Аполлинарий Васнецов и Николай Крымов, великие художники
Из всех современных искусств важнейшим для нас, безусловно, является фотография.
Но не будем забывать и её предшественниках — великих художниках, картины которых остаются непревзойденными образцами для подражания любому творцу, решившему запечатлеть в своих работах изменчивую красоту окружающего мира. Вспомним о тех, чья жизнь была посвящена неустанному поиску прекрасного — Аполлинарий Васнецов и Николай Крымов.
Аполлинарий Михайлович Васнецов родился 25 июля 1856 года под Вяткой, в селе Рябово. Отец был священником, род его происходил из древней вятской фамилии.
В семье было много детей, старший брат Аполлинария – Виктор — тоже стал художником, известным теперь всему миру. Но и младший брат не затерялся в славе старшего.
Уже к тринадцати годам мальчик сделался круглым сиротой. Хотя специального и систематического художественного образования он не получал, но обладал потрясающим талантом. Аполлинарий Михайлович учился в Вятском духовном училище и в тоже время стал брать уроки у Михала Эльвиро Андриолли — польского художника, сосланного в Вятку.
Васнецов приходил к своему учителю каждое воскресенье, принося ему домашние рисунки, чтобы услышать отзыв. Кроме этого он рисовал у Андриолли вид из окна с натуры, а также копировал ландшафты гор или лесные пейзажи А. Калама – известного художника из Швейцарии.
В 1872 году Аполлинарий Михайлович оканчивает духовное училище. Старший брат, Виктор Васнецов, настоял на том, чтобы Аполлинарий переехал в Петербург. Здесь Аполлинарий Михайлович учится живописи и у брата, и у других признанных мастеров – Поленова, Репина и других.
Однако в 1875 году Аполлинарий наотрез отказывается от идеи поступления в Академию художеств, а вместо этого сдает экзамены на звание народного учителя. Он отправляется в Орловскую губернию, в село Быстрица, чтобы работать там. Но народнические цели вскоре разочаровали юношу, и он покидает деревню в 1878 году, чтобы отправится к брату в Москву и посвятить свою жизнь искусству.
С 1882 года ежегодно Аполлинария Васнецов проводит летние месяцы на даче брата, которая находилась в селе Ахтырка недалеко от Абрамцева – имения Мамонтовых. Начиная с 1883 года, на экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок появляются произведения Аполлинария Михайловича Васнецова.
Художник путешествует по России, посещает Украину и Крым в 1885-1886 годах . А в 1898 отправляется во Францию, Германию и Италию.
Звание академика петербургской Академии художеств Васнецов присвоено в 1900 году. И с 1901 по 1918 год художник руководил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества пейзажным классом. С 1918 – возглавляет Комиссию по изучению старой Москвы, проводит во время земляных работ в центре города археологические исследования.
Умер Аполлинарий Васнецов 23 января 1933 года, его похоронили на Введенском кладбище. Сейчас в Москве работает мемориальная квартира-музей Аполлинария Васнецова.
http://vasnec.ru/kartina5.php — галерея картин Аполлинария Васнецова.
Родился Крымов Николай Петрович 20 апреля 1884 года в Москве, в семье художника. Его отец писал в манере «передвижников», именно у него совсем молодой Николай получает свою начальную профессиональную подготовку.
В 1904 году Крымов поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но изначально выбирает архитектурное отделение. Но в 1907 году начинает занятия в пейзажной мастерской А. М. Васнецова, где и проучился до 1911 года. В 1907 году Николай Крымов принимает участие в выставке «Голубая роза», кроме этого, он демонстрирует свои работы на выставках «Союза русских художников».
Жил Николай Петрович в Москве, но, начиная с 1928 г, значительную часть года проводит в живописной Тарусе.
Николай Крымов был графиком-оформителем в журнале «Золотое руно». К символизму Крымов примкнул еще в своих ранних работах. Его работы скорее напоминали гобелены, чем картины, например полотно «Под солнцем», написанное в 1906 году. Натура у Крымова часто передана как что-то эфемерное и зыбкое – красочный туман.
Позднее манера художника несколько изменится, краски и формы обретут материальность, большую предметность. Природа в работах Крымова чаще всего безлюдная, очень поэтичная. К работам в таком стиле можно отнести «Желтый сарай» и «Утро».
Среднерусские мотивы, простые и бесхитростные, переплетаются с гармоничностью композиции, с общим настроением, «тоном» в старорусских картинах художника. Ландшафт тут перенесен в сферу созерцания и эстетического наслаждения им. Достаточно вспомнить такие картины мастера, как «У мельницы» и «Речка», которые теперь хранятся в Третьяковской галерее.
Крымов считал, что суть живописи совершенно не краска, а именно тон. Как он считал, именно тон наполнял цвет светом. Идеальной точкой отсчета Крымов называл горящую спичку, которая находится на фоне стены, ярко освещенной солнцем.
В 1938 году Николай Петрович пишет статью «О Левитане», где излагает свои теоретические взгляды на тональность в живописи и способы достижения правильного цветового баланса в картине. Эта статья показала недюженные задатки художника как педагога.
Не только в живопись внес вклад Крымов, но и в сценографию. Он оформлял в 1926 «Горячее сердце» во МХАТе, а в 1933 — «Таланты и поклонники».
Николай Петрович Крымов очень много работал и как педагог с 1919 по 1930 год. Он преподавал в Пречистенском практическом институте, в его послужной список входит и Московское областное художественное училище памяти 1905 года.
Кроме этого Крымов также был преподавателем в Высших художественно-технических мастерских. Крымов скончался 6 мая 1958 года в Москве.
http://krimov.ru/kartiny4.php — галерея картин Николая Крымова. Подробная биография, анализ творчества, статьи Крымова о теории и практике живописи, прочитанные им в Высших художественно-технических мастерских.
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!