«…А мы с тобою – люди отсебятин…»
Существует такая расхожая мысль: в любой ситуации мужчины обращают внимание на общее, а женщины – на частности. А еще считается, что женщины эмоциональнее мужчин. Вероятно, поэтому женские
мемуары столь захватывающие, ведь главное в них – детализация, да еще с эмоциями! Что же касается общего, то оно, в основном, известно всем – из учебников истории. Зато кто каким взглядом на кого посмотрел, какого цвета платочек был повязан на шее известного поэта и чем закусывали литераторы детское шампанское «Карлсон», – все это безумно интересно и запоминается сходу и накрепко. И даже когда речь заходит о железном ХХ веке, «веке-волкодаве», у женщины (в данном случае – у литературоведа Эммы Герштейн) можно найти в воспоминаниях об Осипе Эмильевиче Мандельштаме бесценное доказательство не только его гениальности, но и его остроумия: «Спросили «профессора», не прочтет ли он что-нибудь. Тот ядовито обратился к человеку с круглыми покатыми плечами, но в форме летчика: «А если я попрошу вас сейчас полетать, как вы к этому отнесетесь?».
Смелые и веселые, беспощадно правдивые, драматические, разоблачительные и даже скандальные – женские мемуары всегда читаются так, что нас за уши не оторвать: «То ли быль, то ли небыль: о времени и о себе» Натальи Рапопорт, «Содом тех лет» Нины Воронель, «До свидания, алфавит» Татьяны Бек, «Хвастунья» Инны Лиснянской, не говоря уже о знаменитых книгах «Курсив мой» Нины Берберовой, «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург, «Воспоминания» Надежды Мандельштам, «Записки об Анне Ахматовой» Лидии Чуковской…
В них – и точно подмеченная жизненная деталь, и острое словцо, и впечатления от пережитого. Житейский или литературный анекдот здесь соседствует подчас с трагическим эпизодом, а воспоминания о лишениях и потерях – с курьезными случаями из жизни тех, кого уже нет на свете, но кто продолжает вызывать у нас интерес своим творчеством, своей неординарной судьбой. Причем каждая из мемуаристок, несмотря ни на что, обязательно скажет слова благодарности «времени и месту», где ей выпало жить, подчеркнет то, как же ей повезло с родными, друзьями, с окружением, с собеседниками. «А может, просто у нее такой острый глаз и острый язык, – читаем на обложке одной из книг, – что всякое описанное ею место и время начинают казаться нужными и важными». И эти слова можно отнести к каждой из тех талантливых писательниц, которые оставили нам свои воспоминания – «Не на трибуне тары-бары, а на бумаге мемуары» (Т.Бек). Ведь такие тексты призваны не только развлечь читателя пикантными подробностями, повеселить или даже заставить призадуматься над жизненной драмой. В конечном итоге, женские мемуары (впрочем, как и мужские) учат нас отличать добро от зла, разбираться в тонкостях и хитросплетениях человеческих взаимоотношений и, как результат, помогают нам выстраивать свою жизнь правильно, в соответствии с собственными убеждениями, представлениями о том, что хорошо и что плохо, в соответствии с собственной совестью. Ведь, в конце концов, все сводится к тому, что «…мы с тобою – люди отсебятин, которые нашептывает Бог», как написала та же Татьяна Бек.
Галина Туз, литератор
Смотрите также: Топ 100 лучших постов
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!