Как создавали спецэффекты для фильма «Старик Хоттабыч»

0

О том, как делали киношные спецэффекты до появления компьютерной графики, можно говорить бесконечно. Какие только трюки не выдумывали, чтобы заставить зрителя ахнуть!

Фотография: Как создавали спецэффекты для фильма

Пожалуй, один из самых впечатляющих в этом отношении советских фильмов — цветная сказка «Старик Хоттабыч», снятая на киностудии «Ленфильм» в 1956 году. Перед режиссером Геннадием Казанским была поставлена негласная задача заткнуть за пояс Голливуд, так что денег на создание картины не жалели. Расходовали их с умом, и фильм получился превосходным — только за первые полгода проката его посмотрели более 40 миллионов человек.

Давайте разберемся, что придумали работники «Ленфильма», чтобы заставить ворота команды «Зубило» подставляться под удары футболистов «Шайбы», и как ковер-самолет парил над Москвой.

Фотография: Как создавали спецэффекты для фильма
Самыми забавными получились футбольные сцены, в которых ворота «играли» так, как хотел Хоттабыч. Штанги и перекладины изгибались, то отбивая, то пропуская мяч. Волшебные ворота были изготовлены на заказ, они были раздвижными и могли уменьшаться и увеличиваться в размерах. Плюс ко всему ворота установили на рельсы, чтобы в нужный момент направлять их к мячу. Одну из штанг сделали резиновой. По сигналу сидевшие в яме рабочие тянули за тросы, и штанга «пропускала» гол.
Фотография: Как создавали спецэффекты для фильма
Перед тем как заколдовать ворота, Хоттабыч решил, что каждому футболисту будет приятно играть с собственным мячом, вместо того чтобы гоняться всем скопом за одним. Эпизод, в котором с неба падает множество мячей, снимали на маленьком ленинградском стадионе «Светлана», которому дорисовали большие трибуны, табло и прожекторы. Режиссер Казанский дал игрокам по мячу и попросил подкинуть их высоко вверх, а потом при обратной прокрутке кадров получилось, что мячи летят сверху. Крупные планы сидящих на трибунах зрителей, к слову, доснимали уже на стадионе имени Кирова. А вот футболисты были настоящими — для съемок пригласили профессионалов.
Фотография: Как создавали спецэффекты для фильма
Сыгравшему Хоттабыча Николаю Волкову пришлось пройти через серьезное испытание, когда снимали сцену в цирке. По сюжету джинн поглощает одно мороженое за другим и в итоге простужается. Актер ел не мороженое, а глазированные сырки, насаженные на палочку. Дублей было много, и, когда режиссер наконец сказал заветное «Снято!», Волков проглотил уже столько сырков, что с трудом передвигался.
Фотография: Как создавали спецэффекты для фильма
Но наибольшая нагрузка легла на цех комбинированных съемок. В НИИ телевидения специально для «Старика Хоттабыча» разработали новую кинокамеру и проявочную машину. Благодаря использованию передового по тем временам метода «блуждающей маски» на экране из ниоткуда возникали роскошные дворцы, а по столичному бульвару маршировал караван слонов и верблюдов. Эту процессию снимали в Одессе, где в тот момент гастролировал цирк под управлением Корнилова, который и предоставил киношникам своих животных. Они прошлись по местным улицам, а при монтаже одесские дома заменили на московские.
Фотография: Как создавали спецэффекты для фильма
Самыми сложными были съемки полета на ковре-самолете. Сцену на диковинном средстве передвижения снимали в павильоне, а потом наложили нужный фон. Облака создали с помощью дыма, из-за которого у исполнителя роли Жени потекли слезы, когда он сбрасывал вниз подаренные индусами бананы. Но это было так к месту, что режиссер решил оставить все как есть. Эти фантастические съемки собирали в четвертом павильоне «Ленфильма» толпы народу.
Фотография: Как создавали спецэффекты для фильма
О бананах, кстати, отдельный разговор. Они почему-то зеленые. Дело в том, что реквизиторы слабо себе представляли, какого цвета должны быть заморские плоды. Они появились в советских магазинах только в конце 50-х годов. Поэтому изготовленные из папье-маше бананы покрасили как бог на душу положит — изумрудной краской.

Смотрите также: Как снимают современные фильмы со спецэффектами

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Из красавицы в чудовище: история Мэри Энн Вебстер — самой безобразной женщины в мире

Из красавицы в чудовище: история Мэри Энн Вебстер — самой безобразной женщины в мире

Дайан Фосси — жизнь и смерть отважной «Королевы обезьян»

Дайан Фосси — жизнь и смерть отважной «Королевы обезьян»

Древняя история в невероятных картинах Бруно Вепхвадзе

Древняя история в невероятных картинах Бруно Вепхвадзе

Новые посты

Самые красивые в мире женщины: фальшивые черкешенки, которые выступали в цирках 19 века

Самые красивые в мире женщины: фальшивые черкешенки, которые выступали в цирках 19 века

Земной рай — гавайский пляж внутри древнего кратера

Земной рай — гавайский пляж внутри древнего кратера

От статуи до яда: 10 самых изощренных способов мести

От статуи до яда: 10 самых изощренных способов мести

Бумажные куклы: доступная, увлекательная и творческая игра детей СССР

Бумажные куклы: доступная, увлекательная и творческая игра детей СССР

Фантастическая красота термов Сатурнии: голубая лагуна, как рай на земле

Фантастическая красота термов Сатурнии: голубая лагуна, как рай на земле

Адреналиновые наркоманы — мощные эмоции с риском для жизни

Адреналиновые наркоманы — мощные эмоции с риском для жизни

Фотопроект «Оборотная сторона материнской любви» от Анны Радченко

Фотопроект «Оборотная сторона материнской любви» от Анны Радченко

22 архивных фото, которые вас не оставят равнодушными

22 архивных фото, которые вас не оставят равнодушными

Расписная красавица Мара Инкпериал, которую можно читать как книгу

Расписная красавица Мара Инкпериал, которую можно читать как книгу

Что мы знаем о Шубине – шахтерском «домовом» Донбасса

Что мы знаем о Шубине – шахтерском «домовом» Донбасса

Стелла Гольдшлаг по прозвищу «Белокурый яд»: охотница на евреев, погубившая сотни жизней

Стелла Гольдшлаг по прозвищу «Белокурый яд»: охотница на евреев, погубившая сотни жизней

Что будет, если художник объединит природу, человека и цифровую реальность

Что будет, если художник объединит природу, человека и цифровую реальность