Топ-100 Эрмитаж и Coca-Cola: Лаборатория реставрации темперной живописи

Эрмитаж и Coca-Cola: Лаборатория реставрации темперной живописи

Пришло время рассказать о пресс-туре в Санкт-Петербург, анонс которого мы опубликовали на прошлой неделе.

В конце сентября началась очередная совместная программа Государственного Эрмитажа и компании Coca-Cola — конкурс молодых реставраторов «Сохраним культурное наследие вместе». Для представителей СМИ, среди которых, помимо других блоггеров, была и редакция Bigpicture.ru, созвали пресс-конференцию о новой программе, а после провели экскурсию по эрмитажной лаборатории реставрации темперной живописи.

Далее смотрите фоторепортаж о том, как и в каких условиях реставраторы Эрмитажа воссоздают старинные произведения искусства, что представляет собой мастерская реставраторов и как представители Международного Клуба друзей Эрмитажа помогают легендарной сокровищнице мирового искусства.

(Всего 25 фото)

1) Пресс-конференция прошла 28 сентября в зале заседаний Ученого Совета Государственного Эрмитажа. Ее провели Михаил Борисович Пиотровский, который с 1990 года руководит Эрмитажем, и директор по внешним связям компании «Coca-Cola» Анна Козловская. © Coca-Cola

2) Компания «Coca-Cola» входит в Международный Клуб друзей Эрмитажа и за все время сотрудничества с Эрмитажем (а это уже 17 лет) инвестировала в совместные с музеем проекты по сохранению культурного наследия России более 50 миллионов рублей. Новый долгосрочный проект имеет образовательный характер и продлится около года.

Все начнется с проведения конкурса среди молодых реставраторов. Победители, которые будут объявлены 8 декабря, отправятся на стажировку в мировые реставрационные центры и музеи (н-р. в музей «Метрополитен"в Нью-Йорке, лондонский Музей Виктории и Альберта, реставрационные центры Японии, Китая и т. д.), чтобы овладеть там новейшими техниками реставрации. Более того — после завершения стажировок они будут передавать полученные зарубежом знания и навыки своим соотечественникам, так как в рамках проекта планируется проведение мастер-классов в музеях Северо-Запада России.

Общая сумма средств, предоставленных компанией «Coca-Cola» в качестве грантов для стажировок, составляет 1 миллион 800 тысяч рублей. На дальнейшее проведение мастер-классов — было выделено 1 миллион рублей. © Coca-Cola

3) Меценатская деятельность компании Coca-Cola по отношению к Государственному Эрмитажу за долгие годы переросла во взаимовыгодное сотрудничество. При этом некоторые журналисты видят в подобной деятельности компании исключительно скрытую рекламу, упуская из вида, сколько пользы для российской сокровищницы искусства и культурного наследия России она приносит. Михаил Пиотровский заметил, что чаще внимание общественности привлекают события носящие негативный характер, а о хорошем говорить у нас как будто не принято. Так, например, о работе реставраторов и судьбе реставрационных мастерских активно заговорили после того, как этим летом в московском Реставрационном центре имени Грабаря произошел пожар. Тем временем, в музейном сообществе происходит и не мало позитивного — готовятся новые талантливые кадры, раздаются гранты, реализуются проекты по сохранению культурного наследия. © Coca-Cola

4) Самым первым совместным проектом Государственного Эрмитажа и компании Coca-Cola, реализованным в 1993—1996 годах, стало оснащение необходимым оборудованием Лаборатории научной реставрации темперной живописи. Именно туда мы и отправились после пресс-конференции. © Bigpicture.ru

5) Экскурсию по лаборатории проводил художник-реставратор Николай Владимирович Малиновский. Он рассказал об особенностях реставрации темперной живописи, методиках восстановления полотен и повседневной кропотливой работе здешних мастеров. © Bigpicture.ru

6) Работа реставратора объединяет три времени: прошлое, настоящее и будущее. Она требует аккуратности и немалого терпения — на восстановление одного произведения искусства может уйти несколько лет, а порой и десятилетий. © Bigpicture.ru

7) Реставрация темперной живописи усложняется еще и тем, что слои темперных красок невозможно снять растворителем, так как они приготовлены на основе натуральных пигментов — на яичном желтке, соках растений и пр. Поэтому мастеру приходится постепенно соскабливать красочные слои с помощью скальпеля. Этот процесс, конечно же, трудоемкий, требующий больших затрат времени и специального оборудования - реставратор снимает более поздние слои краски глядя в микроскоп. © Bigpicture.ru

