Забытые кадры СССР: Почему снимки Игоря Пальмина шокируют и сегодня
Игорь Пальмин — фотограф, сумевший заглянуть за парадный фасад советской действительности. В его объектив попадала не только архитектура эпохи модерна и символизма, но и люди — настоящие, живые, противоречивые. Он не ретушировал правду и не укладывался в рамки официальной идеологии. Пальмин снимал стройки и окраины, артистов и школьников-прогульщиков, подпольные выставки и московские улицы. Его снимки — это визуальная летопись страны, в которой за фасадом «великого» всегда существовала другая, более сложная и честная реальность.
Советский Союз без ретуши и лозунгов
Советский и российский фотограф Игорь Анатольевич Пальмин в эпоху СССР считался «неудобным» для власти. Вина Пальмина была в том, что он показывал жизнь в стране без прикрас. На его снимках можно увидеть грандиозные стройки столицы и облезлые стены периферии, инженеров с воодушевленным взглядом и дерзких хиппи, наглаженных московских франтов и мальчишек-оборванцев.
Игорь Пальмин родился в 1933 году в Сталинграде. В 1955 году получил диплом геологического факультета Воронежского государственного университета. Но, будучи личностью творческой, вскоре понял свою ошибку и поступил на операторский факультет ВГИКа. С 1958 года Пальмин работал оператором на телевидении, участвовал в съемках научно-популярных фильмов и передач.
Фотографией Игорь Анатольевич увлекся еще в студенческие годы. Его первым известным снимком стал портрет оборванного воронежского мальчишки, прогуливающего школу. Но больше всего Пальмина в 50-е годы интересовала архитектурная съемка. Его наиболее известные при Союзе фотоработы — об архитектуре модерна и символизма.
Летопись андеграунда в снимках
Но есть у творчества Игоря Пальмина и другая сторона. Его не зря называют летописцем московского нонконформистского искусства. В 1970–80-е годы фотограф снимал все выставки неофициальных художников. Со многими представителями творческого андеграунда у Пальмина были дружеские отношения.
Фотограф стал одним из первых, кто запечатлел таких деятелей искусства как Эрнст Неизвестный (Ernst Neizvestny), Дмитрий Краснопевцев, Владимир Янкилевский (Vladimir Yankilevsky), Оскар Рабин (Oskar Rabin), Эрик Булатов (Erik Bulatov), Анатолий Зверев, Владимир Немухин, Лидия Мастеркова (Lidiya Masterkova). Пальмин снимал художников и скульпторов на выставках, в их мастерских, дома и во время отдыха в компании друзей.
Но эта была та сторона творчества Пальмина, которую не одобряли власти. Поэтому о ней широкие массы узнали позже. В СССР же ценились задокументированные фотографом образы Москвы и других мест. Сегодня его работы со старыми вывесками, советскими зданиями и уличными мизансценами отображают фактуру ушедшей эпохи.
К сожалению, широкую известность замечательный фотограф получил только после распада Союза. Первое полное издание работ мастера под названием «Past Perfect» увидело свет только в 2011 году. Сейчас фотографу 92 года, и он больше не снимает. Но зато трудно переоценить деятельность Пальмина как наставника молодых фотографов.
А вам близок взгляд Игоря Пальмина на страну — без прикрас, но с уважением к правде? Может ли фотография быть формой сопротивления и честного разговора с эпохой? Поделитесь мнением в комментариях.
Смотрите также — 25 эпизодов советской жизни 70-х от фотографа Владимира Сычева
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!









