Эйнштейн был двоечником? Разоблачаем мифы о школьных годах гения
Чтобы утешить родителей, чьи отпрыски не блещут успехами в школе, часто вспоминают великих ученых с посредственной успеваемостью. Среди них называют физиков Томаса Эдисона и Альберта Эйнштейна. В случае с Эдисоном история правдива: ему действительно было непросто с учебой. А вот слухи про Эйнштейна не выдерживают критики. В середине 1980-х годов обнаружили документы, которые развенчивают этот популярный миф.
Как школа закаляла будущего гения
Альберт Эйнштейн родился 14 марта 1879 года в городе Ульм, в земле Баден-Вюртемберг. Когда малышу исполнился год, его семья перебралась в Мюнхен. Именно там прошли детские годы будущего светила науки. Его родители, Герман и Паулина Эйнштейн, были евреями, но решили отдать сына в католическую школу, которая находилась неподалеку от их дома.
Классическое католическое образование Альберт невзлюбил с первого дня. В подобных школах того времени царила строгая дисциплина: учеников заставляли ходить строем, а малейшие проступки карались ударами линейкой по рукам. Со сверстниками у Эйнштейна тоже не сложились теплые отношения. Антисемитские настроения в Германии усиливались, и одноклассники часто дразнили и провоцировали его.
Вскоре мальчик покинул католическую школу. В 1888 году, в девять лет, он поступил в гимназию Луитпольд — престижное учебное заведение с отличными преподавателями математики и физики. Особенно выделялась здесь одна из лучших физико-химических лабораторий Мюнхена.
Физика вместо футбола: чем жил школьник Эйнштейн
К сожалению, надежды Альберта на перемены к лучшему не оправдались. Обучение в гимназии мало чем отличалось от прежнего: те же зубрежка и казарменная дисциплина, то же высокомерное отношение педагогов. Мальчик не увлекался активными играми и не бегал с друзьями за мячом. Зато он прекрасно разбирался в сложных устройствах и мог доходчиво объяснить, как работают телефон или граммофон.
С одноклассниками отношения складывались вполне неплохо. Альберта считали чудаком и зубрилой, но при этом уважали за глубокие знания. Он учился на отлично и входил в число лучших учеников гимназии. В 1984 году в архивах обнаружили документы, подтверждающие: Эйнштейн действительно был вундеркиндом.
К 11 годам мальчик знал физику на уровне студентов колледжа. Он прекрасно играл на скрипке и получал отличные оценки по всем предметам, кроме французского. В свободное время юный Альберт увлекался самообразованием. Родители поддерживали его стремление к знаниям и покупали учебники по точным наукам, которые он успевал изучить за летние каникулы.
От книжных задач к вопросам Вселенной
Дядя Альберта, Якоб Эйнштейн, который был также деловым партнером его отца, частенько предлагал племяннику непростые математические задачи. Мальчик с радостью принимал вызов и мог не выходить из дома, пока не находил решение. Помимо этого, Эйнштейн поддерживал общение с Максом Талмудом, студентом и другом семьи. Талмуд заходил в гости каждую неделю, по четвергам, и всегда приносил юному Альберту что-то увлекательное.
Возможно, именно дружба с Талмудом повлияла на формирование интересов Альберта. Именно он принес подростку книги из серии научно-популярных очерков Аарона Бернштейна «Народные книги по естествознанию». Бернштейн считался выдающимся ученым и занимался множеством направлений, в том числе исследовал скорость света.
В своих книгах Бернштейн описывал разные интересные ситуации. Например, случай, когда человек находится в скоростном поезде, а в него пытаются попасть через окно пулей. Или разбирал, что будет с человеком, если он будет перемещаться по телеграфной линии вместе с электрическим сигналом.
Эти задачи заставили Эйнштейна задуматься о том, что происходит с предметами, если они движутся в пространстве со скоростью света. Он начал сомневаться, что свет — это волна. Когда Альберту исполнилось 12 лет, Макс Талмуд принес ему университетский учебник по геометрии. Вундеркинд освоил его за считанные дни. Позже студент предложил ему книги по философии, включая труды Иммануила Канта, который вскоре стал любимым философом Эйнштейна.
Почему вундеркинд бросил школу
В подростковом возрасте у будущего Нобелевского лауреата начались конфликты с преподавателями. Эйнштейн не терпел глупых и высокомерных людей и отличался прямотой. Бывало, его выгоняли с уроков за то, что он сидел за партой и иронично улыбался. Учителя часто раздражались из-за его поведения и не раз заявляли мальчику и его родителям, что он вряд ли добьется успеха в жизни.
В 1894 году 15-летний Альберт стал полностью самостоятельным. Электротехническая компания его отца и дяди разориласьи семья перебралась в Милан. Подросток не смог уехать вместе с ними, поскольку ему предстояло окончить школу. Он поселился в мюнхенском общежитии, но продержался там меньше года. Молодой Эйнштейн бросил учебу и отправился к родным в Италию.
Теперь он не только остался без аттестата, но и попал в список тех, кто уклоняется от службы в армии. В Германии тогда призывали в армию с 17 лет, и Альберта могли вызвать в любой момент. Положение юноши осложнилось еще больше: семья остро нуждалась в деньгах, а он не мог найти работу из-за отсутствия профессии.
Эйнштейн решил поступать в Швейцарскую высшую техническую школу Цюриха. Это был один из немногих вузов Европы, куда принимали без аттестата о среднем образовании. На вступительных экзаменах юноша блестяще справился с физикой и математикой, но остальные предметы с треском провалил.
Как родился миф об Эйнштейне-двоечнике
Несмотря на провал, директор технической школы высоко оценил знания Альберта в точных науках. Он посоветовал юноше получить аттестат и попытать счастья снова. К началу 1896 года молодой человек отказался от немецкого гражданства и несколько лет числился лицом без гражданства, пока не получил швейцарский паспорт. В том же году, в возрасте 17 лет, Эйнштейн успешно окончил кантональную школу Арау в Швейцарии.
В аттестате Эйнштейна стояли высшие оценки по физике и математике, но тройка по французскому, четверки по географии и рисованию. Стоит учесть, что в Швейцарии тогда действовала шестибалльная система. Возможно, записи из школы Арау и натолкнули биографов на мысль, что он был слабым учеником.
Дело в том, что во время последнего триместра обучения произошла школьная реформа. Оценочную шкалу изменили: единица стала высшим баллом, а шестерка — самым низким. Так великий ученый «превратился в двоечника». На протяжении жизни он не раз критиковал немецкую систему образования. По его мнению, она больше напоминала промывание мозгов, дополненное казарменной дисциплиной. Однажды Эйнштейн сказал:
История юного Эйнштейна показывает, как легко миф может затмить реальность. Она также напоминает, что нестандартный путь к знаниям не всегда можно измерить школьными оценками. А вы считаете, должна ли современная система образования подстраиваться под «нестандартных» детей — или именно дисциплина и единый подход формируют гениев?
Смотрите также — Теория издевательства: чего натерпелись жены Альберта Эйнштейна
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!









