Топ-100

Целование срамоты и тарантас для мастурбации: интимные традиции Руси

0

Наших предков часто приводят в пример как невинных и целомудренных людей, которым чужды разврат и грех. Но на самом деле они были совсем не такими: занимались сексом и мастурбацией, не стеснялись их обсуждать, обожали скабрезные частушки и эротические сказки. Давайте поговорим об интимных традициях Руси, которые сегодня могут удивить и шокировать даже завсегдатая порносайтов.

Языческая Русь: перекатывания по полям и целование срамоты

Древние славяне не отличались особым целомудрием: нравы их были гораздо свободнее, чем в христианской Руси. Сексуальность была вплетена в религиозные традиции и считалась божественной: мужчины символически оплодотворяли землю, снимая штаны во время посева льна, женщины, задирая юбки и демонстрируя половые органы небу, вызывали дождь.

Хороший урожай просили у богов, перекатываясь парами по полю: иногда это было формальностью, но часто могло сопровождаться и вполне реальным сексом. Во время свадебных обрядов использовались фаллические символы: был, например, обычай целования и облизывания «срамоты мужской».

Девственность была скорее недостатком: больше ценились женщины, которых сейчас бы назвали разведенками с прицепом. Дети, рожденные до брака, считались не бесчестием, а доказательством «качества» девушки: и правда, что лучше может свидетельствовать о плодовитости и хорошем здоровье, чем уже имеющийся ребенок?

Скептическое отношение к «чистоте» невесты подтверждает и существовавший тогда обычай «вскрытия»: если девушка была невинной, то перед брачной ночью процедуру лишения девственности организовывали волхвы. Упразднил его незадолго до христианизации Руси князь Святослав.

Русь христианская: покайся, грешник!

Христианизация перевернула жизнь людей с ног на голову: все, что раньше считалось богоугодным, оказалось под запретом, а секс и эротические желания объявили происками Сатаны.

Целомудрие стало «святым делом», и уже не только до свадьбы, но и после нее. Непорочное зачатие перекочевало из Библии в жития святых: например, согласно им князь Дмитрий Донской (вполне реальная историческая персона) и его жена княгиня Авдотья обходились без секса, но это не помешало им завести многочисленных родных детей.

Среди свадебных ритуалов появился новый унизительный — определение «почетности» невесты. Молодой супруг выходил из спальни с полным кубком вина, в донышке которого было отверстие. Если жена была невинной, то мужчина заделывал его воском, если нет — убирал палец, чтобы вино вылилось.

Воздержание стало обязательным по пятницам, субботам, воскресеньям, во время церковных праздников и постов: при соблюдении всех запретов получалось, что заниматься сексом люди могли лишь несколько дней в месяц. Единственной допустимой стала миссионерская поза.

Историки расходятся во мнениях, почему выбрали именно ее: то ли в силу патриархальной парадигмы «мужчина выше женщины», то ли потому, что поза считалась наиболее подходящей для зачатия, которое было главной и единственной целью постельных утех.

За все остальное полагалось наказание. Например, «наездницу» объявили «великим грехом» и вызовом «образу Божию», и после нее нарушителей ждали от 3 до 10 лет покаяния с многочисленными ежедневными земными поклонами.

«Догги-стайл» называли скотским блудом и содомским грехом с женою: расплачиваться за нее приходилось как минимум 600 земными поклонами, но бывало и хуже — могли отлучить от церкви. За глубокий поцелуй полагалось 12 дней поста, за прикосновение рукой к влагалищу жены — три недели. Куннилингус стоил «дороже»: от двух до трех лет поста (примерно столько же давали за прелюбодеяние или кровосмешение со свойственниками).

Даже та сексуальная жизнь, которая допускалась, считалась оскверняющей тело и душу человека. Мужчина после полового акта обязан был помыться ниже пояса — до этого он не имел права заходить в церковь и целовать святые мощи. Женщинам во время менструации запрещалось посещать храмы и принимать причастие: есть легенда о девушке, которая пренебрегла этим правилом, зашла на могилу святого и была поражена молнией. Еще одна женщина, которая принимала причастие каждую неделю, превратилась в лошадь.

Мастурбация тоже была грехом: заниматься ею или просто предаваться похотливым мыслям значило вызывать дьявола. Существовала легенда о том, что член парня, который часто рукоблудствовал, превратился в змею, на этом фоне более современная страшилка про волосы на руках выглядит добродушной сказкой.

Когда грешника заставали за постыдным делом, это предавалось огласке: например, корреспондент Тенишевского архива, описывая быт и нравы крестьян Владимирской губернии, рассказывал о прецеденте онанирования при помощи колесной гайки от тарантаса. Это далеко не все законы, регламентирующие сексуальную жизнь на Руси, — их было гораздо больше. Но соблюдались ли они?

