Крушение «Принцессы Алисы»: катастрофа на Темзе, унесшая 650 жизней

0

Крупные морские катастрофы, унесшие сотни человеческих жизней, всем хорошо известны. О них пишут книги и снимают фильмы. Про кораблекрушения на реках известно гораздо меньше, хотя среди них были не менее смертоносные. 3 сентября 1878 года на Темзе затонул пассажирский пароход «Принцесса Алиса». Эта катастрофа унесла жизни 650 человек и стала самой крупной в истории британского речного флота.

Пароход «Принцесса Алиса» в теплое время года совершал однодневные прогулочные рейсы из Лондона к морскому побережью и обратно. В тот трагический день стояла прекрасная погода и рано утром судно с 700 пассажирами на борту отправилось по своему обычному маршруту. Большую часть отдыхающих составляли семьи с детьми из средних слоев общества. Билет стоил всего 2 шиллинга, то есть примерно 800 современных российских рублей.

Bigpicture.ru Пароход «Принцесса Алиса» the saloon steam boat princess alice

Пароход «Принцесса Алиса»

Пассажиры прибыли в конечную точку путешествия, в графство Кент. Там туристов ожидали местные достопримечательности: пещеры парка Рошервилль, набережная города Ширнесс и виды морского курорта Грейвзенд. Вечером, когда «Принцесса Алиса» отправилась в обратный путь, многие чувствовали усталость и спустились в свои каюты или расположились в салоне парохода.

Подробности катастрофы, произошедшей вечером 3 сентября 1878 года, стали известны благодаря судовому повару Альфреду Мерримену. Это был 30-летний мужчина, отец 4 детей. Он долгое время искал работу и попал на «Принцессу Алису» перед тем самым роковым рейсом. Работа на кухне парохода сулила хороший заработок, который был как воздух необходим многодетному отцу. Мерримену повезло дважды — он стал одним из немногих, кому удалось уцелеть.

Bigpicture.ru Альфред Мерримен

Альфред Мерримен

Трагедия произошла в 8 часов вечера, когда пароход подходил к причалу Северный Вулидж, в восточной части Лондона. Альфред Мерримен закончил свою работу и стоял в дверях салона, любуясь вечерними видами столицы. Позднее он вспоминал, что к нему подошел кто-то из команды, и спросил, как прошел его первый рабочий день. «Превосходно», — ответил Альфред и в этот момент пароход потряс чудовищный удар.

Столкновение

В правый борт «Принцессы Алисы» на полном ходу врезался 890-тонный углевоз «Замок Байвелл». Грузовое судно было втрое тяжелее парохода и буквально разрезало его пополам. На борту поднялась паника — женщины и дети страшно кричали и пытались подняться наверх, на капитанский мостик.

Стенограмма свидетельских показаний повара зафиксировала его короткую беседу с капитаном парохода:

«Я сразу ринулся к капитану и спросил у него, что делать. „Мы тонем, делай, что можешь“».

В этот момент «Принцесса Алиса» окончательно развалилась на две части и сразу пошла ко дну. В Национальном морском музее Британии есть макет, показывающий крушение парохода. Нос и корма судна поднялись вверх, а посередине образовался провал, в который хлынула вода. Получилась воронка, которая со страшной силой затягивала под воду всех, кто был на палубе.

Мерримена, как и остальных людей на палубе потащило под воду. Но хуже всех было тем, кто находился в каютах и салоне — у них не было ни единого шанса на спасение. Все осложнялось тем, что рядом оказались канализационные трубы, сбрасывавшие в Темзу нечистоты. Вода в месте крушения была невероятно грязная и кругом стоял отвратительный смрад.

Это сильно осложняло работу тем, кто пытался помочь тонущим. С берега к месту крушения отплыли лодочники, а с «Замка Байвелл» матросы бросали в воду спасательные круги, доски и даже клетки для кур. В ход шло все, за что могли бы зацепиться тонущие. Но люди все равно тонули. Тех, кому посчастливилось не попасть в водоворот, утаскивали на дно тяжелые викторианские платья.

Спасение повара Мерримена

Повару Мерримену удалось всплыть и ухватиться за деревянный обломок. Но его примеру тут же последовали еще 20 человек, и спасительная доска скрылась под водой. Альфред умел плавать, что в то время было редкостью, и ловкий повар направился к борту углевоза. Там он увидел веревку, за которую вместе с ним вцепились еще трое счастливцев. Их всех матросы вытащили на палубу «Замка Байвелл».

Bigpicture.ru Обломки парохода «Принцесса Алиса» у причала в Вулидже

Обломки парохода «Принцесса Алиса» у причала в Вулидже

Другие выжившие рассказывали потом ужасные вещи. По их словам, все были во власти инстинкта выживания и на пути к спасению топили других. 20-летний клерк Клод Гамильтон Уиль рассказывал следователям:

«Я заметил плывущего рядом со мной брата. Оба мы хорошо умеем плавать, и мы сумели добраться до находившегося неподалеку парохода. В воде было полно людей, и мы с трудом от них уворачивались. За меня схватилась женщина, но я сумел вырваться, и она как камень пошла ко дну».

Альфреда Мерримена и других спасенных высадили на причале Восточного Вулиджа. Повар рассказал, что не все, кто оказался на берегу, выжили. На его руках умер восьмилетний мальчик, наглотавшийся воды. Всего достали живыми из воды 130 человек. Но некоторые из них вскоре умерли в больницах из-за отравления лондонскими стоками.

