих свою родину.
Почему «железный конь» заменил обычного
В то время после человека второй по значимости фигурой на полях сражений была лошадь. К сожалению, для Южной Африки это животное подходит далеко не идеально. Бурские лошади выносливы и неприхотливы, но немало едят и нуждаются в воде. Поэтому засушливый климат Трансвааля создавал серьезные проблемы всадникам.
Адвокат и патриот Даниэль Терон обратился к властям с предложением использовать вместо лошадей велосипеды. Идею это сложно было назвать свежей. В 80-е годы 19 столетия велосипедисты состояли во многих европейских армиях. Но никакими преимуществами во время боевых действий воины на «педальных конях» не имели.
Все дело в том, что ездили они на «пенни-фартингах», или так называемых «пауках». Это те самые смешные велосипеды с огромным передним колесом, при взгляде на которые, современный человек вспоминает цирк. Подобная механизация почти не предоставляла никаких преимуществ. По пересеченной местности велосипедист ехать не мог, а кроме этого, высокая посадка делала его прекрасной мишенью.
Дани Терон предложил использовать самые современные на тот момент велосипеды. Это первые машины, имеющие конструкцию, которая используется и сейчас. Бурам понравилась идея адвоката. Это было очевидно, ведь «бур» на языке африкаанс означает «фермер» или «крестьянин». А для крестьянина, как известно, нет ничего ценнее в хозяйстве, чем конь. Теперь суровые бурские воины могли не переживать за своих рабочих лошадок и оставлять их дома.
Но в военном ведомстве Трансвааля нашлось и немало скептиков. Чтобы окончательно убедить соотечественников в целесообразности применения велосипедов, Терон решил продемонстрировать плюсы своего решения наглядно. Он организовал гонки всадника и велосипедиста. В ходе 75-километрового пробега под безжалостным солнцем победил человек и машина.
Велосипедисты на войне
После этого Дани Терону разрешили организовать корпус из 108 человек. Это были бойцы, задачами которых была разведка и установление связи между подразделениями. В то время, когда радио было еще слишком молодым и не вышло за пределы научных лабораторий, в армии связь обеспечивали курьеры. Велосипедист прекрасно подходил для передачи информации, так как перемещался быстро, бесшумно и не потреблял ресурсы.
Когда воины на педальных машинах доказали свою состоятельность в театре боевых действий, Терон пошел дальше. Он создал Разведывательный корпус для ведения партизанской войны в тылу врага. Это были 80 отборных бойцов на добротных велосипедах.
Отважные велосипедисты орудовали в тылу у врага как у себя дома. Они наносили молниеносные удары и растворялись в саванне, поскрипывая педалями. Эти ребята совершали диверсии и пускали под откос поезда с оружием и провизией. Их примеру последовали другие буры и скоро многие сменили лошадь на велосипед.
Использование «педальной кавалерии» не смогло переломить ход войны и не обеспечило победу над англичанами. Но при этом воины с велосипедами доставили врагам немало хлопот. А главное, фермерские лошадки остались целы и после войны бывшие солдаты снова начали на них пахать и возить сено.
Заимствованная идея
Велосипедисты так сильно досаждали англичанам, что они даже назначили награду за голову Терона. Но при этом они сами задумались о создании похожих воинских соединений. «Пауки» были забыты и по фронтовым дорогам начали сновать на современных быстрых машинах солдаты самых разных родов войск.
Британцы даже усовершенствовали идею Терона. Их австралийские подразделения получили специальные велосипеды, приспособленные для езды по железнодорожным рельсам. Подобная велодрезина могла набрать приличную скорость. При необходимости превратить ее обратно в велосипед можно было за несколько минут.
Использовали и полноценные дрезины с педальным приводом, которые могли перевозить несколько человек и даже грузы. Кстати, еще в начале 19 века дрезиной называли велосипед, который ездок перемещал, отталкиваясь ногами. К концу столетия это название уже стойко ассоциировалось именно с железной дорогой.
Велосипедные тачанки и прочие странности
Англо-бурская война закончилась, но дело Даниэля Терона продолжало жить. В начале 20 века в разных армиях европы начали думать над тем, как усилить огневую мощь воина на велосипеде. Так появились прицепы с пулеметами системы Максима и даже самые настоящие велотачанки.
Вершиной инженерной мысли стал квадроцикл Симмса. Это четырехколесная машина с педальным приводом, оснащенная пулеметом. Для защиты стрелка в передней части аппарата устанавливался стальной щит. Выглядела такая боевая техника очень странно, а толку от нее было немного. Основным минусом квадроциклов стала их низкая проходимость. Поэтому были выпущены лишь несколько экспериментальных моделей, после чего проект полностью свернули.
А вот другое изобретение милитаристов — складные велосипеды, мы применяем и в 21 веке. Их появлению мы обязаны французскому офицеру Анри Жерару. Он здраво рассудил, что есть места, где даже на двух колесах пройти невозможно. Поэтому велосипед Жерара можно было сложить и повесить за спиной.
Складные велосипеды первой начала выпускать компания «Пежо» в конце 19 века. К началу Первой мировой войны свои складные велосипеды уже имели все армии, участвующие в конфликте. Все они мало отличались от своего пращура конструкции Жерара.
Французы в начале 20 веке отобрали пальму первенства у англичан и велосипедов в их армии было больше всего. По состоянию на 1914 год более 100 тыс. французских военнослужащих перемещались на двух и трехколесных машинах с педалями. Англичане же могли в то же время похвастаться только 14 тыс. велосипедистов. С учетом колоний, то есть Австралии, Канады и Новой Зеландии цифра эта могла быть больше, но до французов все равно было далеко.
В 1917 году в Первую мировую вступили США. Через океан было переправлено 26407 велосипедов разного типа. Немцы также не игнорировали перспективный персональный транспорт. В рядах их армии было не меньше велосипедистов, чем во всех войсках союзников вместе взятых. Можно сказать, что к этому времени велосипед стал полноценной военной техникой.
Велосипеды на службе России
В Российской империи военные велосипедисты появились на рубеже 19 и 20 столетий. После революции, во время Гражданской войны, активно использовали «самокатчиков». Это устаревшее слово означало вовсе не солдата на самокате, отталкивающегося одной ногой. Так называли военных велосипедистов до революции и определение это сохранилось после прихода к власти большевиков.
Кстати, в повседневной жизни россияне называли вещи своими именами, то есть технику — «велосипедом», а ее водителя — «велосипедистом». А вот в официальных источниках всегда писали «самокат» и «самокатчик». Впрочем, никакой путаницы не возникало, так как все хорошо знали о чем идет речь.
Велосипедисты отлично показали себя во время революции и в боях с белогвардейцами. Многие из погибших воинов были похоронены у Кремлевской стены, а московскую улицу Новоблагословенную в 1924 году переименовали в Самокатную.
Смотрите также — 10 «неубиваемых» велосипедов с маркировкой «сделано в СССР»
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!