Эдвард Стайхен — гений фотографии, у которого учились классики
Американский фотограф Эдвард Стайхен (Edward Steichen) — один из самых дорогих мастеров объектива. За его снимок «Озеро в лунном свете» однажды заплатили почти 3 миллиона долларов. Он считается основоположником нескольких направлений в фотографии, и многие великие фотографы 20 века называют его своим учителем.
Моне вместо уроков
Считается, что именно Стайхен превратил художественную фотографию в коммерческую. В 1932 году он создал первую цветную обложку для культового Vogue. Его иногда называют первым фэшн-фотографом. Эдвард Стайхен работал в разных жанрах: снимал портреты, пейзажи, архитектуру и документировал события на фронтах мировых войн. При жизни его уже причисляли к классикам мировой фотографии.
Эдуард Жан Стайхен родился 27 марта 1879 года в небольшом городке Бейвенг на юге Люксембурга. Когда он был ребёнком, его семья эмигрировала в США. Там Эдуард изменил своё имя на Эдвард. Его мать открыла шляпное ателье, а отец, получивший инвалидность на шахте, ухаживал за садом и занимался воспитанием Эдварда и его младшей сестры.
Стайхен учился в католическом колледже, где царила строгая дисциплина. Уроки ему давались с трудом, зато самообразование стало его страстью. Он проводил дни напролёт в библиотеках, внимательно изучая альбомы с репродукциями Клода Моне и Джеймса Уистлера. Кроме того, он не пропускал ни одного выпуска журнала «Американский фотограф-любитель».
Как появляются гении
В 16 лет Эдвард бросил ненавистный колледж и устроился учеником в литографическую мастерскую. Именно тогда он обзавелся своим первым фотоаппаратом. Дебют Стайхена в фотографии оказался неудачным: из 50 снятых кадров получился только один — с его сестрой за фортепиано. Мать поддержала его, заметив, что этот единственный снимок удался настолько прекрасно, что оправдал все 49 неудач.
Возможно, именно благодаря поддержке матери Стайхен не отказался от своего увлечения. Он начал снимать регулярно, постепенно приобретая опыт и совершенствуя технику. Юного фотографа привлекали туманные, загадочные снимки. Хотя технические возможности того времени были ограничены, он находил способы добиться желаемого эффекта. Например, Эдвард плевал на объектив, чтобы сделать кадры размытыми, а иногда пинал штатив, создавая нечёткость.
В 1899 году он впервые представил свои работы на Филадельфийском салоне. Одна из фотографий, «Дама в дверном проёме», получила большой успех у зрителей. А в 25 лет Стайхен создал один из самых дорогих снимков в истории — «Озеро в лунном свете». Правда, фантастическую сумму почти в 3 миллиона долларов за эту работу заплатили на аукционе Сотбис лишь в 2006 году.
Во время велосипедного путешествия по Европе Эдвард познакомился с великим скульптором Огюстом Роденом. Тот разрешил Стайхену целый год фотографировать свои работы. Позднее фотограф называл скульптора «крестным отцом» своего таланта. Чтобы глубже понять композицию и свет, Эдвард даже записался на курсы живописи. Импрессионисты сильно вдохновляли его, и это заметно во многих его снимках.
Жизнь в фотографии
В 1902 году Эдвард Стайхен устроил свою первую персональную выставку в Париже. Это событие стало отправной точкой его успеха. Фотограф начал получать первые серьезные заказы и хорошо зарабатывать. Его работу отличало стремление к совершенству. Например, снимая простой натюрморт с чашкой на блюдце, он мог сделать тысячу разных кадров!
В 1947 году Стайхен стал директором отдела фотографии Музея современного искусства. С этого момента он на 15 лет поставил свою профессиональную карьеру фотографа на паузу. Все своё время он посвятил организации выставок и разработке экспозиций. За этот период он организовал 44 ретроспективы, среди которых особое место заняла одна из самых знаменитых в истории — «Род человеческий».
В нее вошли 503 снимка из 68 стран мира. Выставка объездила 40 стран и в 2003 году ее включили в список Всемирного документального наследия ЮНЕСКО. В 1963 году Стайхен выпустил книгу «Жизнь в фотографии», в которую вошли его лучшие работы. Фотограф умер 25 марта 1973 года, не дожив два дня до своего 94-летия.
Эдвард Стайхен прожил почти век, за который успел не только создать собственный визуальный язык, но и повлиять на развитие фотографии как искусства, профессии и способа осмысления мира. А как вы считаете — способна ли фотография сегодня по-прежнему менять наше восприятие действительности или она утратила свою силу в эпоху соцсетей и бесконечной ленты?
Смотрите также — Суперзвезды 1960-х, снятые классиком фотографии Терри О’Нилом
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!