Рисовали на бумаге, да забыли про овраги

Когда читаешь обо всех этих правилах, возникает закономерный вопрос: а как же следили за их исполнением? Ладно куннилингус: может, в окно кто-то заметил, или женщина сама похвасталась, а священник за березой стоял и подслушал. Но как можно уличить в похотливых мыслях? По выражению лица?

Ответ простой: люди должны были сообщать об этом сами на исповедях. У духовников были специальные вопросники, в котором место нашлось всем грехам, включая птицеложество (бедные гуси!).

В конце XVI века вопросники начали делить на разделы для отроков, мужей и вдовцов или для девиц, жен и вдов: уж очень некоторые пункты напоминали подсказки, как можно грешить, а не попытку спасти душу. Например, у девушки могли поинтересоваться о «наступании на ногу и мигании ради блуда» — чем не лайфхак по флирту?

Наши предки легко справлялись с жесткими предписаниями: они просто умалчивали о своих грехах и продолжали жить так, как им нравится.

Путешественники нередко удивлялись свободе нравов в России. В XVII веке голштинский дипломат Адам Олеарий писал, что русские часто «говорят о сладострастии, постыдных пороках, разврате и любодеянии их самих или других лиц, рассказывают всякого рода срамные сказки, и тот, кто наиболее сквернословит и отпускает самые неприличные шутки, сопровождая их непристойными телодвижениями, тот и считается у них лучшим и приятнейшим в обществе».

В срамных сказках в России знали толк. Владимир Даль, отправляя накопленные им истории собирателю фольклора Александру Афанасьеву, писал: «В моем собрании много таких, которые печатать нельзя; а жаль — они очень забавны». Лиса и заяц теперь ссорились не из-за лубяной избушки: косой за глаза рассказывал, что он бы лисе при случае «напырял по-своему». Когда раздраженная лисица погналась за ним и застряла между двух деревьев, заяц исполнил свою угрозу.

Эротические истории не только детально описывали секс, но и были очень далеки от норм морали, проповедуемых церковью. Обычным сюжетных ходом, например, было изнасилование девушки, которая отказалась выйти замуж за героя, — это находили естественным и справедливым.

Песни и частушки были еще ядренее сказок. Андрей Тарковский хотел использовать в своем фильме «Андрей Рублев» аутентичные тексты, которые пели скоморохи тех времен. Достать их было трудно, однако когда это удалось сделать, стало понятно: вставлять в фильм сплошную матерщину, при помощи которой описывались физиологические процессы, просто нельзя.

Церковный канон и обычаи: что сильнее?

Христианизация Руси, растянувшаяся на несколько столетий, оказалась довольно поверхностной. Православные нормы часто не просто существовали рядом с языческими, но и оказывались менее уважаемыми.

На Русском Севере до начала XX века сохранились «скакания»: накануне венчания в доме жениха собиралась молодежь, все вставали в круг и прыгали, высоко задирая ноги и подолы юбок, распевая при этом эротические песни. Заканчивалось веселье сном вповалку. В XVI веке итальянский путешественник Лактанций Рокколини рассказывал о «гасках»: собравшись в чьем-нибудь доме поплясать, мужчины и женщины после танцев тушили лучину, после чего каждый занимался сексом с той девушкой, которая оказалась ближе.

На сексуальных традициях сказывались размеры России: нравы могли разниться от региона к региону в одно и то же время. Например, в Архангельской губернии никто не придавал значения невинности девушки, а в Воронежской «порченую» невесту ждало суровое наказание: ее избивали до полусмерти и заставляли трехкратно ползать на коленях вокруг церкви.

Влияли на секс и особенности быта крестьян: когда в одном доме бок о бок жили несколько семей, измены и любовные треугольники оказывались неизбежными. Доходило до того, что младшие братья не женились, потому что жили с супругами старших, и все смотрели на это сквозь пальцы.

Еще один вид кровосмешения даже получил собственное название: речь идет о снохачестве. Юная жена, переехав в дом к мужу, становилась любовницей его еще молодого отца: ведь браки заключались в 13–16 лет. Снохач нередко отсылал сыновей на промысел, чтобы его «шалостям» никто не мешал, и добивался от девушки своего: не подарками, так угрозами физической расправы. Жены снохачей молчали по тем же причинам: одну «успокаивал» новый сарафан, другую — побои.

Иногда доходило до убийств: например, в начале ХХ века в калужском суде слушалось дело Матрены и ее свекра Дмитрия. Одному сыну Матрены от снохача на тот момент исполнилось пять лет, а второго мужчина забрал сразу после рождения и зарыл живьем в землю в сарае.

