Как делают самолеты Су-30 и Як-130. Иркутский авиационный завод
«За время своего существования предприятие выпустило более 7000 самолетов 20-ти типов. География поставок ИАЗа охватывает 37 стран мира. Кроме Су-30МК (модернизированный, коммерческий) и Су-30СМ (модернизированный, серийный), завод производит учебно-боевые самолеты Як-130, компоненты авиационной техники для концерна Airbus, а также начинает производство пассажирского самолета МС-21», — рассказывает Слава Степанов.
Фото и текст: gelio
1. СУ-30 — двухместный истребитель поколения 4+. Этот самолет производится на Иркутском авиационном заводе (ИАЗ).
2. СУ-30СМ — двухместный истребитель поколения 4+, созданный на базе Су-27. Это первый серийный самолет в мире, обладающий сверхманевренностью.
3. Истребитель предназначен для управления групповыми боевыми действиями истребителей при решении задач завоевания господства в воздухе, обеспечении боевых действий других родов авиации, прикрытии наземных войск и объектов, уничтожении десантов в воздухе, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных или надводных целей.
4. Су-30СМ адаптирован под требования российских ВВС в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания. Вот некоторые его технические характеристики: практический потолок — 16 300 м, максимальная дальность полета — 3000 км, максимальная скорость — 2125 км/ч.
5. Иркутский авиационный завод — один из наиболее значимых в России центров авиастроения, входит в состав корпорации «Иркут».
6. В 2014 году Иркутский авиационный завод отмечает 80-летний юбилей.
Производство одного самолета — технически сложный процесс, который делится на множество мелких этапов. Каждый цех Иркутского авиационного завода выполняет свою часть технологической цепочки.
7. На этом станке ВПО JOMAX в 18-м цехе изготавливают стапельную оснастку. Благодаря современному оборудованию один рабочий за смену выполняет объем работы, который шесть лет назад бригада из четырех человек выполняла месяц.
8. На заготовительно-штамповочном производстве (ЗШП) ИАЗа изготавливают до 70% деталей будущего самолета. ЗШП размещается в трех цехах: штамповочном, профилегибочном и цехе плоской заготовки.
9. В состав металлургического производства входит 8 цехов. В настоящее время литейный цех авиазавода изготавливает около 800 наименований изделий, кузнечный — около 2,5 тысячи, цех неметаллов — порядка 20 тысяч.
10. В цехах металлургического производства изготавливают детали размером от трети спичечного коробка до рамы фонаря самолета Су-30.
11. На гальваническом участке проводится подготовка поверхности детали под люмконтроль и анодирование. Через цеха покрытий и термообработки проходит до 95% деталей, изготовленных на заводе.
12. В процессе люминесцентного контроля на детали самолета наносится специальный раствор, а затем порошок, выявляющий те дефекты, которые можно увидеть лишь в ультрафиолетовом свете.
13. Это один из нескольких видов контроля деталей, которые проводятся на ИАЗе.
14. В 34-м отделе проводят комплекс измерений геометрических параметров деталей с помощью координатно-измерительных машин сверхвысокой точности. Только за 2013 год в отделе было измерено более 17 тысяч деталей.
15.
16. В цехах механосборочного производства из различного вида заготовок, получаемых от металлургического и заготовительно-штамповочного производств, изготавливаются практически все механообрабатываемые детали конструкции самолета и его внутренней начинки.
17. Здесь они обрабатываются на металлорежущих станках — зачищаются припуски, выполняется сверловка, выбираются пазы и т.д.
18. Фрезерование занимает не менее 80% всего машинного времени обработки типовых авиационных деталей.
19. В цехах МСП изготавливают, собирают и испытывают агрегаты и узлы гидропневмотопливных систем самолета, системы управления. Также здесь изготавливают целые агрегаты — штангу дозаправки, пост управления самолета и т.п.
20. Подразделения механосборочного производства одни из первых на заводе начали использовать современное высокопроизводительное оборудование, внедрять lean-технологии. Из 100 высокопроизводительных станков, которые сейчас работают на заводе, 65 относятся к МСП.
21. После этого детали собирают в узлы и они уходят обратно — в цех покрытий, а оттуда на сборку.
22. Агрегатно-сборочное производство. Линия сборки Су-30МКИ и Су-30СМ.
