Игры разума: 10 незаметных зрителю киношных приемов, которые делают фильм незабываемым

0

Порой мы смотрим кино взахлеб, не отрываясь ни на секунду — нас увлекает и картинка, и звук, и сюжет, и герои, и атмосфера… буквально все. Конечно, выходя из кинотеатра, мы не задумываемся, насколько хитры игры, в которые только что играли с нашим разумом создатели ленты, и за счет чего режиссер, операторы и осветители добились нашего «вау». А приемчиков, надо сказать, немало. Разберем десять самых интересных.

Фотография: Игры разума: 10 незаметных зрителю киношных приемов, которые делают фильм незабываемым №1 - BigPicture.ru

Голландский угол

Проще говоря, это заваленный горизонт. Благодаря такому приему можно лихо передать шизофрению героя или его наркотическое опьянение (помните, голландский угол часто использовался в фильме «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»?). Зритель, смотрящий на мир под таким «неправильным» углом, испытывает небольшой дискомфорт и лучше понимает психологическое состояние героя. Плюс иногда голландский угол помогает режиссеру лучше передать драматизм повествования: камера наклоняется, трагедия героя усиливается, зритель сильнее сопереживает.

Bigpicture.ru 10 киношных приемов

Резкая смена кадра

Один кадр, резко сменяющий другой, — такой прием нужен, чтобы избежать показа на экране лишних временных промежутков. То есть сами события важны, а то, что было между ними, — вовсе нет. Поэтому берем несколько кадров и резко их «тасуем». Ну, то есть не мы, конечно, а режиссер руками операторов и монтажеров. Получается динамично и очень доходчиво.

Взгляд героя на экране

Существует один известный киноэксперимент, который провел режиссер немого кино Лев Кулешов. Он склеил подряд два кадра: первый показывал лицо человека, смотрящего как бы за пределы кадра, а второй — тарелку супа. Показав склейку зрителям, Кулешов удовлетворенно кивнул: все без исключения были уверены, что человек в кадре был голоден и потому смотрел на суп. Потом киногений склеил два других кадра: тот же самый человек и женщина в гробу. Зрители зашептали: актер на экране явно скорбит. Кулешов потер руки — эксперимент удался.

Дело в том, что взгляд героя, куда бы он ни был направлен, подчеркнет для зрителя заинтересованность в объекте. Если мужчина смотрит на женщину, значит вожделеет ее, если на еду — хочет есть. При этом мимика актера может оставаться «каменной», главное — то, на что он смотрит.

Фотография: Игры разума: 10 незаметных зрителю киношных приемов, которые делают фильм незабываемым №2 - BigPicture.ru

Фокус

Слышали термин «глубина резкости»? Его суть заключается в том, что если вы видите два объекта, то первый (ближайший к вам) будет очень четким, а тот, что позади, — размытым. Эту фишку вы не раз использовали на своих фотоаппаратах, так ведь? Вот и в кино без фокуса никуда, особенно если нужно усилить восприятие и подчеркнуть главный объект в кадре.

Фотография: Игры разума: 10 незаметных зрителю киношных приемов, которые делают фильм незабываемым №3 - BigPicture.ru

L-переход и J-переход

На первый взгляд это кажется непостижимым (переходы какие-то). Однако на деле все очень просто. L-переход — когда вы видите смену кадра, но еще слышите звук из кадра предыдущего. Это крайне важный и распространенный прием, чтобы ориентировать нас, зрителей, в происходящем, чтобы помочь нам не потерять нить сюжета.

J-переход — это совершенно обратный L-переходу прием. Здесь мы уже слышим звук следующего кадра, но еще не видим его. Нередко, кстати, такой прием используется в фильмах ужасов.

Насыщенность и свет

Объединим два киноприема в один пункт, чтобы показать вам чуть больше. Начнем с насыщенности — этот трюк помогает создателям картины (как и в случае с фокусом) наиболее четко выделить объект, достойный внимания зрителя. Расставляя таким образом акценты, режиссер подсказывает нам, что именно сейчас важно, на чем стоит особенно сконцентрироваться.

