Эскимос Кару Ашевак и его безумные, но притягательные фигурки шаманов и духов
В жизни народов Севера духи играют большую роль даже в наши дни. Суровые условия жизни порождают не менее жестокие верования и мифы. Эскимосы Канады не стали исключением — их мир населен духами, демонами и зомби, с которыми могут справиться только могущественные шаманы. Искусный резчик по кости Кару Ашевак (Karoo Ashevak) — один из первых инуитов, сумевших рассказать об этом всему миру.
Предания и суеверия инуитов многим кажутся слишком затейливыми и инфернальными. Подумайте сами — они верят, что если шаман сошьет из трупов людей и животных куклу и вступит с ней в половую связь, она станет безжалостным убийцей. Неудивительно, что скульптуры их народных мастеров совсем непохожи на немецких фарфоровых пастушек.
Самородок из тундры
Эскимосы — очень простой и скромный народ. Поэтому никто точно не знает, сколько талантов пропало на бескрайних снежных просторах. Кару Ашевак — один из немногих, кто решился познакомить мир с изобразительным искусством инуитов. Он родился в 1940 году в Нунавуте, в Центральной Арктике. Это часть Канады с самым суровым климатом, где люди круглый год борются за жизнь с силами природы.
Резьбой по кости Ашевак увлекался с детства, но впервые заявил о себе в 28 лет. Мастер принял участие в творческой программе, организованной правительством Канады, и его фигурки заметили. В 1970 году резчик принял участие в первом конкурсе скульптуры, организованном Совет по искусству эскимосов Канады. Его работы заняли только третье место, но заинтересовали ценителей больше всего.
Из общей массы резчиков по кости Кару Ашевака выделял особый, индивидуальный стиль. Мастер не шел на поводу у публики, желавшей видеть традиционные мотивы и орнаменты. Скульптуры Ашевака отличал современный экспрессионистский стиль, совершенно новый для искусства инуитов.
Работы Ашевака не имели иллюстративной традиции, типичной для инуитов. Они не были частью эпоса, а представляли собой самодостаточные произведения. Именно поэтому фигуры шаманов и духов художника были так популярны — они были понятны даже тем, кто не был знаком с мифологией эскимосов.
Триумф мастера Ашевака
За свою короткую жизнь Кару Ашевак создал 250 работ. Его героями были духи тундры и моря, звери и птицы, а также ангакуит — шаманы. Мастер выставлялся в Галерее Франца Бадера в Вашингтоне, Галерее Липпель в Монреале, Галерее Наверху в Виннипеге и Галерее инуитов в Торонто. Знали Ашевака и за океаном — его работы были частыми гостями на аукционах.
Фигурками эскимоса восторгались, за ними охотились, их изучали. Но сам Ашевак, несмотря на признание, остался со своим народом. Он работал и охотился вместе со своими соплеменниками и ничем не выделялся среди других. Те, кто знал Ашевака, вспоминали, что он очень гордился своими работами. Мастер всегда искренне возмущался, когда видел скульптуры подражателей.
В отличие от многих мастеров, Кару Ашевак хорошо знал цену своим произведениям. При этом деньги никогда не были для него целью — превыше всего ценился творческий процесс. Резьба по кости была основным источником дохода для семьи мастера. Жена Дорис и приемный сын Лари помогали Кару с поиском подходящего материала и сюжетами для скульптур.
К сожалению, жизнь Кару Ашевака оборвалась очень рано. 1974 год стал роковым для семьи талантливого скульптора. В августе собаки разорвали его сына, а в октябре они с женой погибли, когда загорелся их дом в поселке Спенс-Бей. Мастер погиб, но остались его работы, а также последователи, которые так раздражали мастера при жизни.
Продюсер Макс Вайтценхоффер назвал Ашевака канадцем, сделавшим самый большой вклад в культуру страны в 20 столетии.
Смотрите также:
Лица Сибири — 35 потрясающих портретов якутов, ульчи и негидальцев,
Шаманы против «цивилизации» — история Казымского восстания на севере СССР,
«Полярный Иисус»: как сектанты устроили самую страшную бойню в истории Канады
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!