23. В подразделениях агрегатно-сборочного производства из отдельных деталей собирают центроплан, головную и хвостовую части фюзеляжа, крылья, кили и другие элементы оперения.
24. Затем их стыкуют и почти готовый летательный аппарат передается в цех окончательной сборки.
25. Кроме того, традиционно к агрегатно-сборочному производству относится цех изготовления трубопроводов, из которых состоят гидравлические системы самолета, системы топливо- и маслоподачи, кондиционирования и подачи воздуха.
26. Цех сборки оперения самолетов.
27. Сборка учебно-боевого самолета Як-130.
28. Цех 42 АСП.
29. «Первый полет» Як-130.
30.
31. Сборка фонаря кабины пилота в цехе №4.
32. В связи с реализацией проекта МС-21 первые три пролета главного корпуса заняла новая линия сборки. Даже в самой «маленькой» модификации МС-21-200 размах крыльев нового лайнера составит 35,9 метра.
Ведущие авиаконструкторы России, в частности специалисты ИАЗа, занимаются разработкой грузопассажирских самолетов МС-21 для внутренних и международных авиалиний. Постройка первого летного образца завершилась в январе 2014 года. К 2018 году завод планирует выпускать 65 авиалайнеров в год.
33. Цех 7. Цех окончательной сборки.
34. За монтаж и испытание основных систем самолета: гидравлики, топливной системы, двигателей, крыльев, шасси, бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения — в цехе отвечают 320 человек.
35.
36.
37.
38. Большая часть работ выполняется вручную. Зачастую работать приходится, согнувшись в три погибели внутри фюзеляжа.
39. Совокупная протяженность проводов в Як-130 достигает 30 км, а в Су-30 — более 70 км.
40.
41. Сегодня на авиазаводе трудится 12 500 сотрудников, средний возраст которых 40 лет.
42. Як-130 — единственный в мире учебный самолет с летно-техническими характеристиками, аналогичными современному реактивному истребителю. Дает возможность быстрого освоения навыков пилотирования на самолетах Су-30, МиГ-29, F-16 и др.
43. Цех международной кооперации (Airbus).
В рамках программы международной промышленной кооперации ОАО «Корпорация «Иркут» в 2004 году подписала с европейскими компаниями Airbus S.A.S и EADS контракты на поставку компонентов для самолетов семейства А320.
44. Сегодня Иркутский авиационный завод — филиал ОАО «Корпорация «Иркут» ведет серийный выпуск и поставку следующих высокотехнологичных компонентов: ниша передней стойки шасси, килевая балка, направляющая закрылка.
В среднем каждый третий самолет семейства A320 оснащается компонентами, изготовленными на ИАЗ.
45. Цех 16. Летно-испытательное подразделение.
46. Это важнейший этап производства самолета, именно здесь готовая машина получает паспорт и формуляр «годен к эксплуатации».
47. Перед тем как покинуть авиазавод, каждая машина проходит приемо-сдаточные испытания.
Этапы испытаний определяются техническими условиями на производство и испытания летательных аппаратов, которые, в свою очередь, зафиксированы ГОСТами.
48. Радар Су-30 видит противника в зависимости от условий на расстоянии около 200 км. И может захватывать до 10 целей одновременно.
49. Сверхманевренность Су-30СМ обеспечивают двигатели с управляемым вектором тяги. Впервые эта инновационная технология применена на серийных самолетах ВВС России.
50. Прогон двигателей на разных режимах.
51. Максимальная тяга на форсаже составляет 2 × 12500 кгс.
52. Получив «паспорт», изделие становится самолетом, который может забирать грузополучатель. Когда подписан формуляр, самолет принимает представитель эксплуатирующей организации и группа техсостава. Затем вызывают летчиков, они проводят облет. Если летчики дают добро, покупатель забирает самолет.
53. По России техника улетает «своим ходом». Например, Як-130, заказанные Минобороны, улетали в 2013 с аэродрома ИАЗ на базу в Борисоглебск. Для отправки иностранным грузополучателям самолет разбирается, упаковывается и отправляется транспортной авиацией.
54. Стоимость одного Су-30 СМ составляет $50 млн.
55. За 2013 год выручка завода составила 58 млрд руб. Объем экспорта лишь одних истребителей СУ-30МКИ превышает 10 млрд руб.
Смотрите также: Как работают авиадиспетчеры
А вы знали, что у нас есть Telegram ?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!