Как делают вагоны для РЖД

0

Каждый раз, попадая на интересное и масштабное производство, я готов там находиться сутками, снимая интересные кадры, вникая в тонкости производства и технологий. Это безумно увлекательно.

Так вышло и с Тверским вагоностроительным заводом. К ним я приехал около 10 утра и первоначально планировал закончить как раз к презентации новой электрички. Но куда там! К двум часам мы только-только отсняли цеха, где производятся комплектующие… а после презентации наконец-то приступили к самому главному — сборочным цехам. Мои сопровождающие явно планировали освободиться с работы вовремя — в 17:00, но, простите, уйти рано оттуда просто невозможно. В итоге съемка завершилась в половине седьмого, да и то осталась еще масса моментов, которые можно было бы посмотреть.

А потом — другая проблема. На производстве я отснял более 1000 кадров. Брак, повторы и неудачные ракурсы выкидывались сразу. Между прочим, это 600 с чем-то кадров в корзину получилось. И место сэкономилось 🙂 Еще сотня выкинется после повторного прохода. И дальше начинается кропотливая работа: как из оставшихся 300 выбрать те, что нужны для поста. Это ад, друзья, на самом деле. Дело в том, что отснято очень сложное и многоплановое производство, и хочется показать все. Некоторые кадры нужны для понимания технических процессов, а некоторые просто красивые. В итоге ужал до 60 штук. Простите, меньше никак не получается.

Итак, после небольшого вступления — Тверской вагоностроительный завод. Самое крупное предприятие России и СНГ по производству различных типов пассажирских вагонов и комплектующих к ним. Основной поставщик вагонов для ОАО «РЖД» (и его «дочки» — ОАО «ФПК»). Предприятие входит в состав «Трансмашхолдинга».

Имеющиеся производственные площади и технологические мощности позволяют одновременно вести работы по изготовлению нескольких моделей пассажирских вагонов, а также различных типов грузовых вагонов и вагонов специального назначения (в один цех снимать не пустили, сказали, что там собирают что-то секретное).

Фотография: Как делают вагоны для РЖД №1 - BigPicture.ru

Спонсор поста:
Частный фото-банк: Фотограф Виктор Касаткин - фотоработы, видео-зарисовки, печатные издания

Источник: ЖЖурнал/kak-eto-sdelano

Фотография: Как делают вагоны для РЖД №2 - BigPicture.ru
1. Завод был основан в 1898 году французско-бельгийским акционерным обществом «Диль и Бакалан» под названием «Верхневолжский завод железнодорожных материалов». В 1915 году его переименовали в Тверской Русско-Балтийский вагонный завод, а после национализации (в 1918 году) — Тверской вагоностроительный завод. В период с 1931 по 1990-е годы назывался Калининским вагоностроительным заводом.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №3 - BigPicture.ru
2. С первых лет ХХ века на заводе началась эпоха пассажирского вагоностроения. В Твери выпускаются четырехосные спальные вагоны для акционерной компании «Международное общество спальных вагонов и скоростных европейских поездов», а также пассажирские вагоны всех четырех классов, двухэтажные вагоны, служебные вагоны с салонами и спальными купе, пассажирские вагоны для стран с жарким климатом. На архивной фотографии двухэтажный вагон, созданный на ТВЗ в 1905 году.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №4 - BigPicture.ru
3. У завода огромная площадь в Твери, да и по сути это единственное крупное работающее предприятие в этом городе. На территории можно увидеть постройки различных эпох и видов. Например, на фотографии вы видите самую старую постройку — деревянный сруб водонапорной башни местной котельной. Стоит он аж с XIX века.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №5 - BigPicture.ru
4. Но свою экскурсию мы начинаем с деревообрабатывающего цеха. Сейчас, в современном вагоне, дерева используется очень мало, а раньше почти весь вагон был деревянным. Дерево, вернее это древесная плита, которое сейчас используют, пропитывается специальными составами от горения и гниения. Увы, к этому пришли не сразу, и несколько крупных пожаров, а потом и испытаний показали, что старые вагоны сгорали буквально за несколько минут.

