Чехов и Лика Мизинова — необычная история несостоявшейся любви классика
Самой знаменитой пьесой Антона Павловича Чехова, вне всякого сомнения, стала «Чайка». Многие знают сюжет этой истории, но мало кому известно, что взята она из жизни классика. Необычные отношения между писателем и Ликой, а точнее, Лидией Стахиевной Мизиновой, вдохновили Чехова на создание бессмертной пьесы, которая есть в репертуаре театров далеко за пределами родины автора.
С Лидией Мизиновой Чехов познакомился осенью 1889 года благодаря сестре. Лика начала преподавать в гимназии Л. Ф. Ржевской, где работала родственница писателя. Женщины подружились и поэтому Мизинова стала бывать у Чеховых дома.
На писателя красавица произвела неизгладимое впечатление, ведь современники не зря сравнивали ее с царевной-лебедь из русских сказок. Лика была очень хороша собой и Антон Павлович не переставал ею восторгаться. Ей было 19, а ему 29, когда они впервые встретились. После этого они виделись ежедневно, а если кто-то из них был в отъезде — переписывались. В письмах Чехов называл ее «прекрасной Ликой», «адской красавицей» и другими именами, подчеркивающими восхищение.
Лику украшали вьющиеся пепельные волосы, большие серые глаза и необыкновенная мягкость и женственность в движениях и во всем, что она делала. При этом у Мизиновой был замечательный характер — она была доброжелательна, ласкова, общительна и глубоко верила в Бога. Не обделила природа женщину и умом — Чехов мог говорить с Ликой на любые темы и она всегда была замечательным собеседником.
Многие считали, что Лика и Антон Павлович были бы отличной парой. Писатель также был очень хорош собой — высокий, широкоплечий и подтянутый. У Чехова также было очень приятное открытое лицо со слегка прищуренными живыми глазами. О внешности Антона Павловича его друг А. И. Куприн писал следующее:
Чехов пользовался успехом у женщин, но при этом очень дорожил своей независимостью. Женился он очень поздно, незадолго до своей смерти, когда уже был тяжело болен. Но нежелание создавать семью вовсе не означало, что классик сторонился женщин. Прекрасные дамы были нужны ему для вдохновения, новых идей.
Не любовь, а влюбленность испытывал Чехов долгие годы к Лике, которая не только дарила ему сюжеты, но и помогала пережить неудачи. Когда его «Чайка» с треском провалилась в Александринском театре, Антон Павлович просил приехать сестру, но не саму, а непременно с Ликой.
При этом в их отношениях не было никаких сюсюканий. Чехов относился в Лике с уважением, в котором всегда была небольшая доля иронии. Мизинова платила писателю той же монетой и между ними всегда царило полное взаимопонимание.
Так писал Чехов Лике в письмах и она отвечала ему в том же стиле. Но никто из них никогда не говорил о чувствах и даже не давал никаких намеков на серьезные отношения. Лика кокетничала с художником Левитаном, который был в нее серьезно влюблен, а в письмах Чехову описывала свой роман в своей обычной ироничной манере.
Вообще, вокруг этой женщины всегда было много мужчин и, возможно, именно ее характер не давал развиться их отношениям с Чеховым, который был бы рад видеть возле себя более серьезно настроенную особу. Но Лика не видела ни одной причины, чтобы измениться, поэтому все оставалось, как прежде, на уровне дружеских и очень доверительных отношений.
При этом Лика имела некоторое влияние на Антона Павловича. Писатель был закоренелым домоседом и его было трудно подбить на какие-нибудь авантюры. Тем не менее Мизинова едва не выманила Чехова в путешествие на Кавказ. Родителям Лика сообщила, что едет с подругой, а чтобы не было лишних разговоров, приобрела себе и своему спутнику билеты в разных концах поезда.
В последний момент Чехов отказался, сославшись на опасность мероприятия в связи с разбушевавшейся на Кавказе эпидемией холеры. Лика была ужасно возмущена и написала писателю злое письмо. Ответил Антон Павлович в своей обычной иронично-поучительной манере:
Биографы Чехова отмечали, что писателя многое расстраивало в Лике, а особенно ее богемные замашки и кокетство. Но как человек умный, он отлично понимал, что перевоспитать взрослого человека вряд ли удастся.
Так ответила Чехову его озорная муза и уехала в путешествие без него.
Лика Мизинова долго не могла найти свое место в жизни. У нее были сложные, можно сказать, надрывные отношения с модным в то время писателем Потапенко. Именно их описал Чехов в «Чайке», как историю любви Тригорина и Нины Заречной.
Потапенко был красивым, харизматичным человеком, но при этом абсолютно непохожим на Чехова. Кроме этого, писатель был женат. Они с Ликой уехали за границу, где он бросил женщину одну в чужой стране. У Потапенко и Лики родилась дочь, но ребенок умер от воспаления легких в два года.
Мизинова пыталась найти занятие по душе — она то открывала швейную мастерскую, то училась пению, но не могла сосредоточиться ни на одном занятии. Потом она уехала в Париж, откуда писала Чехову пронизанные безысходностью письма и просила приехать.
Чехов не собирался покидать родину. В одном из писем писателю Лика рассказала Антону Павловичу о причине романа с Потапенко, причем сделала это очень кратко. «Причина этому Вы…» — написала женщина в послании писателю и приложила к нему свою фотографию, на обратной стороне которой были написаны ее рукой такие строки:
Скоро ли сгину я, жизнь погубя,
Знаю одно, что до самой могилы
Помыслы, чувства, и песни, и силы
Все для тебя!
Ниже Лика добавила:
Чехов не отреагировал на крик ее души. Через некоторое время Лика вышла замуж за известного театрального режиссера Александра Санина, с которым прожила 35 лет. Антон Павлович женился на актрисе Ольге Книппер, но прожил после этого всего три года и умер от чахотки.
Каждая из женщин, так или иначе связанная с Чеховым, оставила о писателе воспоминания. Но вы не найдете среди них мемуаров Лики Мизиновой — она одна из всех предпочла сохранить детали своих отношений с писателем в тайне. Поэтому мы знаем об истории странной любви Лики и Антона Павловича только из воспоминаний современников и нескольких сохранившихся писем.
Совсем иные отношения были с женщинами у другого русского классика — Льва Николаевича Толстого. Писатель совсем не избегал женского общества и к дамам относился не слишком трепетно.
Смотрите также:
Иоанн Кронштадтский: святой, который ненавидел Льва Толстого,
Нимфа в плацкарте и другие коллажи Алексея Кондакова,
Как бы выглядели аккаунты Толстого, Чехова и других писателей, если бы у них был Instagram
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!