Как Домон Кэн изменил японскую фотографию навсегда

0

Японский фотокорреспондент Домон Кэн (Domon Ken) — выдающаяся фигура в истории фотографии. Его считают пионером японского реализма в фотоискусстве и самым преданным своему делу профессионалом. Первую половину жизни мастер посвятил репортажной фотосъемке, избегая постановочных снимков. В зрелом возрасте Домон создал сотни прекрасных кадров, посвященных японской природе, искусству и религии.

Фотография Домона Кэна: купание в реке на фоне руин Хиросимы

Купание в реке перед руинами Хиросимы, 1957 год

От юриста до фотографа: как Домон Кэн нашел призвание

Домон Кэн родился 25 октября 1909 года в городе Саката, расположенном у моря в префектуре Ямагата. В 1916 году его семья переехала в Токио, а еще через два года в Иокогаму. В детстве Домон проявлял интерес к естественным наукам и литературе и был одним из лучших учеников в школе. Получив среднее образование, юноша выбрал профессию юриста.

Молодой Домон Кэн (Domon Ken) за работой с фотокамерой

Портрет молодого Домона Кэна за работой

Домон поступил в Университет Нихон, но вскоре бросил учебу. После этого он пробовал себя в разных сферах деятельности, от живописи, до археологии. В 1933 году мать посоветовала ему поступить учеником в фотостудию Мияути Котаро. Вскоре парень понял, что хочет стать профессиональным фотографом.

Ранняя работа Домона Кэна: медсестры Красного креста в Токио

Молодые медсестры Красного креста, Азабу/Токио 1938 год

Но работа в студии была не тем делом, которому он хотел посвятить жизнь. Домон Кэн увлекся новыми течениями фотографии, пришедшими из Германии. Он хотел делать фоторепортажи и динамичные снимки — в Японии начала 20 века это было новаторство. Молодой фотограф примкнул в 1935 году к группе «Ниппон кобо».

Рыбаки в префектуре Сидзуока на фото Домона Кэна

Рыбалка в Изу, префектура Сидзуока, 1936 год

Объединение фотографов возглавлял Натори Еносукэ (1910-1962), активно внедрявший новый, немецкий подход к фотожурналистике. Под чутким руководством наставника Домон быстро стал настоящим профессионалом фотокамеры. Но его не устраивало, что Натори публиковал его лучшие снимки под своим именем.

Дети с зонтами в токийской деревне Огочи

Дети с зонтиками в деревне Огочи, Токио — около 1935 года

Храмы, театр и дети улиц

В 1939 году, пока наставник был в отъезде, Домон отправил снимок, подписанный своим именем, в редакцию Life. Это был портрет министра иностранных дел Японии Угаки Кадзусигэ. Снимок напечатали, но этот поступок привел к конфликту между Домоном и Натори. В итоге фотограф покинул объединение.

Церемония выпуска морской пехоты в объективе Домона Кэна

Памятная фотография с церемонии выпуска морской пехоты, 1944 год Цутиура, Ибараги

Работая независимо, Домон Кэн быстро добился успеха. Он сотрудничал с Центром международных культурных связей и многими японскими и американскими изданиями. В 1943 году он получил первую премию Ars Photo Award за серию портретов известных людей.

Курсанты военно-морской академии на тренировке

Тренировка курсантов военно-морской академии, Япония, 1936 год

Во время Второй мировой войны мастер был вынужден пересмотреть свое творчество. Военная цензура не давала ему делать правдивые фоторепортажи. Поэтому несколько лет Домон посвятил съемкам японских храмов и спектаклей традиционного кукольного театра Бунраку.

Буддийская скульптура в храме Нара, снятая Домоном Кэном

Рука Будды Шакьямуни в зале Мироку, Муро-дзи, Нара. 1942-43 гг.

После окончания войны фотограф вернулся к любимому делу. Также он стал сотрудником журнала Kamera, где в его обязанности входил анализ работ читателей и ответы на их письма. В 1955 году он стал делать снимки детей на улицах традиционных рабочих районов ситамати в Токио, где он жил. Так появилась большая серия работ под названием «Дети Кото».

Уличные дети Токио в проекте Домона Кэна

Токийская пацанва, 1960 год

Работа в Хиросиме

В июле 1957 года Домон Кэн впервые посетил разрушенную ядерным взрывом Хиросиму. Увиденное так потрясло его, что визиты в город стали регулярными. Фотограф только за первый год побывал в Хиросиме 6 раз, проведя там в общей сложности 36 суток. Он не только фотографировал, но и брал интервью у людей, переживших бомбардировку.

Послевоенная Хиросима в объективе Домона Кэна (Domon Ken)

Для своей книги «Хиросима» он сделал более 5800 негативов. В альбом вошли 171 самых лучших снимков из отобранных 800. Книга с шокирующими фотографиями стала популярна не только в Японии, но и далеко за пределами страны. В нее вошли тяжелые снимки с искалеченными детьми, операциями по пересадке кожи и моментами реабилитации пострадавших.

