Другая жизнь

0

Рассказывает Александр Савельев: «Я уверен — у женщин-фотографов часто есть смелость, которой не хватает мужчинам. Смелость снимать без оглядки на принятые стандарты, просто «потому что мне так нравится». И Лиллиан Бассман мне кажется очень хорошим примером этой смелости.

Уже тогда, в 50-х годах, ее снимки довольно сильно отличались от общепринятой журнальной фотографии. Стандартом был вполне реалистичный и конкретный стиль, Бассман же всячески старалась уходить от конкретики — чтобы добиться нужного эффекта, она часто снимала намеренно вне фокуса, на длинных выдержках, с двойной экспозицией. Ее фотографии не рассказывали об одежде документально — они, скорее, создавали атмосферу — неопределенную и загадочную, и потому привлекательную».

Фотография: Другая жизнь №1 - BigPicture.ru

Спонсор поста:
Стенд ТНВД: Чтобы заказать доставку китайского стенда регулировки ТНВД (прямиком из Китая, со склада производителя), вам необходимо связаться с нами по телефону +7 (909) 812-88-88. Мы предложим вам не только лучшие цены на оборудование этой категории, но и самые удобные условия доставки, которых вы не встретите больше нигде!

Источник: Жжурнал/kunst-camera

Фотография: Другая жизнь №2 - BigPicture.ru
1. Across the restaurant, 1949 (printed 1994)
Фотография: Другая жизнь №3 - BigPicture.ru
2. By Night, Shining Wool and Towering Heel. Harper´s Bazaar, 1954
Фотография: Другая жизнь №4 - BigPicture.ru
3. Margie Cato, Junior Bazaar, 1950
Фотография: Другая жизнь №5 - BigPicture.ru
4. Lingerie, 1951
Фотография: Другая жизнь №6 - BigPicture.ru
5. The Line Lengthens: Lingerie by Lily of France, 1955
Фотография: Другая жизнь №7 - BigPicture.ru
6. Barbara Mullen, 1958

Однако настоящая известность и «вторая жизнь» пришла к снимкам Бассман намного позже. В начале 60-х она прекратила снимать моду для журналов — fashion-фотография всё больше становилась потоковой индустрией, и ее это не устраивало.

«Раньше я могла долго болтать с моделью, делать ей прическу, работать над ее образом и разговаривать с ней о ее детях — и это нас настраивало на съемку. А в 60-х годах мне давали модель не больше, чем на два-три часа… И на съемках стали присутствовать все эти парикмахеры и визажисты. Да и модели стали моложе — а мне очень сложно было снимать шестнадцатилетних девочек в таких ужасно дорогих и немыслимых нарядах, которые ни одна обычная девочка не может себе позволить. Всё это было не по мне».

В 1971-м, наводя порядок в своей студии, Бассман решила, что негативы ее старых рекламных снимков уже нет смысла хранить. Куда-то она их, как ей казалось, выбросила, и сама долгое время считала их утраченными. Однако некоторые рукописи не горят, и некоторые коробки с негативами можно найти двадцать лет спустя просто в угольном сарае — именно так и случилось. И тут-то и началось самое интересное: в начале 90-х годов Бассман, которой тогда уже было за семьдесят, начинает печатать свои старые негативы заново — очень контрастно, смело, всячески колдуя над ними при печати.

Большинство известных сейчас фотографий Бассман — результат именно этой авторской печати, «ремейк» начала 90-х годов. Подобно пикториалистам начала века, при печати она изменяла изображение весьма радикально — и в этой авторской редакции ее работы больше напоминают графику и живопись, чем изображение, полученное фотоаппаратом. Произошла удивительная трансформация: снимки, когда-то сделанные в рекламных целях, обрели новую форму и новый смысл, новую художественную ценность.

Еще одним ключевым моментом мне кажется то, что Бассман достала из сундука эстетику другой, уже забытой и прошедшей эпохи. И это не просто ретро, не те 50-е, какими мы их привыкли видеть в кинохронике или в снимках других фотографов, — в ее отпечатках воплощается какая-то другая реальность, вневременная, иная, параллельная… что-то такое, чего на самом деле никогда и не было.

По сути своей, это уже не съемки моды — это, скорее, воплощения снов о модных женщинах какого-то другого времени или даже другого пространства. Сновидение, в котором очертания предметов размыты, образы и лица расплываются и ускользают, — всё это выглядит очень притягательно и оставляет зрителям пространство для собственной фантазии.

Фотография: Другая жизнь №8 - BigPicture.ru
7. Mary Jane Russell, 1950
Фотография: Другая жизнь №9 - BigPicture.ru
8. Sunny Harnett, 1956
Фотография: Другая жизнь №10 - BigPicture.ru
9. Betty Threat, 1957
Фотография: Другая жизнь №11 - BigPicture.ru
10. The Spotted Furs, 1954
Фотография: Другая жизнь №12 - BigPicture.ru
11. Dior Hat, 1949
Фотография: Другая жизнь №13 - BigPicture.ru
12. More Fashion Mileage Per Dress, 1956
Фотография: Другая жизнь №14 - BigPicture.ru
13. Carmen having tea, c.1950
Фотография: Другая жизнь №15 - BigPicture.ru
14. Barbara Mullen, 1950
Фотография: Другая жизнь №16 - BigPicture.ru
15. The cape is Back, 1949
Фотография: Другая жизнь №17 - BigPicture.ru
16. Georgia Hamilton, 1956

Кстати говоря, сама Лиллиан Бассман всю жизнь предпочитала самую простую одежду — джинсы и рубашки, никаких платьев. Шутила, что одевается в магазинах для моряков. Когда в 1990-х годах заново напечатанные снимки Бассман стали своего рода сенсацией, у нее прошло несколько персональных выставок, журналисты писали о вновь найденном фотографе, о том, что именно ей удалось сделать рекламную фотографию искусством… Но главное — у нее снова появились заказы от престижных глянцевых журналов.