Но так было. Сейчас же правила пожарной безопасности драконовские и производитель обязан им следовать. Ну и оборудование сегодня не то что раньше, посмотреть хотя бы на этот станок с ЧПУ. Заменяет более 8 классических станков для деревообработки. Детали любой конфигурации обрабатывает за считанные минуты, точность высочайшая, что сказывается соответственно на точности и скорости сборки готовых вагонов.

Фотография: Как делают вагоны для РЖД №6 - BigPicture.ru
5. Сейчас в этом цеху производится почти вся внутренняя начинка вагона. В качестве материала наряду с фанерной плитой и огнезащищенной древесиной выступает пластик, алюминиевый профиль и другие современные материалы. Но название сохранили историческим.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №7 - BigPicture.ru
6. Например, если не ошибаюсь, это пластиковые облицовочные внутренние панели. Их установят внутри вагона на боковых стенах поверх стеклопакетов.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №8 - BigPicture.ru
7. Рабочий приклеивает суперклеем на купейные двери резиновые уплотнители. Около половины 12-го утра, а он уже столько тюбиков клея израсходовал — я слепой томат и не увидел, что тюбики полные 🙂
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №9 - BigPicture.ru
8. Завод провел и проводит модернизацию станочного парка. На предприятии можно найти огромное количество современных станков с ЧПУ. А эта картинка с пультом мне сразу напомнила вот это.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №10 - BigPicture.ru
9. На станке пилят одновременно четыре металлических профиля, которые в дальнейшем станут частью внутреннего оборудования вагона.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №11 - BigPicture.ru
10. А теперь пройдем и посмотрим, как делают металлические детали будущего вагона. Например, эта деталь была получена на прессе. Точность гибки четко контролируется угломером.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №12 - BigPicture.ru
11. Это лист металла после плазменной резки. Таких установок на заводе три. Есть еще 14 лазерных комплексов — для раскроя листового металла. На переднем плане: здесь были вырезаны боковые части рам тележек. Дальше еще какая-то мелочовка. Остатки листа после раскроя будут отправлены на переплавку. И снова в работу. Вообще на заводе очень трепетно относятся к металлическим отходам, и все идет в работу снова.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №13 - BigPicture.ru
12. Штамповочные станки. Часть мелкой фурнитуры и деталей, когда их применяемое количество велико, невыгодно делать с помощью новых технологий (дорого и менее производительно), поэтому используют такой станочный парк. А рядом стоит старый пресс очень лохматых годов. Но в абсолютно работоспособном состоянии. Его решили сохранить в производстве в качестве действующего памятника. Своего рода «играющий тренер».
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №14 - BigPicture.ru
13. Окраска деталей осуществляется порошковыми красками на автоматической линии, но с обязательным визуальным контролем и подкраской ручными распылителями сложных поверхностей.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №15 - BigPicture.ru
14. По словам представителя завода, даже не в самые удачные года огромное значение уделялось охране труда и используемым в работе инструментам и материалам. Честно, с ходу верилось слабо, но то, что я увидел в цехах, это подтверждает.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №16 - BigPicture.ru