Один из снимков из серии Хиросима фотографа Домона Кэна

В 1959 году Домон Кэн отправился в префектуру Фукуока, где снимал тяжелую жизнь шахтеров рудника Тикухо. Вскоре после возвращения у фотографа случился инсульт, приковавший его к инвалидному креслу. Приложив немало усилий, Домон смог встать на ноги. Тем не менее о дальних экспедициях он больше не думал.

Семья переживших атомную бомбардировку в Хиросиме

Семья двух выживших после атомной бомбардировки, 1957 год. Фотография Домон Кэна, из альбома «Хиросим», 1958 год.

Погружение в религию и искусство

После болезни Домон создал серию снимков под названием «Паломничества в древние храмы». Кроме того, он сделал множество фотографий буддийских скульптур и настенных росписей. В итоге работы мастера составили пять томов, причем последний был издан в 1975 году.

Буддийские статуи в фотопроекте Домона Кэна

Йошида Бунгоро IV управляет куклой Чиё в спектакле «Теракоя но Дан» из пьесы «Сугавара Дэндзю Тэнараи Кагами» — 1942 год.

В сентябре 1979 года его сразил очередной инсульт, и остаток своей жизни Домон провел в больнице. Он умер в 1990 году в возрасте 80 лет. Память культового японского фотографа увековечена в Музее фотографии Домона Кэна. Это был первый в Японии музей, посвященный только фотографии. Там хранится коллекция из 70 000 изображений мэтра и его учеников.

Домон Кэн и господин Асакура в 1949 году

Кен Домон и г-н Асакура, 1949 год

Медсестра Красного креста в Токио, 1938 год

Медсестра Красного креста, Азабу/Токио 1938 год

Слепой мальчик - работа из серии Домона Кэна

Слепой мальчик, 1955 год

Без названия - одна из поздних работ Домона Кэна

Без названия, 1957 год

Медсестры Красного креста - знаменитый снимок Домона Кэна

Молодые медсестры Красного креста, 1938 год

Актриса Йошико Ямагучи в объективе Домона Кэна

Актриса Йошико «Ширли» Ямагучи, 1952 год.

Пожилой Домон Кэн - портрет последних лет

Асакуса, Токио, 1954 год

Буддийские божества в храме - фото Домона Кэна

Двенадцать статуй божеств в главном зале храма Муро-дзи (слева направо: божество Змея, божество Овна, божество Обезьяны, божество Дракона) 1943 год.

Домон Кэн (Domon Ken) с фотокамерой - рабочий момент

Домон Кэн оставил после себя не просто фотографии — он создал визуальную хронику Японии XX века, наполненную болью, красотой, правдой и духовностью. Его путь — это история поиска собственного голоса, отстаивания прав на авторство, борьбы с цензурой и преодоления физических ограничений. А каким вы видите миссию фотожурналиста сегодня — фиксировать реальность или стремиться к художественному высказыванию?

Смотрите также — Уникальный эротический проект «Женщины моря» японского фотографа Ивасе Есиюки

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Живопись Дениса Саражина: красота и драма человеческого тела

Живопись Дениса Саражина: красота и драма человеческого тела

Тайна смерти Элизы Лэм: несчастный случай, убийство или проклятие старого отеля?

Тайна смерти Элизы Лэм: несчастный случай, убийство или проклятие старого отеля?

Зачем американские солдаты во Вьетнаме носили на касках игральные карты

Зачем американские солдаты во Вьетнаме носили на касках игральные карты

Новые посты

Образы современников в суровом ренессансе Митча Гриффитса

Образы современников в суровом ренессансе Митча Гриффитса

«Путь был долгим, результат — сомнительным». Когда встреча с достопримечательностями не удалась

«Путь был долгим, результат — сомнительным». Когда встреча с достопримечательностями не удалась

14 примеров, когда американский фастфуд зашел слишком далеко

14 примеров, когда американский фастфуд зашел слишком далеко

Уличные фотографии от китайского фотографа Тао Лю

Уличные фотографии от китайского фотографа Тао Лю

Женщины-палачи Индонезии

Женщины-палачи Индонезии

Ничего лишнего: 20 лаконичных татуировок от мастера минимализма из Южной Кореи

Ничего лишнего: 20 лаконичных татуировок от мастера минимализма из Южной Кореи

Почему мы никогда не видим птенцов голубей

Почему мы никогда не видим птенцов голубей

9 «бородатых женщин», которые вошли в историю

9 «бородатых женщин», которые вошли в историю

Японское искусство Синрин-йоку, или Как правильно гулять в лесу

Японское искусство Синрин-йоку, или Как правильно гулять в лесу

Порядок в доме — порядок в жизни: топ-советы от эксперта по домашнему уюту

Порядок в доме — порядок в жизни: топ-советы от эксперта по домашнему уюту

Стены этого индийского храма состоят из тысяч скульптур

Стены этого индийского храма состоят из тысяч скульптур

Как 70 лет назад в Китае боролись с проституцией

Как 70 лет назад в Китае боролись с проституцией