На сексуальный быт простых людей гораздо больше влияли практические соображения, нежели религиозный устав. Ольга Семенова-Тян-Шанская, написавшая книгу о жизни крестьян в Рязанской губернии, рассказывала:

«Отъевшийся осенью Иван, да еще после «шкалика», всегда неумерен. А Иван голодный, в рабочую пору, например, собственно, не живет с женой». Еще один русский писатель Глеб Успенский отмечал: мужчины, выбирая время для секса, следили за тем, чтобы «баба в трудную рабочую пору страды была здорова, не лежала в родах и не была брюхата».

Гаремы помещиков

Крепостное право позволяло дворянам реализовывать самые разные сексуальные фантазии: многие из них собирали из крестьянок гаремы.

Один из декабристов, Осип-Юлиан Горской, жил в доме с тремя купленными девушками. В материалах дела о Горском говорилось:

«Гнусный разврат и дурное обхождение заставили несчастных девок бежать от него и искать защиты у правительства, — но дело замяли у гр. Милорадовича».

Еще одним любителем сералей был генерал-лейтенант Лев Измайлов из Тульской губернии: для утех он завел себе сразу 30 девушек. Наложницами Измайлова они становились в 12–16 лет и жили в отдельном доме взаперти: выпускали женщин только для короткой прогулки по саду или поездке в наглухо закрытых фургонах в баню.

Помещик щедро делился своим «богатством» с друзьями: каждому гостю приводили женщину на ночь, а самым влиятельным он присылал девственниц — обычно совсем еще детей. Известно также, что как-то Измайлов взял в гарем собственную дочь от предыдущей рабыни. Жестокость Измайлова привлекла к нему внимание властей, однако в итоге его лишь отстранили от управления имением.

Еще один известный серийный сексуальный преступник XIX века — помещик из Киевской губернии Виктор Страшинский, который изнасиловал больше 500 девушек. В его собственном имении следователи не нашли ни одной женщины, которая этого избежала, также Виктор ездил за «новыми впечатлениями» в имения друзей и родственников. Среди жертв Страшинского оказались две его дочери от изнасилованной ранее крепостной.

Как отмечает социолог и антрополог Игорь Кон, викторианские понятия о приличиях, связанных с интимными сторонами жизни, и опасностях, связанных с половыми отношениями, были подвергнуты сомнению еще до того, как им удалось пустить корни на российской земле. После революции началась новая глава истории секса в России — совсем непохожая на предыдущую. Но это уже совсем другая история.

Смотрите также — 4 главных правила секстинга, или Как не оказаться в глупой ситуации из-за интимной переписки

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Новости партнеров

Загрузка...

Новые посты

Мило Муаре: превращая эксгибиционизм в искусство и наоборот

Мило Муаре: превращая эксгибиционизм в искусство и наоборот

22 факта об алкоголе, от которых кто-то может и протрезветь

22 факта об алкоголе, от которых кто-то может и протрезветь

Зачем японцы выставляют вдоль заборов и столбов бутылки с водой

Зачем японцы выставляют вдоль заборов и столбов бутылки с водой

Буратино в реальной жизни: человек с самым длинным носом в мире

Буратино в реальной жизни: человек с самым длинным носом в мире

Мемно, масштабно, кошмарно: 30 примеров гениального декора от фанатов Хэллоуина

Мемно, масштабно, кошмарно: 30 примеров гениального декора от фанатов Хэллоуина

Супруги из Канады переправили дом своей мечты вплавь по озеру на самодельном плоту

Супруги из Канады переправили дом своей мечты вплавь по озеру на самодельном плоту

Сова, спешащая куда-то по траве, умилила миллионы и стала популярным мемом

Сова, спешащая куда-то по траве, умилила миллионы и стала популярным мемом

Румынский фотограф показал, как одинаковые по планировке квартиры выглядят у 10 разных хозяев

Румынский фотограф показал, как одинаковые по планировке квартиры выглядят у 10 разных хозяев

10 причин, почему все время хочется есть, и как с этим бороться

10 причин, почему все время хочется есть, и как с этим бороться

Мемы помогают бороться со стрессом пандемии, делают нас спокойнее и счастливее

Мемы помогают бороться со стрессом пандемии, делают нас спокойнее и счастливее

От гриппа до рака: 6 видов болей в животе, которые нельзя игнорировать

От гриппа до рака: 6 видов болей в животе, которые нельзя игнорировать

Японец заработал 7 миллионов, убирая цензуру с порно, и оказался за решеткой

Японец заработал 7 миллионов, убирая цензуру с порно, и оказался за решеткой