Хранители времени

0

Фотограф Варвара Кузьмина объездила провинциальные музеи и повстречалась с их хозяйками и хозяевами.

В каждом доме-музее есть две ключевые фигуры: человек, которому посвящен музей, и человек, который посвящает себя служению этому своеобразному культу. Героини этой серии — хранительницы провинциальных домов-музеев. Они работают там не по одному году, а в некоторых случаях — не один десяток лет. Часто это место работы не было их сознательным выбором, так складывалась жизнь, но со временем эти музеи становились чем-то большим, чем просто работой.

Фотография: Хранители времени №1 - BigPicture.ru

Формально эти музейные пространства принадлежат государству, но настоящими хозяйками домов являются хранительницы: именно они сохраняют атмосферу некогда жилого дома. Они готовы обстоятельно и всесторонне рассказывать о бывших обитателях и жизненном укладе ушедшего времени. В отличие от больших музейных пространств, здесь сокращается дистанция между людьми, есть ощущение камерности и интимности. Человек, которому посвящен музей, раскрывается для посетителей не только как ученый или деятель искусства, но и как личность со своими особенностями, причудами и интересами. Хранительницы работают с большой отдачей, но делают это не ради заработка, скорее, просто не могут по-другому. Это не громкая самоотверженность, а такая немного монашеская в самом светлом смысле этого слова. В эпоху бесконечных перемен они сохраняют самобытные места, где каждый новый день имеет право и должен быть похожим на предыдущий.

