Алексей Кузовкин о том, каких сервисов не хватает для удаленной работы в IT-компании
Пандемия коронавируса сформировала ситуацию, с которой мировой IT-рынок никогда прежде не сталкивался: впервые в истории пришлось отправлять такое количество работников на «удалёнку». Алексей Кузовкин рассказывает о сервисах для удалённой работы.
Алексей Кузовкин — генеральный директор компании «Инфософт», член рабочей группы по развитию технологий безопасности РАКИБ, экс-председатель совета директоров группы компаний «Армада».
Основной проблемой, которую в этой связи приходится решать, — это обеспечение и поддержание коммуникаций, а также постановки и контроля выполнения задач.
Для крупных корпораций, чьи представительства могут быть раскиданы по всему земному шару — или хотя бы по нескольким часовым поясам, — системы видеоконференций едва ли представляют из себя что-то новое. Новым является количество людей, задействованных в таких виртуальных встречах, и тот факт, что все они сидят в своих квартирах, а не в нескольких конференц-залах. То есть, степень децентрализации, опять-таки, выглядит беспрецедентной. И это оказывается вызовом в равной степени и для крупных компаний, и для малого и среднего бизнеса.
Коммуникации включают в себя не только возможность вызова в любой момент любого количества людей на онлайн-встречу — это скорее вопрос организации процессов, нежели практического применения каких-либо программно-аппаратных инструментов. Тут ещё встаёт вопрос планирования, совместной работы, интеграции разных каналов связи и программ — то есть, бесперебойного обмена данными между ними. То есть, например, одним проектом может заниматься более одной автономной группы разработчиков. В одной основным инструментом управления проектами является, например, Jira, в другой — Asana, в третьей — Trello; где-то ещё Slack, где-то ещё — GanttPRO, вариантов может быть множество.
А назначение — примерно одно и то же. Как их «мирить» между собой? — То есть, как обеспечить равномерное распространение ключевой информации через эти системы, так чтобы не выходило путаницы?
Иногда слышатся жалобы, что, дескать, не хватает системных решений, которые объединяли системы видеоконференций и управления проектами, чтобы минимизировать количество переключений между разными программами. В идеале, конечно, очень пригодился бы пакет «всё-в-одном», где с одной учётной записи можно было бы пользоваться несколькими разными приложениями так, будто это единая среда.
Встречаются также мнения о том, что рабочие машины удалённых сотрудников должны быть защищены биометрическими средствами — вплоть до того, чтобы гасить и блокировать экран, если в пределах зоны видимости камеры ноутбука оказываются посторонние. Это, возможно, перебор — особенно если учесть, что многие специалисты по кибербезопасности настоятельно рекомендуют заклеивать видеокамеру, если в ней нет необходимости в данный момент. К тому же, в большинстве случаев «удалённики» сидят дома, и единственные, кто может заглянуть к ним в экран — это родня, которая вряд ли заинтересована в том, чтобы передавать конкурентам конфиденциальные сведения. С другой стороны, всегда есть варианты… И в любом случае, доступ удалённого сотрудника к корпоративным ресурсам может осуществляться только через защищённые каналы связи — то есть, через VPN.
Тема защиты коммуникаций тесно соприкасается и с электронным документооборотом. Карантинные меры, с одной стороны, осложнили работу с традиционным бумажным документом, с другой, естественно, повысили спрос на защищённый — юридически значимый электронный документооборот и связанные с ним решения. На сегодняшний день по разным — юридическим, в первую очередь, — причинам полный отказ от бумажного документооборота невозможен: лишь некоторые типы документов возможно использовать без бумажных копий, не опасаясь правовых и налоговых рисков. Однако движение в этом направлении сохраняется, и ситуация с пандемией явно скажется на его ускорении: там где есть спрос, расширяется и предложение. Сейчас существует некоторое количество решений, позволяющих наладить обмен данными, включая юридически значимые электронные документы, между между контрагентами, подключёнными к различным операторам электронного документооборота, но сказать, что рынок ими перенаселён, нельзя.
Довольно часто обсуждается вопрос использования виртуальных пространств для проектов, которые требуют более тесных, чем позволяет тот же Zoom, взаимодействия и коммуникаций, но это уже скорее экзотика, чем практическая надобность. Впрочем, опять же, всё зависит от конкретного проекта — и от вовлечённых в него людей.
Одной главных сложностей для “удалёнников”, привычных к офису, — это отсутствие живого контакта и общения, из-за чего может заметно падать эффективность. Она также может падать и от отсутствия фактора “стоящего над душой менеджера”, а также изобилия рассеивающих внимание факторов в домашней обстановке. Если вдуматься, построение работы по образцу онлайн-игры — один из способов компенсировать вынужденное “неприсутствие” в офисе. Пусть и не очень полноценное.
Когда пандемия закончится, владельцы бизнесов, вероятно, ещё долго будут спорить, что выгоднее — «офис» или «удалёнка». Аргументы «за» и «против» находятся у обеих сторон. Но очевидно, что не все захотят возвращать людей в офисы, особенно, если есть возможность этого не делать без ущерба для процессов. Cитуация весны 2020-го показала, что бизнесу приходится быть готовым ещё и к таким явлениям, как глобальная пандемия, а заодно — чего может не хватать для того, чтобы ущерб был минимальным.
В целом, впрочем, большая часть технических проблем вполне решаема имеющимися на сегодняшний день средствами. Ключевой вопрос здесь — правильная организация процессов. А она уже зависит не столько от технических решений, сколько от компетентности руководящих лиц.
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!