Анатомическая Венера, на ком учились патологоанатомы XVIII века
0
Анатомическая Венера — это женская восковая фигура в натуральную величину, обычно — с настоящими человеческими волосами и стеклянными глазами. Она изготавливалась специально для научно-популярных лекций по анатомии, которые проводились для широкой публики в конце XVIII века. Некоторые Анатомические Венеры разбираются или вскрываются, чтобы продемонстрировать плод в утробе. Другие представлены в статичных состояниях, когда их внутренние органы видны сразу, то есть анатомически обнаженными.
Джоанна Эбенштейн из Музея патологической анатомии в Бруклине объехала весь мир, чтобы написать историю о восковых моделях, которая вошла в ее книгу The Anatomical Venus («Анатомическая Венера»). Она рассказала сайту Buzzfeed о своей работе:
«В 2007 году я отправилась в паломничество на месяц, чтобы фотографировать экспонаты в крупных медицинских музеях Европы и США и собирать материал для выставки под названием «Анатомический театр». Из всех жутких и поражающих предметов, которые я видела за всю поездку, самым завораживающим оказалась Анатомическая Венера».
Эта Анатомическая Венера, изготовленная в мастерской Ла Спекола между 1784 и 1788 годами, выставлена в оригинальном ящике из розового дерева и венецианского стекла в венском музее Йозефинум
«Первая была создана около 1780 года во Флоренции в Италии, где она служила центральным объектом «восковой энциклопедии» человеческого тела в Музее физики и естественной истории, более известном как Ла Спекола, — первом по-настоящему научно-популярном музее, открытом для мужчин, женщин и детей».
«Оригинальные Анатомические Венеры изготавливались искусным художником в тандеме со специалистом по анатомии или естествоиспытателем. Самые высококачественные делали в мастерской художника Клементе Сусини, который много лет возглавлял восковую мастерскую в Ла Спекола».
«Команда начинала с выбора иллюстрации из известных медицинских атласов таких авторов, как Везалий, Альбинус или Масканьи. Потом из ближайшей больницы Санта Мария Нуова привозили трупы и части тел, чтобы каждый орган и каждая деталь были изготовлены с максимальной точностью. Целью этих восковых фигур было заменить дальнейшие вскрытия человеческих тел, которые были грязными, плохо пахнущими и неэтичными».
«Красота Анатомической Венеры была важна, чтобы вызвать у зрителя желание получать знания. В то же время отделяла ее от понятий о смерти и о могиле, с которыми связана большая часть знаний об анатомии. Арно-Элуа Готье д’Аготи, сын создателя анатомических эстампов XVIII века, включая знаменитого «Освежеванного ангела» Жака-Фабьена Готье д’Аготи, красноречиво заметил: «Чтобы учить мужчин, их нужно соблазнить эстетикой, но как может кто-то назвать образ смерти приятным?»»
«Анатомическая Венера решала эту проблему, поскольку была похожа на живую, не испытывала боли, на ней не было крови, а также она базировалась на древней традиции художественных изображений Венеры, богини любви, красоты и плодородия».
«Наша нынешняя одержимость красивыми мертвыми девушками делает для многих Анатомическую Венеру странной, похотливой и зловещей. Я думаю, просто невозможно рассматривать ее сейчас не через призму того, что было после нее, — фильмов ужасов с расчлененными красивыми жертвами женского пола, убийств на почве секса, а также секс-кукол».
«Я путешествовала, чтобы увидеть и сфотографировать всех Венер, которых смогла найти, читала все, до чего могла добраться, от научных статей до архивных музейных каталогов, переписывалась с частными коллекционерами, брала интервью у кураторов и поехала в Италию, чтобы попытаться понять Венеру в ее историческом и культурном контексте. Чем больше я узнавала, тем больше у меня возникало вопросов. Мне кажется, я могла бы провести остаток жизни в погоне по следам, ведущим к Анатомической Венере и от нее, и этого было бы мало».