Фотография: Хранители времени №2 - BigPicture.ru
Поселок Палех, Дом-музей П. Д. Корина. Наталья Васильевна Белова, заведующая Домом-музеем П. Д. Корина (отдел Государственного музея Палехского искусства). Работает в музее почти 2 года. «Многие замечают, что этот дом коринский — он какую-то особую ауру имеет, тут тихо, спокойно. Мне и самой тут хорошо».
Фотография: Хранители времени №3 - BigPicture.ru
Деревня Лизуново, Дом-музей А. И. Мусатова. Степаненко Анна Кузьминична, заведующая Домом-музеем А. И. Мусатова (филиал Александровского литературно-художественного музея Марины и Анастасии Цветаевых). Работает в музее 7 лет. «Прозу Мусатова я знала еще с детства и очень любила его произведение «Стожары». Я родилась и долго жила на Дальнем Востоке, в Лизуново я приехала 17 лет назад и ничего не знала о том, что это родина писателя. Однажды я увидела мемориальную табличку и была поражена, что оказалась на его родине. Это место — отдушина моя, место соприкосновения с интересными людьми и историей. Мусатов был умным, честным, трудолюбивым, гостеприимным, готовым всегда помочь. Мне хочется, чтобы люди знали о таких и брали с них пример. Нужно помнить, откуда мы пришли и что до нас люди жили, что не мы самые лучшие».
Фотография: Хранители времени №4 - BigPicture.ru
Деревня Алепино, Дом-музей писателя В. А. Солоухина. Роза Ларионовна Солоухина, вдова писателя. Принимает гостей с тех пор, как умер Владимир Алексеевич (в 1997 году). «В каникулы, целое лето к нам приезжают, в субботу-воскресенье, я сижу на улице и жду. Чаще приезжают автобусами — в основном я встречаю гостей, иногда дочка помогает или внуки. Все приезжают без предупреждения, никаких согласований. И знаете, я всем рада, никакой платы мы не берем. Мы рады делиться наследием Владимира Алексеевича с людьми».
Фотография: Хранители времени №5 - BigPicture.ru
Владимир, Дом-музей Столетовых. Ольга Николаевна Суслина, старший научный сотрудник Мемориального дома-музея Столетовых Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Заведует музеем 15 лет. «Меня часто спрашивают, есть ли у меня родство со Столетовыми. И удивляются, когда я говорю, что нет. Но это правильный вопрос: ведь за столько лет этот дом и жизнь его бывших обитателей стали для меня родными».
Фотография: Хранители времени №6 - BigPicture.ru
Поселок Палех, Дом-музей И. И. Голикова. Елена Станиславовна Милютина, заведующая отделом современного Палехского искусства Государственного музея Палехского искусства. Работает в музее 33 года. «Такие музеи, особенно в последние годы, как мне кажется, важны. Они дают понимание, что ты частичка этого народа, а не Иван, своего родства не помнящий. Вот это полотенце на кухне принадлежало моей бабушке. Она это полотенце сто лет назад соткала себе в приданое. А я его сюда принесла много лет назад, вот оно — мое отношение к этому месту».
Фотография: Хранители времени №7 - BigPicture.ru
Иваново, Дом-музей семьи Бубновых. Кабанова Альбина Александровна, заведующая Домом-музеем семьи Бубновых (отдел Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина). Работает в музее 14 лет. Долгое время музей не работал и был в запустении. С 2001 года практически создавала музей заново. «Пришла сюда — бурьян рос, все своими руками вырубала, каждый камушек на дорожке моими руками выложен. Мы работаем очень разносторонне, водим экскурсии, отмечаем все народные праздники, проводим мастер-классы, музыкальные гостиные. На музыкальные гостиные приходит творческая интеллигенция, музыканты играют бесплатно. Сложно, конечно, все это организовывать, но находятся люди, готовые помочь. На день рождения Бубнова собираем его родственников, в этом году 25 родственников из России и зарубежья приехало».
Фотография: Хранители времени №8 - BigPicture.ru
Ковров, Дом-музей В. А. Дегтярева. Павлова Нина Борисовна, главный хранитель Ковровского историко-мемориального музея. Котомин Михаил Владимирович, специалист по культурно-образовательной деятельности Ковровского историко-мемориального музея. Михаил Владимирович работает в музее около года, Нина Борисовна — основательница музея, занималась музеем 36 лет и продолжает консультировать Михаила Владимировича. Михаил Владимирович: «В домах музеях особая атмосфера, они не просто рассказывают, какой это период и человек. В обычных музеях экспонаты собраны искусственно, а тут вы пришли в дом — и есть ощущение, что хозяин пять минут назад вышел и вот-вот вернется. Они позволяют взглянуть на человека именно как на человека, а не просто как на общественного деятеля. Вот Дегтярев был оружейником, политиком, генералом, но у него с детства было увлечение — разведение цветов». Нина Борисовна: «Ведь этот дом — не просто памятник Василию Алексеевичу, но и всем тем, кто с ним вместе трудился в годы войны. Это память обо всех нас, о наших отцах и дедах».
Фотография: Хранители времени №9 - BigPicture.ru
Королев, Дом-музей С. Н. Дурылина. Лебедев Геннадий Васильевич, директор Дома-музея С. Н. Дурылина. Работает в музее 17 лет. «Мир стоит на любви, которой нас Господь покрывает, а наша задача — делиться любовью с ближним. И вот хозяева этого дома при жизни так источали любовь, что мы до сих пор греемся в ее лучах».
Фотография: Хранители времени №10 - BigPicture.ru
Село Ново-Талицы, Дом-музей семьи Цветаевых. Полякова Александра Александровна, директор Дома-музея семьи Цветаевых. Работает в музее 4 года. «У нас в культуре основная часть людей работает на энтузиазме. Люди просто влюбляются в музей или место и остаются. В маленьких музеях работать непросто: ведь в больших музеях есть четкое разделение обязанностей, а в маленьких все занимаются всем, ритм работы еще тот. Многие думают, что в музее скучно работать, но нам совсем некогда скучать».
Фотография: Хранители времени №11 - BigPicture.ru
Село Давыдово, Дом-музей композитора А. П. Бородина. Татьяна Константиновна Ерлыкина, хранитель Дома-музея А. П. Бородина (филиал Камешковского районного историко-краеведческого музея). Работает 6 лет. «Знаете, народ всякий. Вот буквально позавчера были у меня муж с женой и с ними отец, дедушка 90 лет. Я ему стульчик принесла, подумала, что ему тяжело будет два часа экскурсию стоя слушать, а он за мной стал везде ходить и очень внимательно слушал. Бывает, школьники приезжают, особенно из музыкальных школ. У нас даже можно поиграть на музыкальных инструментах, которые находятся в музее».
Фотография: Хранители времени №12 - BigPicture.ru