Фотография: Игры разума: 10 незаметных зрителю киношных приемов, которые делают фильм незабываемым №4 - BigPicture.ru

Что касается света, то здесь мы будем подсознательно смотреть на освещенный объект и не будем — на тот, что в тени (к таким методам всегда прибегают фокусники). Создатели кино — те же фокусники, так почему бы им не подсветить важное и не затемнить второстепенное, выделив главные объекты композиции?

Фотография: Игры разума: 10 незаметных зрителю киношных приемов, которые делают фильм незабываемым №5 - BigPicture.ru

Симметрия

Пожалуй, самый любимый прием режиссера Уэса Андерсона, снявшего «Отель „Гранд Будапешт“», «Королевство полной Луны», «Остров собак», «Академию Рашмор» и многие другие кинобестселлеры. Его творческий почерк легко определить, так как в природе симметрия практически не встречается, а значит, симметричные кадры будут априори казаться зрителю необычными и немного волшебными.

Фотография: Игры разума: 10 незаметных зрителю киношных приемов, которые делают фильм незабываемым №6 - BigPicture.ru

Перспектива

Прием перспективы призван придать кадру глубину и объем. Поисковики характеризуют перспективу сложно, как «технику изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре». Если говорить проще, то это вот так:

Фотография: Игры разума: 10 незаметных зрителю киношных приемов, которые делают фильм незабываемым №7 - BigPicture.ru

Аудиовизуальный контрапункт

Нередко кадр в фильме сопровождает соответствующая мелодия. В фильме ужасов такая мелодия нарастает по мере того, как жертва приближается к убийце, а в погоне наоборот — музыка сразу звучит громко и ритмично, чтобы подчеркнуть накал страстей.

Бывает, музыка совсем не соответствует кадру (и в этом, как ни парадоксально, соответствие). Для придания сцене контраста в картине «Апокалипсис сегодня» людей расстреливали под классическую музыку. Но мы покажем вам «правильный пример» — один из самых запоминающихся в саге о Людях Икс.

Переход во время действия

Ну, а завершит нашу подборку переход. Кадр вовсе не обязательно должен меняться, когда наступает логическая пауза. Но его необходимо сменить непосредственно во время действия, чтобы зритель мог увидеть сцену с разных сторон. Сложно? Тогда смотрите.

Смотрите также:
Идеальная композиция кадров из известных фильмов,
Звезды советского кино топлес: сцены, которые вы могли не заметить,
13 фильмов, снимавшихся без окончательного сценария

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Жуткая тайна фотографии семьи Лоусон

Жуткая тайна фотографии семьи Лоусон

Жизнь за колючей проволокой: Шокирующие секреты Звездного городка

Жизнь за колючей проволокой: Шокирующие секреты Звездного городка

Почему в СССР не боялись клещей

Почему в СССР не боялись клещей

Новые посты

Отражения в тему и не очень

Отражения в тему и не очень

30 архивных фотографий, которые вас обязательно поразят

30 архивных фотографий, которые вас обязательно поразят

Каких женщин хотели мужчины в 1904 году

Каких женщин хотели мужчины в 1904 году

В День Победы: 35 знаменитых снимков Великой Отечественной войны

В День Победы: 35 знаменитых снимков Великой Отечественной войны

21 жизненный урок от Марка Твена

21 жизненный урок от Марка Твена

Доблесть русских защитников Отечества в воспоминаниях немецких захватчиков

Доблесть русских защитников Отечества в воспоминаниях немецких захватчиков

15 шокирующе реалистичных картин

15 шокирующе реалистичных картин

20 впечатляющих фото послевоенного Берлина с высоты птичьего полета

20 впечатляющих фото послевоенного Берлина с высоты птичьего полета

Настоящая Америка в работах мэтра жанра пин-ап Джила Элвгрена

Настоящая Америка в работах мэтра жанра пин-ап Джила Элвгрена

Как делать фото в стиле National Geographic: 7 ключевых правил от Боба Холмса

Как делать фото в стиле National Geographic: 7 ключевых правил от Боба Холмса

10 странностей, с которыми вы столкнетесь в Германии

10 странностей, с которыми вы столкнетесь в Германии

На что была похожа Европа после Второй мировой войны

На что была похожа Европа после Второй мировой войны