Как работает туалет в самолете, или Почему раньше нельзя было есть голубой лед
Пожилые супруги Томпсон, отдыхавшие на крыльце своего дома во Флориде, были неприятно удивлены, когда из пролетавшего над ними самолета на крышу дома и лужайку пролилась вязкая жижа, похожая на сырую нефть. Они решили, что это моторное масло или какие-то другие продукты, используемые в авиации. Но приехавшие на место происшествия полицейские огорчили пенсионеров. Они сообщили им, что черная жижа — это содержимое туалета самолета. Возможно ли это? Разумеется, ведь на улице стояли 1950-е годы. А как дела с этим обстоят сейчас?
Как появлялись «нефтяной дождь» и голубой лед
Случай, произошедший с Томпсонами, не был единичным. Такие «конфузы» происходили по всему миру. Они были связаны с тем, что туалеты в пассажирских авиалайнерах были устроены очень просто. Унитаз соединялся с трубой, по которой его содержимое выплескивалось после смыва за борт. К началу 60-х годов жалоб на неприятные сюрпризы стало настолько много, что назрела необходимость что-то менять.
Так появилась сложная система с антисептиком, царившая в мире гражданской авиации более 20 лет. Туалет представлял собой систему с резервуаром обеззараживающей жидкости. Именно ее сегодня используют в биотуалетах. Голубой раствор прокачивался насосами через трубы, после использования туалета, и расщеплял фекалии. После этого жидкость выливалась наружу.
Но эта конструкция тоже была далека от совершенства. На больших высотах антисептик с водой и фекалиями часто замерзал. Из-за этого содержимое туалета выпадало наружу в виде куска голубого льда. Такая глыба нередко причиняла еще больше проблем, чем зловонная жижа. Лед, упавший из-под облаков, мог убить человека и даже пробить крышу дома.
Туалет Кемпера
В 1976 году американский инженер Джеймс Кемпер изобрел вакуумный туалет, который используется и сейчас. Впервые его установила в своих лайнерах компания Boeing в 1982 году. Неприятный звук, который мы слышим из унитаза в самолете, говорит об исправной работе системы Кемпера. После нажатия кнопки смыва открывается клапан, отделяющий унитаз от трубопровода. В нем насосом создан вакуум, поэтому отходы просто залетают туда.
После этого содержимое туалета проделывает путь по трубе в хвостовую часть самолета. Там оно попадает в резервуар, где хранится до приземления. В аэропорту к лайнеру подъезжает ассенизационная машина, которая опустошает бак. После того как цистерна автомобиля наполнится, ее содержимое сливают в канализацию.
Система, созданная почти полстолетия назад отлично справляется со своей задачей. Но есть у нее и слабые места. Одно из них — излишняя разборчивость. Иногда пассажиры случайно или специально бросают в унитазы разные предметы. Из-за них система засоряется, а прочистить ее можно только на земле. Поэтому такой неисправный туалет закрывают до посадки. Кстати, бывали случаи, когда из-за проблем с туалетами самолету приходилось делать аварийную посадку!
Авиалайнеры постоянно совершенствуются, чтобы становиться еще комфортнее, быстрее и безопаснее. Некоторые новшества появляются не от хорошей жизни. Например, случай с таинственным угонщиком обогатил в 1971 году технический словарь авиаторов таким понятием как «лопатка Купера».
Смотрите также — 6 причин, почему в авиалайнерах нет парашютов для пассажиров
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!