Фурманов, Дом-музей Д. А. Фурманова. Клюкина Нина Анатольевна, заведующая Домом-музеем Д. А. Фурманова (филиал Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина). Работает в музее 26 лет, из них 25 — заведующей музеем. «Музей — это мой дом. Мне иногда звонят и спрашивают, где я, и я говорю, что я дома, когда я в музее. У нас коллектив небольшой, восемь человек. Мы как семья. У нас постоянно идет творческий процесс, мы что-то придумываем. Мне приходилось создавать его практически с нуля. Тут очень много вещей жителей нашего города и моих в том числе, за последние двадцать лет мы ничего не купили у горожан, нам все просто так отдают и дарят. Вот из моего дома стол и стулья, на которых мы с вами сидели, посуда, утварь всякая».
Фотография: Хранители времени №13 - BigPicture.ru
Александров, Александровский литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых. Лев Кивович Готгельф, директор Александровского литературно-художественного музея Марины и Анастасии Цветаевых. Основатель музея, работает тут 24 года. «Музей — это дело второй половины моей жизни, до этого я был физиком-электронщиком. Случилось так, что в конце 70-х узнали, что Цветаевы жили в Александрове, и с 1982 года мы начали тут проводить Цветаевские праздники поэзии, сейчас это старейший Цветаевский фестиваль. Ну и на волне этих праздников музей родился. Как только появилась возможность создать фонд музея, мы открыли счет, и со всех концов страны, тогда еще СССР, деньги пошли: из Прибалтики, Таджикистана, с Чукотки. На эти деньги был выкуплен этот дом и построена первая экспозиция».
Фотография: Хранители времени №14 - BigPicture.ru
Поселок Палех, Музей-мастерская Н. В. Дыдыкина. Наталья Борисовна Бушкова, заведующая Музеем-мастерской Н. В. Дыдыкина (отдел Государственного музея Палехского искусства). Работает в Палехском музее больше 30 лет, в Музее-мастерской работает 11 лет. В девичестве Корина (в Палехе есть Дом-музей П.Д. Корина). «Я должна об этом рассказывать, чтобы люди знали свои корни, особенно молодежь. Вот люди приходят на экскурсию, не знают ничего, а уходят с тем, что совершили открытие».
Фотография: Хранители времени №15 - BigPicture.ru
Верхняя Троица, Мемориальный дом-музей М. И. Калинина. Наталья Васильевна Рыбасова, заведующая Мемориальным домом-музеем М. И. Калинина (филиал Тверского государственного объединенного музея). Музей появился в 1940 году, имеет богатую историю. Последние пять лет в нем работает Наталья Васильевна. «Когда я пришла в этот музей, мне сразу сказали, что экскурсии я буду водить для удовольствия, тут больше работа в связи с сохранением. Так и оказалось. Тут два дома, им по 150 лет, представляете, сколько работы: то крыша разваливается, то еще что-то сломается. Есть у меня здесь работник — мой муж, помогает мне за территорией ухаживать. Есть такое выражение — «служу театру»; моя жизнь и музей — это уже настолько все переплелось, где заканчивается одно и начинается другое — трудно сказать. Вот, например, в этом году за две недели отпуска вдруг оказалось, что я могу два дня не быть на работе».
Фотография: Хранители времени №16 - BigPicture.ru
Деревня Дягилево, Палехский район, Дом-музей Н. М. Зиновьева. Елена Александровна Любимова, заведующая Домом-музеем Н. М. Зиновьева (отдел Государственного музея Палехского искусства). Работает в Государственном музее Палехского искусства 37 лет, из них около 30 лет — в Доме-музее Н. М. Зиновьева. «Для меня эта деревня стала близкой, жители ее, сам Зиновьев — это моя жизнь. Большие музейные пространства могут на тебя давить, не все люди их воспринимают, а вот дома-музеи могут воспринять все, потому что они близки каждому, это человек, это быт и наше прошлое. Люди уносят отсюда тепло, уют, красоту деревни, душевную радость самого Зиновьева».
Фотография: Хранители времени №17 - BigPicture.ru
Пушкино, Дача-музей В. В. Маяковского. Туркова Наталья Павловна, экскурсовод и хранитель Дачи-музея В. В. Маяковского. 19 июля 2014 года после реконструкции был открыт музей Владимира Владимировича Маяковского на Акуловой горе. Благодаря трудам отца Андрея Дударева дача была восстановлена после пожара в 90-х годах и вновь открыта для посетителей. Хранительницей музея и экскурсоводом является Туркова Наталья Павловна. «Самое главное — возродить здесь жизнь: не ту, которая закостенело-музейная, что один раз пришел — и хватит, а такую, чтобы сюда хотелось приходить, чтобы людям хотелось творить, создавать. Возродить творческую жизнь».
Фотография: Хранители времени №18 - BigPicture.ru
Плес, Дом-музей И. И. Левитана. Ищенко Лариса Валентиновна, заведующая Домом-музеем И. И. Левитана (отдел Плесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника). Дважды устраивалась работать в музей, первый период работы — 1986–1993 гг., второй период — с 2006 г. по сей день. «Здесь очень много чудес случается. Например, как-то приехали двое велосипедистов, пожилые, запыленные, видно, что издалека ехали. Они на билет по копеечке собирали. Я им билеты продала, а потом стала думать, что надо было так их пустить, зачем я им эти билеты продала? И решила я провести им экскурсию бесплатно, а они мне рассказали, что очень давно мечтали о музее Левитана и что они с Сахалина приехали. До Москвы самолетом, а с Подмосковья на велосипедах. Представляете! И мы долго не могли расстаться. Прошло какое-то время, они мне позвонили и сказали: «Вы знаете, мы ведь столько объездили, и наше главное впечатление — это Плес, музей и вы!»»
Фотография: Хранители времени №19 - BigPicture.ru
Деревня Орехово, Мемориальный дом-музей — усадьба Н. Е. Жуковского. Ширканова Майя Константиновна, директор Мемориального дома-музея — усадьбы Н. Е. Жуковского Ширканова Елена Анатольевна, главный хранитель Мемориального дома-музея — усадьбы Н. Е. Жуковского. Историю хранит здесь династия музейных работников. Отец директора музея Майи Константиновны был заместителем у создательницы мемориала Веры Жуковской. Дочь Майи Константиновны — Елена Анатольевна — тоже пошла по стопам деда и мамы, а сейчас и ее дочка уже живет музейной жизнью. Майя Константиновна: «Вот лично мое мнение, кто хранители музея. Это все, кто приезжает сюда. Гости оставляют частичку себя и берут что-то хорошее в зависимости от своего внутреннего мира. Ведь почему дом сохранился? Просто он никогда не оставался бесхозным, как открылся в 1938 году, так ни разу не закрывался, здесь всегда были люди».