15. Теперь пора сделать рамы для подвагонных тележек. Сначала подготовленные листы металла стыкуют в специальных приспособлениях и прихватывают сваркой.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №17 - BigPicture.ru
16. Далее в дело вступает автоматический робот-сварщик. Именно с этих станков много лет назад началась глобальная модернизация сварочного оборудования. Труднодоступные места провариваются вручную.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №18 - BigPicture.ru
17. Почти законченная рама тележки. Так как качество тележки и колесных пар — это безопасность пассажиров, то требования к качеству — высочайшие. Мало того, на деталь наносится персональное клеймо всех, кто с ней работал. И кто проверял, и контролировал. Все эти данные потом хранятся все время эксплуатации тележки и колесных пар.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №19 - BigPicture.ru
18. На переднем плане стопка рам тележек для вагона метрополитена 81-760/761 «Ока». ТВЗ делает их для Метровагонмаша.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №20 - BigPicture.ru
19. Очень умный станок финишной обработки рамы тележки. Специальными датчиками проверяются габаритные размеры и оси. От этих осей отсчитываются новые координаты и сверлятся отверстия, обрабатываются кромки. Т.е. если, например, кронштейн был приварен со смещением пару миллиметров, то станок это распознает и отверстие в кронштейне будет просверлено независимо от этого в нужном месте.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №21 - BigPicture.ru
20. Теперь производство колесных пар. Сама ось вытачивается на месте, у железнодорожных колес, которые поступают на ТВЗ с разных заводов, в том числе и с Выксунского металлургического завода, растачивается посадочное отверстие (ступица колеса).
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №22 - BigPicture.ru
21. Насадка колеса на ось. Существует горячий и холодный метод насадки. Здесь применяется холодный. Внутренний диаметр отверстия в колесе чуть-чуть меньше наружного диаметра оси. И колесо прессом насаживается на ось с заданным усилием. Процесс фиксируется специальным контрольным прибором с графической записью диаграммы запрессовки.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №23 - BigPicture.ru
22. Готовые колесные пары отправляются на сборку тележек.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №24 - BigPicture.ru
23. Готовая тележка новой конструкции пассажирского вагона с дисковыми тормозами.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №25 - BigPicture.ru
24. А это старая, всем привычная конструкция тележки. Она сейчас производится на соседнем предприятии в Твери.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №26 - BigPicture.ru
25. Пресс для горячей ковки. На нем с помощью специальных штампов получаются детали сложной формы из заготовок, предварительно разогретых в газовых печах докрасна.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №27 - BigPicture.ru
26. А теперь пройдем в литейный цех. На этом невзрачном фото вы видите буквально технический переворот в литейном деле. Если вам надо отлить простую деталь без полостей внутри, то это все просто. А вот если деталь сложная и внутри находятся полости и каналы? Есть два варианта. В первом случае внутрь опоки помещается восковая внутренняя модель. Она придает внутреннюю структуру и при заливке металла расплавляется и вытекает. Но так можно сделать простые вещи.