Bigpicture.ru Одна из жертв крушения, выброшенная на берег

Одна из жертв крушения, выброшенная на берег

Последствия речного кораблекрушения были ужасными. В один момент дети осиротели, родители потеряли детей, а некоторые семьи утонули в полном составе. Тела погибших еще несколько дней вылавливали по течению Темзы. Лодки сновали по реке и люди в них вытягивали крючьями утопленников. За каждого утопленника городские власти платили вознаграждение — 5 шиллингов и среди лодочников вспыхивали драки за трупы. Лондонский морг не мог вместить все тела. Поэтому вдоль Темзы наспех построили временные покойницкие.

Расследование трагедии

Когда первое потрясение прошло, лондонцы стали требовать расследования. Горожане хотели знать, кто виноват в ужасной трагедии. По Лондону ходило множество слухов. В огромном количестве жертв винили токсичные канализационные воды, перегруз «Принцессы Алисы» и пьянство капитана «Замка Байвелл».

Bigpicture.ru Похороны неопознанных тел на кладбище в Вулидже

Похороны неопознанных тел на кладбище в Вулидже

Расследование началось на следующий день. Результатов оно не принесло. Следователи только наблюдали, как из воды извлекают все новые и новые тела и слушали проклятия родственников погибших. Вскоре выяснилось, что учет пассажиров на пароходе не велся, поэтому невозможно даже точно установить количество жертв.

Два месяца 19 судей проводили одно заседание за другим, выслушивая показания выживших и родных погибших. Рукописные материалы дела заняли более 5 тыс. страниц. 13 ноября 1878 года разъяренные горожане заперли судей в комнате для совещаний. Они объявили, что те не выйдут оттуда, пока не вынесут вердикт.

Последствия катастрофы на Темзе

Судьям пришлось подвести итоги своей работы. Посовещавшись, они объявили, что «Замок Байвелл» должен был своевременно дать задний ход, а «Принцесса Алиса» остановить машину. Также они признали, что столкновение произошло потому, что действующие на речном флоте навигационные правила недостаточно жесткие.

Bigpicture.ru Комиссия изучает обломки «Принцессы Алисы»

Комиссия изучает обломки «Принцессы Алисы»

Следствие определило, что пароход «Принцесса Алиса» был в отличном техническом состоянии. А вот экипаж судна был недоукомплектованным и пассажиров больше чем положено. Также установили, что на пароходе было недостаточно спасательных средств.

Суд завершился, но обсуждение речной катастрофы длилось долгие годы. Результатом стали многочисленные нововведения и строгие правила. Во всем мире стали нормой аварийные огни на речных и морских судах. На Темзе построили Альберт-док, позволивший разделить пассажирские и грузовые суда на отдельные потоки. Также было продолжено финансирование модернизации городской канализации, которую начали еще в 1858 году.

Виновных в столкновении так и не определили, как и не нашли причины, повлекшие трагедию. Сегодня о крупнейшем кораблекрушении на Темзе напоминает только неприметная информационная табличка на безлюдном берегу. На кладбище в Вулидже можно увидеть мемориал жертвам, созданный на пожертвования 23 тыс. человек.

Смотрите также — Непотопляемая Вайолетт Джессоп, пережившая три крупнейших кораблекрушения XX века

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Как появились китайские печенья с предсказаниями, и почему о них не слышали в Китае

Как появились китайские печенья с предсказаниями, и почему о них не слышали в Китае

Эпидемия смеха в Танганьике в 1962 году. И это было совсем не смешно

Эпидемия смеха в Танганьике в 1962 году. И это было совсем не смешно

Самые горячие фото Маргарет Куолли, звезды фильмов «Субстанция» и «Однажды в Голливуде»

Самые горячие фото Маргарет Куолли, звезды фильмов «Субстанция» и «Однажды в Голливуде»

Новые посты

35 детей знаменитостей, которые выглядят точно как их родители в том же возрасте

35 детей знаменитостей, которые выглядят точно как их родители в том же возрасте

Самые красивые фотографии Стива Мак-Карри со всего света

Самые красивые фотографии Стива Мак-Карри со всего света

Лесные нимфы из волшебных миров Агнежки Лорек

Лесные нимфы из волшебных миров Агнежки Лорек

Что такое дофаминовое голодание и чего можно добиться с его помощью

Что такое дофаминовое голодание и чего можно добиться с его помощью

Виржини Ропар и ее «темные» скульптуры

Виржини Ропар и ее «темные» скульптуры

Ким Дотком — гений и злодей, бросивший вызов правительству США

Ким Дотком — гений и злодей, бросивший вызов правительству США

История Томаса Фицпатрика, который дважды посадил самолет в центре Нью-Йорка

История Томаса Фицпатрика, который дважды посадил самолет в центре Нью-Йорка

Зубная паста древних римлян: отвратительные подробности истории гигиены полости рта

Зубная паста древних римлян: отвратительные подробности истории гигиены полости рта

Советский фастфуд: как американскую мечту реализовали в условиях социализма

Советский фастфуд: как американскую мечту реализовали в условиях социализма

Целомудренная фотоэротика Евгения Сибиряева

Целомудренная фотоэротика Евгения Сибиряева

Заброшенный туннель под Неаполем, ставший склепом для автомобилей

Заброшенный туннель под Неаполем, ставший склепом для автомобилей

20 раз, когда реальность оказалась совсем не такой, как от нее ожидали

20 раз, когда реальность оказалась совсем не такой, как от нее ожидали