Бассман, сухонькая восьмидесятилетняя старушка, снова вернулась в мир модной фотографии. И, в общем-то, осталась верна своему стилю:

«В черно-белых фотографиях есть энергия, есть загадка, — я не знаю, как это описать. Это либо чувствуешь, либо нет. Я так вижу вещи — в черно-белом. Я понимаю, что можно снимать в цвете, но цвет не приносит мне тех эмоций, которые дают мне черно-белые фотографии. Для меня это очень волнующе».

Фотография: Другая жизнь №18 - BigPicture.ru
17. Anneliese Seubert, NY Times Magazine, 1997
Фотография: Другая жизнь №19 - BigPicture.ru
18. Anneliese Seubert, NY Times Magazine, 1997
Фотография: Другая жизнь №20 - BigPicture.ru
19. KrÖnung Des Chic, German Vogue, 1998
Фотография: Другая жизнь №21 - BigPicture.ru
20. KrÖnung Des Chic, German Vogue, 1998
Фотография: Другая жизнь №22 - BigPicture.ru
21. for German Vogue, 2004

Но это еще не всё. Нисколько не отрицая выдвинутый в начале поста тезис о женской смелости, хочу сказать: если женщина делает что-то смело и талантливо — ищите рядом мужчину. Хоть и не всегда, но эта закономерность работает. И вот что занятно: о Бассман написано довольно много статей, она мировая знаменитость и старейший работающий фотограф в мире — а вот о ее муже, Поле Химмеле, в этих статьях часто не упоминают вовсе. А между тем они прожили вместе долгую жизнь и явно друг на друга влияли. Смотрите сами:

Фотография: Другая жизнь №23 - BigPicture.ru
22. Ballet Serenade, 1951/52
Фотография: Другая жизнь №24 - BigPicture.ru
23. Ballet Swan Lake, 1951/52
Фотография: Другая жизнь №25 - BigPicture.ru
24. Swan Lake, 1951/52
Фотография: Другая жизнь №26 - BigPicture.ru
25. Swan Lake, 1951/52
Фотография: Другая жизнь №27 - BigPicture.ru
26. Nude on White Background 7, 1954

Правда ведь, есть очевидная связь?

Фотография: Другая жизнь №28 - BigPicture.ru
27. Lillian Bassman and Paul Himmel, around 1938
Фотография: Другая жизнь №29 - BigPicture.ru
28. Karin Kohlberg — Lillian Bassman and Paul Himmel, 2003

Вот так. Лучшую фотографию поста я приберег напоследок 🙂 Химмель скончался в 2009-м, Бассман в свои 94 года осваивает фотошоп.

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Икона 60-х Верушка: модель, актриса и графиня

Икона 60-х Верушка: модель, актриса и графиня

Зарисовки из советского прошлого в карикатурах Сергея Лемехова

Зарисовки из советского прошлого в карикатурах Сергея Лемехова

10 ядовитых фруктов и овощей, которые мы едим каждый день

10 ядовитых фруктов и овощей, которые мы едим каждый день

Новые посты

15 винтажных фотоманипуляций

15 винтажных фотоманипуляций

Дерби в подгузниках, как проходили ретрогонки ползающих малышей

Дерби в подгузниках, как проходили ретрогонки ползающих малышей

40 впечатляющих творений мастеров хэнд-мейд, которыми нельзя не поделиться

40 впечатляющих творений мастеров хэнд-мейд, которыми нельзя не поделиться

Красивые фотографии девушек Рона Хаутау

Красивые фотографии девушек Рона Хаутау

Гроб на чердаке: невероятная история Генри Тригга и его приключений  после смерти

Гроб на чердаке: невероятная история Генри Тригга и его приключений после смерти

Период распада: 40 фото из 90-х, которые вызовут смешанные чувства

Период распада: 40 фото из 90-х, которые вызовут смешанные чувства

8 слов, произношение которых выдает человека советской закалки

8 слов, произношение которых выдает человека советской закалки

«Золотая кровь» с нулевым резус-фактором, почему она сразу и спасительна, и опасна

«Золотая кровь» с нулевым резус-фактором, почему она сразу и спасительна, и опасна

30 примеров, когда из ресторана хочется уйти, едва заглянув в меню

30 примеров, когда из ресторана хочется уйти, едва заглянув в меню

30 известных ролей, которые изначально предлагались совсем другим актерам

30 известных ролей, которые изначально предлагались совсем другим актерам

Какого размера сердце у синего кита? Разрушаем устоявшийся миф

Какого размера сердце у синего кита? Разрушаем устоявшийся миф

На съемочной площадке, как создаются самые невероятные спецэффекты в кино

На съемочной площадке, как создаются самые невероятные спецэффекты в кино