Как Домон Кэн изменил японскую фотографию навсегда
Японский фотокорреспондент Домон Кэн (Domon Ken) — выдающаяся фигура в истории фотографии. Его считают пионером японского реализма в фотоискусстве и самым преданным своему делу профессионалом. Первую половину жизни мастер посвятил репортажной фотосъемке, избегая постановочных снимков. В зрелом возрасте Домон создал сотни прекрасных кадров, посвященных японской природе, искусству и религии.
От юриста до фотографа: как Домон Кэн нашел призвание
Домон Кэн родился 25 октября 1909 года в городе Саката, расположенном у моря в префектуре Ямагата. В 1916 году его семья переехала в Токио, а еще через два года в Иокогаму. В детстве Домон проявлял интерес к естественным наукам и литературе и был одним из лучших учеников в школе. Получив среднее образование, юноша выбрал профессию юриста.
Домон поступил в Университет Нихон, но вскоре бросил учебу. После этого он пробовал себя в разных сферах деятельности, от живописи, до археологии. В 1933 году мать посоветовала ему поступить учеником в фотостудию Мияути Котаро. Вскоре парень понял, что хочет стать профессиональным фотографом.
Но работа в студии была не тем делом, которому он хотел посвятить жизнь. Домон Кэн увлекся новыми течениями фотографии, пришедшими из Германии. Он хотел делать фоторепортажи и динамичные снимки — в Японии начала 20 века это было новаторство. Молодой фотограф примкнул в 1935 году к группе «Ниппон кобо».
Объединение фотографов возглавлял Натори Еносукэ (1910-1962), активно внедрявший новый, немецкий подход к фотожурналистике. Под чутким руководством наставника Домон быстро стал настоящим профессионалом фотокамеры. Но его не устраивало, что Натори публиковал его лучшие снимки под своим именем.
Храмы, театр и дети улиц
В 1939 году, пока наставник был в отъезде, Домон отправил снимок, подписанный своим именем, в редакцию Life. Это был портрет министра иностранных дел Японии Угаки Кадзусигэ. Снимок напечатали, но этот поступок привел к конфликту между Домоном и Натори. В итоге фотограф покинул объединение.
Работая независимо, Домон Кэн быстро добился успеха. Он сотрудничал с Центром международных культурных связей и многими японскими и американскими изданиями. В 1943 году он получил первую премию Ars Photo Award за серию портретов известных людей.
Во время Второй мировой войны мастер был вынужден пересмотреть свое творчество. Военная цензура не давала ему делать правдивые фоторепортажи. Поэтому несколько лет Домон посвятил съемкам японских храмов и спектаклей традиционного кукольного театра Бунраку.
После окончания войны фотограф вернулся к любимому делу. Также он стал сотрудником журнала Kamera, где в его обязанности входил анализ работ читателей и ответы на их письма. В 1955 году он стал делать снимки детей на улицах традиционных рабочих районов ситамати в Токио, где он жил. Так появилась большая серия работ под названием «Дети Кото».
Работа в Хиросиме
В июле 1957 года Домон Кэн впервые посетил разрушенную ядерным взрывом Хиросиму. Увиденное так потрясло его, что визиты в город стали регулярными. Фотограф только за первый год побывал в Хиросиме 6 раз, проведя там в общей сложности 36 суток. Он не только фотографировал, но и брал интервью у людей, переживших бомбардировку.
Для своей книги «Хиросима» он сделал более 5800 негативов. В альбом вошли 171 самых лучших снимков из отобранных 800. Книга с шокирующими фотографиями стала популярна не только в Японии, но и далеко за пределами страны. В нее вошли тяжелые снимки с искалеченными детьми, операциями по пересадке кожи и моментами реабилитации пострадавших.
В 1959 году Домон Кэн отправился в префектуру Фукуока, где снимал тяжелую жизнь шахтеров рудника Тикухо. Вскоре после возвращения у фотографа случился инсульт, приковавший его к инвалидному креслу. Приложив немало усилий, Домон смог встать на ноги. Тем не менее о дальних экспедициях он больше не думал.
Погружение в религию и искусство
После болезни Домон создал серию снимков под названием «Паломничества в древние храмы». Кроме того, он сделал множество фотографий буддийских скульптур и настенных росписей. В итоге работы мастера составили пять томов, причем последний был издан в 1975 году.
В сентябре 1979 года его сразил очередной инсульт, и остаток своей жизни Домон провел в больнице. Он умер в 1990 году в возрасте 80 лет. Память культового японского фотографа увековечена в Музее фотографии Домона Кэна. Это был первый в Японии музей, посвященный только фотографии. Там хранится коллекция из 70 000 изображений мэтра и его учеников.
Домон Кэн оставил после себя не просто фотографии — он создал визуальную хронику Японии XX века, наполненную болью, красотой, правдой и духовностью. Его путь — это история поиска собственного голоса, отстаивания прав на авторство, борьбы с цензурой и преодоления физических ограничений. А каким вы видите миссию фотожурналиста сегодня — фиксировать реальность или стремиться к художественному высказыванию?
Смотрите также — Уникальный эротический проект «Женщины моря» японского фотографа Ивасе Есиюки
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!