А если сложные? Тогда внутренние полости формируются с помощью песчаных моделей. Раньше их трамбовали вручную и в день один человек мог сделать около десятка, так как работа очень кропотливая, требует высокой точности и все вручную. Сейчас песчаные модели делает машина. Результат ее работы — на фото. Раз в полторы минуты выскакивают две песчаные модели. А потом, после застывания детали, на вибростенде песок модели разрушается и высыпается из детали.

Фотография: Как делают вагоны для РЖД №28 - BigPicture.ru
27. Нижняя часть опоки с установленной песчаной моделью.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №29 - BigPicture.ru
28. Выдача чугуна.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №30 - BigPicture.ru
29. Ковш достаточно маленький, так как требуется определенная температура металла для обеспечения качества отливки — большое количество металла не успеть разлить в опоки, время остывания ограничено.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №31 - BigPicture.ru
30. Успевают залить несколько опок и снова идут на выдачу чугуна.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №32 - BigPicture.ru
31. Готовые детали литейного цеха и обработка поверхностей.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №33 - BigPicture.ru
32. Теперь идем смотреть на сборку кузовов. Сначала на специальных стапелях сваривают раму вагона. Устанавливают подвагонное оборудование и прокладывают коммуникации.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №34 - BigPicture.ru
33. Параллельно со сборкой рам кузовов на специальной линии изготавливаются боковины вагонов. Процесс сборки и сварки максимально автоматизирован, проводится при минимальном участии человека.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №35 - BigPicture.ru
34. Обшивка крыши сначала сваривается в плоском виде, потом переворачивается, и на специальном стенде ей придается полукруглая форма. Привариваются дуги, и крыша обретает форму и жесткость.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №36 - BigPicture.ru
35. Наконец-то все части кузова (рама, боковины, торцевые стены и крыша) соединяются вместе в готовое изделие — основу будущего вагона.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №37 - BigPicture.ru
36. Сначала идет прихватка всех входящих узлов и деталей.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №38 - BigPicture.ru
37. Далее все горизонтальные наружные видовые швы провариваются автоматическими установками. А вот остальные — руками.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №39 - BigPicture.ru
38. Всё, вагон почти готов. По крайней мере его каркас. Как видите, здесь уже даже обогреватель (вернее, котел) установлен.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №40 - BigPicture.ru
39. Вагон после нанесения теплоизоляционного покрытия и настила пола. (Кликабельно)
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №41 - BigPicture.ru
40. Далее идет по сути обычная сборка огромного количества комплектующих и их проверка. На фотографии идет монтаж системы водоснабжения. Мастер готовит к установке систему обеззараживания воды.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №42 - BigPicture.ru
41. Сборка производится на позициях — на каждой выполняются только определенные действия. Потом вагон передвигается на следующую позицию. Сюда они приходят уже покрашенными.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №43 - BigPicture.ru
42. Вагон после установки почти всех внутренних систем. Теперь пора устанавливать перегородки и монтировать то, что в итоге будет видеть пассажир. (Кликабельно)
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №44 - BigPicture.ru
43. Завод является основным поставщиком пассажирских вагонов для «дочки» РЖД — Федеральной пассажирской компании. Но номенклатура продукции предприятия очень обширна. (Кликабельно)
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №45 - BigPicture.ru
44. Новые вагоны с местами для сидения теперь включают и в поезда постоянного формирования, в том числе и фирменные.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №46 - BigPicture.ru
45. Полный цикл производства вагона занимает около 70 дней. Для двухэтажного вагона эта цифра составляет около 100 дней. Это период от изготовления первой детали до готового вагона. В вагоносборочном цехе непосредственно на сборке готового изделия в среднем вагон проводит 12 дней.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №47 - BigPicture.ru
46. Основную (левую) линию занимают серийные вагоны для РЖД. На средней в этот раз стояли штабные и вагоны-рестораны. А правую линию занимают другие проекты. На момент съемки это были спальные вагоны для международных сообщений (габарит RIC) — совместный проект ТВЗ и Siemens. (Кликабельно)
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №48 - BigPicture.ru
47. И вагоны для железных дорог Казахстана.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №49 - BigPicture.ru
48. С 2008 года для нужд РЖД было поставлено 2800 различных вагонов. Эти новые вагоны в приоритетном порядке идут на формирование и обновление фирменных и скорых поездов. (Кликабельно)
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №50 - BigPicture.ru
49. Обычный купейный вагон я вам показывать не буду, и так фотографий уже много. Но наличие розетки в купе очень радует.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №51 - BigPicture.ru
50. А это подъемник для инвалидов в штабном вагоне.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №52 - BigPicture.ru
51. Специальное купе и туалет для них есть только в таком вагоне. Посмотрите, как сделано уширение прохода, чтобы коляска могла проехать.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №53 - BigPicture.ru
52. Сейчас все кузова делаются из нержавейки. На выставочной площадке завода последний серийный вагон из обычной углеродистой стали. Изредка, при желании заказчика, завод выполняет заказы на вагоны по старой технологии. Но для заказчика это палка о двух концах. Разница в цене вагона при кузове из нержавеющей стали и обычной — меньше миллиона рублей.

А срок службы вагона из нержавейки составляет 40 лет против 28. Кстати, узнал на заводе одну тайну, которая меня мучила давно. Видите на торце вагона надпись «пробег — 450». Это значит, что на поверхности автосцепки и буферов наплавлен дополнительный металлический слой повышенной прочности, что обеспечивает пробег вагонов без замены этих изнашиваемых частей не менее 450 тыс. км.

