От проституток до Пикассо: Как Брассаи покорил мир
Великий Пабло Пикассо высоко ценил творчество Брассаи. Он говорил, что его талант — золотая жила для художника. Но одаренный венгр выбрал фотографию и прославился, воспевая Париж. На его снимках есть все, от Елисейских полей и Эйфелевой башни до Монмартра и Нотр-Дама. Но славу Брассаи принесли снимки, на которых запечатлены обитатели парижского дна: бродяги, проститутки, танцовщицы и завсегдатаи питейных заведений.
Художник из Брассо
Дьюла Халас родился в 1899 году в трансильванском городе Брассо. Именно в честь своей родины он и взял творческий псевдоним Брассаи, означающий «родом из Брассо». Семья его была интернациональной: отец — венгр, профессор литературы, некогда преподававший в Сорбонне, а мать — армянка, интеллигентная женщина, блестяще игравшая на фортепиано.
Под конец Первой мировой войны Халас попал на фронт, где служил в кавалерии австро-венгерской армии. Вернувшись, он учился скульптуре и живописи сначала в Будапеште, а затем в Берлине. Но мечтой Дьюлы был Париж, который ему довелось однажды посетить с отцом в детстве.
Переезд в Париж
В 1924 году мечта Халаса сбылась и он переехал в столицу Франции. Как и положено настоящему художнику, он снял квартиру в богемном районе Монпарнас. В это время и появился псевдоним, под которым Халаса знает весь мир. Живопись не приносила существенного дохода, поэтому Брассаи зарабатывал на жизнь журналистикой.
Судьба свела его с парижским фотографом Андре Кертисом, благодаря которому он впервые взял в руки фотоаппарат. Как-то в интервью Брассаи сказал:
Уличная съемка в начале 20 века была тяжелой работой. Фотографу приходилось носить с собой увесистую фотокамеру, штатив и саквояж с аксессуарами. Ночью все становилось еще сложнее. Брассаи снимал не в самых благополучных районах Парижа. Не раз ему приходилось отбиваться от грабителей и хулиганов и буквально рисковать жизнью.
Но все лишения были не напрасны. Первая же книга фотографа «Ночной Париж», включавшая 60 снимков, сделала его известным. Критики восторженно отзывались о его работе, а писатель Генри Миллер назвал Брассаи «глазом Парижа». Что же снимал фотограф, приводя в экстаз творческую богему?
Н снимках фотографа бордели, сутенеры, проститутки, пьяницы, разнузданные апаши, целующиеся парочки и компании гуляк. Словом, та самая, «не парадная» сторона Парижа, которую многие стараются не замечать. Как некогда Тулуз-Лотрек, Брассаи показывал зрителю то, что принято считать уродливым, маргинальным и опасным, как нечто нестандартное, но также заслуживающее любви.
Дружба с художниками
Книга фотографий «Ночной Париж» сделала Брассаи не только известным, но и желанным гостем в творческой среде. Работа сводит его с великими художниками Анри Матиссом, Пабло Пикассо, Сальвадором Дали, Альберто Джакометти. С Пикассо фотографа связывала многолетняя дружба.
Во время оккупации Парижа нацистами, фотограф не мог заниматься любимым дело. Поэтому большую часть времени он проводил в мастерской гениального живописца, беседуя с ним и наблюдая за его работой. В это время появилась целая серия фоторабот, посвященных Пикассо.
Художник высоко оценивал дар Брассаи. Однажды он сказал:
Но увидев картины Брассаи, написанные акварелью и маслом, Пикассо был возмущен, что его друг разменивается на фотографию:
Всемирное признание
Но фотограф был счастлив лишь когда держал в руках камеру. Со временем его деятельность расширилась. Фотографа пригласили на работу в журнал Harper’s Bazaar. С этого момента он днем фотографировал известных моделей, актеров и аристократов, а по ночам все также погружался в романтику подворотен и злачных мест.
Пробовал себя Брассаи и в других сферах творчества. Он занимался оформлением балета для театра Сары Бернар, издал несколько книг прозы и воспоминания о Пикассо и Миллере. В 1974 году фотограф стал кавалером Ордена искусств и литературы, а в 1976 году его наградили Орденом Почетного легиона. В 1978 году Брассаи получил в Париже Большую национальную премию по фотографии. Умер фотограф в 1984 году в возрасте 85 лет в Ницце.
Брассаи показал нам Париж, который редко попадает на открытки, но именно в этом контрасте света и тени, роскоши и упадка, он нашёл свою подлинную музу. А как вы считаете, способен ли фотография показать больше правды о городе и людях, чем живопись или литература?
Смотрите также — Как фотограф Ара Гюлер показал миру сердце Стамбула и его боль
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!









