Советская эпоха в знаковых фотографиях Маркова-Гринберга
7 ноября 1907 года в Ростове-на-Дону родился знаменитый фоторепортер Марк Марков-Гринберг. Его работы, ставшие настоящими символами своего времени, прочно заняли место в классике советской фотографии. Представляем вам знаковые работы автора периода 3190-40-х годов.


Переехав в Москву в 1926 году, Марков-Гринберг приступил к работе в журнале «Смена». Фотограф много ездил по стране, фиксировал успехи социалистического строительства, первые колхозы. Фотографировал как знаменитых людей, так и обычных «строителей коммунизма».

Никита Изотов в шахтерской каске, покрытый угольной пылью, сфотографирован как монумент. Это памятник ударнику, стахановцу. Шахтер представлен как античный герой, бросающий вызов богам, вгрызаясь в недра земли.

В первые десятилетия Советского Союза — период глобальных перемен — перед фотографами не ставилась задача снять настоящее. Гораздо важнее было увидеть в нем ростки будущего, которому, возможно, никогда и не суждено было сбыться. Фотографы переводили обыкновенную прозу жизни на язык героического эпоса, преображая реальность.

Главной задачей репортеров этой эпохи было своими снимками суметь убедить зрителей в величии советской реальности. Фотографии Маркова-Гринберга как раз обладали таким счастливым даром убеждения.


На заднем плане — Троицкий монастырь, попавший в зону затопления в связи с созданием Угличского водохранилища.




Стоит отметить, что сам Марков-Гринберг, как и многие другие фотокорреспонденты того времени, этой трансформации реальности как будто не замечали. Сам автор не обнаруживал расхождений между снимком и той жизнью, что снимал. Более того, он утверждал, что как раз отсутствие трансформации реальности, верность «реализму» было его личной целью.

В советской фотографии реальность предварительно фильтровалась и обрабатывалась. Жизнь на снимке должна была изображаться согласно заданной установке. При этом ей всегда верили, для миллионов людей она служила доказательством того, о чем пишут газеты.

Из воспоминаний автора о работе над снимками:

Советскому народу предоставлялся выбор — становиться героями или рождать новых героев.




Особенно выделяется в творчестве фотографа военный период. В сентябре 1941 года Марков-Гринберг был отправлен рядовым на фронт. Участвовал в боях в роли связиста, но всегда фотографировал — фиксировал моменты боев и редкие минуты отдыха.

В июле 1943 года политотдел армии направил фотографа корреспондентом в армейскую газету «Слово бойца».


Смотрите также:
Знаковые фотографии Макса Альперта об истории СССР,
Бурлаки в СССР: Как появился бессовестный фейк сталинской эпохи,
«Он чертов гений!»: Америка середины XX века в объективе культового Брюса Дэвидсона
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Посреди бури: выжил ли смотритель маяка с легендарной фотографии?
22 "эксперта" в области техники безопасности
Факты о женском теле, о которых не подозревают даже сами женщины
Реальная история грабителя Джеффри Манчестера, который прятался на крыше игрушечного магаз ...
Элегантность, которая не устаревает: Завораживающие модели 1950-х от Jean Patou
10 странных вещей в Южной Корее
Афера столетия: куда исчезло советское "золото партии"?
Целомудренная фотоэротика Евгения Сибиряева
Фотограф Мануэль Пандалис: откровенные образы и эстетика простоты
Культовый образ косплея: Шон Коннери в "мужском бикини"