8. В старину реставраторов называли «поновителями,» и «оновляя» картину, икону или фреску они не всегда заботились о том, чтобы их работа полностью соответствовала оригиналу. Порой они привносили в памятник культуры что-то свое, добавляя или убирая некоторые детали, а иногда полностью переписывая живописное полотно. Чтобы добраться до оригинального слоя, до авторской кисти, современный специалист снимает более поздние слои, число которых иногда может доходить до десятка. © Coca-Cola

9) Труд мастера по восстановлению старины по-настоящему кропотливый: чтобы восстановить эту икону, реставратор проведет сотни долгих часов, склонившись над бинокулярным микроскопом. © Coca-Cola

10) Николай Владимирович рассказывает о буднях реставраторов. Это — дело настоящих энтузиастов, любящих свою работу и живущих искусством. Хороший реставратор — это и химик, и художник, и искусствовед, и технарь, и историк. А петербургским реставраторам есть чем гордиться: здешняя реставрационная школа — одна из лучших в мире. © Coca-Cola

11) Эта икона, как и многие другие произведения искусства, была увезена немцами при отступлении во время войны. По реституции икону вернули, а немецкая инвентарная опись, датированная 12-м декабря 1943 года, так и осталась на ее оборотной стороне. © Bigpicture.ru

12) Прежде чем начать реставрацию живописного полотна — его тщательно исследуют, проводят всесторонний анализ. Позади ресторатора на стене висят репродукции одной и той же иконы, сделанные в разные годы, а также ее увеличенные фрагменты. Так можно проследить реставрационные процессы, которым подвергалась старинная работа за последние несколько десятков лет. Более старые слои исследуют по-другому… © Bigpicture.ru

13) …например, с помощью рентгеновских снимков, подобных этому. © Bigpicture.ru

14) Современный реставратор — это по-сути «добрый доктор» произведений искусства, и на вооружении у него вполне традиционные для медиков инструменты и приборы — скальпель, игла, микроскоп, ультрафиолет, рентген, лазер, микроспектрофотометр, спектроколориметр и ультразвук. Конечно не всякий реставрационный центр сможет похвастаться наличием всего вышеперечисленного. © Bigpicture.ru

15) А вот рабочий стол одного из сотрудников лаборатории (всего их здесь работает шесть): на столе — фото ребенка, а за окном — Петропавловская крепость. В самом центре культурной столицы, у окна с видом на Неву, эти люди настоящего своими руками восстанавливают прошлое, чтобы донести его до людей будущего. © Bigpicture.ru

16) Мадонна с младенцем — работа одного из учеников Боттичелли конца 15-го века в оригинальной раме. © Bigpicture.ru

17) Там и сям по мастерской были развешены-разложены бархатные подушечки, соединенные тесемками. Оказалось, их кладут между полотнами, чтобы они не соприкасались друг с другом. © Bigpicture.ru

18) Реставрационный натюрморт. © Bigpicture.ru

19) За всю свою долгую «жизнь» старинная икона подвергается не только воздействию неумолимого времени, состаривающего краску, разрушающего грунтовку и древесину, а еще и сырости, плесени, мышей, жучков-точильщиков… Но самое страшное для нее — работа плохого реставратора, ведь его ошибки устранить очень сложно, а порой совсем невозможно. Поэтому в Эрмитаже трудятся самые лучшие мастера, заработавшие свою высокую квалификацию долгой подготовкой, которая может длиться и 10−15 лет. © Bigpicture.ru

20) В реставрационной лаборатории хранятся старинные русские иконы. За температурой и влажностью в стеклянных шкафах следят с помощью специального измерительного оборудования. © Bigpicture.ru

21) Также тут немало полотен европейских мастеров, ожидающих восстановления своего подлинного вида. © Bigpicture.ru

22) Так прошла наша экскурсия «за кулисами» Эрмитажа. © Bigpicture.ru

23) А после мы отправились в другой конец города — в новое фондохранилище Эрмитажа «Старая Деревня». Но это уже совсем другая история… © Coca-Cola

Самые горячие темы

Новости партнеров

‡агрузка...

Новые посты

Загрузка...