Честная советская фотография Ромуальдаса Пожерскиса
Литовская школа фотографии во второй половине прошлого века произвела настоящую революцию в умах целого поколения фотографов, став на фоне тотального официоза советской фотографии глотком «свежего прибалтийского воздуха».
Сегодня мы хотим вас познакомить с работами одного из самых популярных литовских фотографов — Ромуальдаса Пожерскиса.

Ромуальдас Пожерскис — один из самых известных представителей литовской школы фотографии, обладатель многочисленных премий и наград. Его работы находятся в коллекциях важнейших музеев мира, а сам он является профессором факультета искусств каунасского Университета Витовта Великого, где читает курс по истории и эстетике фотографии.

В творчестве Пожерскиса выделяются несколько масштабных циклов фотографий, каждому из которых автор посвящает долгие годы непрерывной работы. Каждый цикл претендует на исчерпывающий рассказ о выбранной теме, в центре которой неизменно человек.

Фотограф заставляет зрителей иначе посмотреть на отношения между людьми. Человек в них реален и гармоничен, прежде всего потому, что он не вырван из пространства жизни.




В противовес стандартной советской документалистике, зачастую постановочной, где человек существует только как фотографируемый объект, работы фотографа всегда невероятно правдивы.

Кем бы ни были герои его работ — ветеранами войны, случайно встреченным мальчиком или калекой — они всегда пребывают в гармонии. И дело тут не только в присущей Пожерскису человечности и мудрости, но и в стремлении показать человека таким, каков он есть на самом деле.




Работая над циклом «Старые города Литвы» (1974-1982) автор ставил перед собой сверхзадачу — показать взаимоотношения человека и города в жанре стрит-фотографии, фактически отсутствовавшем в Литве и всем Союзе в те годы.


Отличительная черта работ Пожерскиса — искренняя симпатия и сопереживание, которые он испытывает к своим героям. В особенности к детям, населяющим почти все его циклы.



Не меньшую эмпатию у автора вызывают и старики, которым посвящен цикл «Последний приют» (1983–1990).


Цикл «Сады памяти» объединяет снимки, сделанные на литовских кладбищах. В нем фотограф пытается ответить на философский вопрос: где пролегает граница между миром материальным и духовным?


Смотрите также — Лучшие работы фотографов советской Литвы
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Сифилис и личность – каких исторических персон подозревают в нехорошей болезни
Как крестьяне отказывались пить, или Трезвеннические бунты в России в 1858-1860 годах
22 провальные стрижки, которые чуть не закончились кровной местью
17 людей, которым пора сменить стилиста
Детские коляски разных эпох, поражающие своим безумным дизайном
27 чудовищных картин, от которых невозможно оторвать глаз
25 товаров, которые существуют только в чьем-то воспаленном воображении
Уличная еда в дореволюционной России: чем перекусывали "на ходу" наши предки
Художница показала, какими могли быть исторические знаменитости сегодня
Первая женщина Лилит: почему Библия молчит о предшественнице Евы