Смотрите также: Любопытная фотосерия «Смотрительницы российских музеев»

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Даем сверх плана: советская молодежь 60-х

Даем сверх плана: советская молодежь 60-х

Евсей Лубицкий, самый известный двойник Сталина, который дожил до 1981 года

Евсей Лубицкий, самый известный двойник Сталина, который дожил до 1981 года

Свадьба шутов в Ледяной доме — жуткая история с неожиданным концом

Свадьба шутов в Ледяной доме — жуткая история с неожиданным концом

Новые посты

Поймать момент: 22 удивительных кадра, сделанных в лучшее время

Поймать момент: 22 удивительных кадра, сделанных в лучшее время

Позор Японии: «станции утешения» на войне, куда насильно угоняли женщин

Позор Японии: «станции утешения» на войне, куда насильно угоняли женщин

6 самых здоровых алкогольных напитков на свете

6 самых здоровых алкогольных напитков на свете

Снимая души в жанре «ню» — горячие фотоработы Михаила Коваленко

Снимая души в жанре «ню» — горячие фотоработы Михаила Коваленко

Хрупкое искусство: изысканная керамика Марты Пачон Родригез

Хрупкое искусство: изысканная керамика Марты Пачон Родригез

Страсть и желание на эпатажных снимках Рене Джейкобс

Страсть и желание на эпатажных снимках Рене Джейкобс

10 выдающихся фильмов с великолепным финалом

10 выдающихся фильмов с великолепным финалом

22 невероятные находки, которыми люди не могли не поделиться в Сети

22 невероятные находки, которыми люди не могли не поделиться в Сети

Лайфхакинг: 22 маленькие хитрости, облегчающие уход за одеждой

Лайфхакинг: 22 маленькие хитрости, облегчающие уход за одеждой

Как появилась маска Гая Фокса, ставшая символом протестных движений

Как появилась маска Гая Фокса, ставшая символом протестных движений

35 шедевров инфраструктуры, красоту которых оценит каждый

35 шедевров инфраструктуры, красоту которых оценит каждый

Зачем нужны фасады без зданий, или Парадная реальность Захарии Годрильо-Руа

Зачем нужны фасады без зданий, или Парадная реальность Захарии Годрильо-Руа