Фотография: Как делают вагоны для РЖД №54 - BigPicture.ru
53. Двухэтажный вагон, разработанный по инициативе РЖД. Про него уже столько написано, что не буду подробно останавливаться. На фото первый опытный образец, прототип, на котором завод проводил испытания и осваивал конструкцию и технологию этого инновационного продукта. К чести завода, надо сказать, что этот прототип изготовлен всего за 8 месяцев от начала проектирования — от первой линии на чертеже. Мало конкурентов, даже на мировом рынке, способных в такие сжатые сроки поставить на производство абсолютно новое изделие.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №55 - BigPicture.ru
54. Первый вагон метро, выпущенный на заводе. Сначала «Оку» собирали в Мытищах, потом часть заказа отдали в Тверь. Он был выполнен. Сейчас на ТВЗ делают только рамы тележек метро.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №56 - BigPicture.ru
55. Спальные вагоны габарита RIC для международных сообщений — совместный проект ТВЗ и Siemens по заказу РЖД. Обратите внимание на широченные поверхности торцевых гармошек.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №57 - BigPicture.ru
56. На этом вагоне остановимся подробнее. Купе — в целом все знакомо.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №58 - BigPicture.ru
57. А вот так открывается дверь из купе. Удивительно, что она зеркальная изнутри, но в открытом виде она перегораживает проход. Не совсем удачное, на мой взгляд, конструктивное решение, хотя конструкция разрабатывалась одним из грандов мирового вагоностроения — фирмой Siemens.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №59 - BigPicture.ru
58. В каждом вагоне есть душ.
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №60 - BigPicture.ru
59. И умывальник под столиком. А вот открывашки под ним нет 🙂
Фотография: Как делают вагоны для РЖД №61 - BigPicture.ru
60. Панорама завода. Автотранспортный цех и железнодорожные нитки с готовой продукцией. За кадром остались покрасочные цеха, климатическая станция для испытаний, центральная заводская лаборатория и много что еще. Но и так уже много фотографий. А до 2030 года РЖД закупит 16,5 тыс. вагонов на 774,5 млрд рублей, из которых в ближайшие три года — 2 тысячи. (Кликабельно)

Огромное спасибо пресс-службе Тверского вагоностроительного завода и всем его работникам за терпение и помощь в подготовке материала!

Смотрите также: Прощай, плацкарт! 9 вещей, по которым мы будем скучать

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Город замков-призраков Бурдж Аль-Бабас

Город замков-призраков Бурдж Аль-Бабас

Забавные фотки экспериментов на кухне, закончившихся провалом

Забавные фотки экспериментов на кухне, закончившихся провалом

Питерский каннибал Ильшат Кузиков: суп из Эдика и прочие «деликатесы» безумного кулинара

Питерский каннибал Ильшат Кузиков: суп из Эдика и прочие «деликатесы» безумного кулинара

Новые посты

Хрустальные шары — девушка фотографирует мыльные пузыри в мороз

Хрустальные шары — девушка фотографирует мыльные пузыри в мороз

Отличный камуфляж, как голые люди сливаются с ландшафтом

Отличный камуфляж, как голые люди сливаются с ландшафтом

12 вещей, которые когда-то считались престижными, а сейчас почти никому не нужны

12 вещей, которые когда-то считались престижными, а сейчас почти никому не нужны

6 изменений, происходящих с человеческим организмом зимой

6 изменений, происходящих с человеческим организмом зимой

Что происходит с почвой, когда она то замерзает, то оттаивает

Что происходит с почвой, когда она то замерзает, то оттаивает

6 рецептов глинтвейна, чтобы согреться и пережить зиму

6 рецептов глинтвейна, чтобы согреться и пережить зиму

5 сытных и вкусных завтраков с 5 континентов

5 сытных и вкусных завтраков с 5 континентов

Умопомрачительный «Ротор» – вращающийся аттракцион 50-х для самых отчаянных

Умопомрачительный «Ротор» – вращающийся аттракцион 50-х для самых отчаянных

15 женщин, которые внесли выдающийся вклад в историю, но были незаслуженно забыты

15 женщин, которые внесли выдающийся вклад в историю, но были незаслуженно забыты

Женщина-невидимка – Сесилия Паредес

Женщина-невидимка – Сесилия Паредес

Архитектура «Звездных войн» в Белграде

Архитектура «Звездных войн» в Белграде

Почему на Запорожской Сечи не было женщин

Почему на Запорожской Сечи не было женщин