Как создавали спецэффекты для фильма «Старик Хоттабыч»
О том, как делали киношные спецэффекты до появления компьютерной графики, можно говорить бесконечно. Какие только трюки не выдумывали, чтобы заставить зрителя ахнуть!
Пожалуй, один из самых впечатляющих в этом отношении советских фильмов — цветная сказка «Старик Хоттабыч», снятая на киностудии «Ленфильм» в 1956 году. Перед режиссером Геннадием Казанским была поставлена негласная задача заткнуть за пояс Голливуд, так что денег на создание картины не жалели. Расходовали их с умом, и фильм получился превосходным — только за первые полгода проката его посмотрели более 40 миллионов человек.
Давайте разберемся, что придумали работники «Ленфильма», чтобы заставить ворота команды «Зубило» подставляться под удары футболистов «Шайбы», и как ковер-самолет парил над Москвой.
Самыми забавными получились футбольные сцены, в которых ворота «играли» так, как хотел Хоттабыч. Штанги и перекладины изгибались, то отбивая, то пропуская мяч. Волшебные ворота были изготовлены на заказ, они были раздвижными и могли уменьшаться и увеличиваться в размерах. Плюс ко всему ворота установили на рельсы, чтобы в нужный момент направлять их к мячу. Одну из штанг сделали резиновой. По сигналу сидевшие в яме рабочие тянули за тросы, и штанга «пропускала» гол.
Перед тем как заколдовать ворота, Хоттабыч решил, что каждому футболисту будет приятно играть с собственным мячом, вместо того чтобы гоняться всем скопом за одним. Эпизод, в котором с неба падает множество мячей, снимали на маленьком ленинградском стадионе «Светлана», которому дорисовали большие трибуны, табло и прожекторы. Режиссер Казанский дал игрокам по мячу и попросил подкинуть их высоко вверх, а потом при обратной прокрутке кадров получилось, что мячи летят сверху. Крупные планы сидящих на трибунах зрителей, к слову, доснимали уже на стадионе имени Кирова. А вот футболисты были настоящими — для съемок пригласили профессионалов.
Сыгравшему Хоттабыча Николаю Волкову пришлось пройти через серьезное испытание, когда снимали сцену в цирке. По сюжету джинн поглощает одно мороженое за другим и в итоге простужается. Актер ел не мороженое, а глазированные сырки, насаженные на палочку. Дублей было много, и, когда режиссер наконец сказал заветное «Снято!», Волков проглотил уже столько сырков, что с трудом передвигался.
Но наибольшая нагрузка легла на цех комбинированных съемок. В НИИ телевидения специально для «Старика Хоттабыча» разработали новую кинокамеру и проявочную машину. Благодаря использованию передового по тем временам метода «блуждающей маски» на экране из ниоткуда возникали роскошные дворцы, а по столичному бульвару маршировал караван слонов и верблюдов. Эту процессию снимали в Одессе, где в тот момент гастролировал цирк под управлением Корнилова, который и предоставил киношникам своих животных. Они прошлись по местным улицам, а при монтаже одесские дома заменили на московские.
Самыми сложными были съемки полета на ковре-самолете. Сцену на диковинном средстве передвижения снимали в павильоне, а потом наложили нужный фон. Облака создали с помощью дыма, из-за которого у исполнителя роли Жени потекли слезы, когда он сбрасывал вниз подаренные индусами бананы. Но это было так к месту, что режиссер решил оставить все как есть. Эти фантастические съемки собирали в четвертом павильоне «Ленфильма» толпы народу.
О бананах, кстати, отдельный разговор. Они почему-то зеленые. Дело в том, что реквизиторы слабо себе представляли, какого цвета должны быть заморские плоды. Они массово появились в советских магазинах только в конце 50-х годов. Поэтому изготовленные из папье-маше бананы покрасили как бог на душу положит — изумрудной краской.
Смотрите также: Как снимают современные фильмы со спецэффектами
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!