Дмитрий Черноморченко: мы отстаиваем конституционные права мусульман в России

0

Как известно, Россия — это страна, в которой проживает около 20 миллионов мусульман. Но если от их имени кто-то и выступает, то это обычно Рамзан Кадыров и, как правило, в поддержку российской власти. При этом исламский сектор гражданского общества в России почти отсутствует, и СМИ, выражающие интересы самих российских мусульман. Сегодня мы поговорили с одним из немногих людей, которые пытаются исправлять эту ситуацию — журналистом, главным редактором сайта «Голос Ислама» Хамзой Дмитрием Черноморченко. Из-за своей журналистской деятельности ему пришлось покинуть Россию, но и на этом его злоключения не закончились. О том, в каких условиях приходится работать в России независимым журналистам, пишущим о проблемах мусульман, и был наш разговор.

Фотография: Дмитрий Черноморченко: мы отстаиваем конституционные права мусульман в России №1 - BigPicture.ru

Дмитрий, каково это быть журналистом, выражающим критическое отношение мусульман России к политике ее власти?

В России это сегодня уже почти невозможно. На данный момент ситуация такова, что люди либо в России, но боятся писать, либо пишут, но уже за пределами России, как я. Многие из тех, кто пытались писать до последнего смело в России, просто убиты. Таковы, например, Тимур Куашев, Хаджимурад Камалов, Ахмеднаби Ахмеднабиев и другие. Немало и общественных деятелей и правозащитников, убитых за то, что они открыто защищали интересы мусульман. Год назад мы на «Голосе Ислама» опубликовали своеобразную Белую книгу российских мусульман — «Список Силантьева», где собраны наиболее знаковые из этих дел.

Как вообще вы пришли в журналистику?

Поневоле. В 2009 году мы столкнулись с травлей со стороны СМИ, подконтрольных силовикам, новоуренгойской мечети «Нур Ислам», прихожанином которой я являлся. Возникла потребность в объективном освещении этой ситуации, чем я и занялся. Тогда же появляется серия моих публикаций в ряде исламских СМИ, а потом уже и на «Голосе Ислама» с освещением деятельности местных чиновников, силовиков и подконтрольных им журналистов. В последующем стало ясно, что проблемами, с которыми мы столкнулись в Новом Уренгое, мусульмане сталкиваются повсеместно по всей России. Так получил развитие новый медийный проект «Голос Ислама», ставший независимой трибуной, с которой можно было говорить о проблемах мусульман страны.

Чем была вызвана необходимость создания нового СМИ? Почему для этих целей нельзя было использовать уже существующие?

С тем, что существующие к тому моменту уже либо закрывались, либо под угрозой закрытия в изменившихся в стране реалиях, не рисковали постоянно раздражать власти и силовиков. Например, сайт Ислам.Ру, который был рупором исламского гражданского общества в начале и середине нулевых годов, в 2010 году был подвергнут рейдерскому захвату, его редакция была полностью заменена, контент зачищен, а он сам превратился в официозную площадку казенного духовного управления мусульман Дагестана. В 2016 году его главным редактором и вовсе назначили Галину Хизриеву, призывающую к превращению стамбульской Айя Софии в православную церковь, и это лишь один пример из деятельности, так называемых, мусульманских СМИ в РФ. Это нагляднейший символ того, что за эти годы произошло с независимой исламской журналистикой в России — на ней поставили крест во всех смыслах. Разве что осталось несколько бывших исламских СМИ, которые полностью перешли на финансирование администрации президента, через гранты различных фондов, и если им и позволяют изредка освещать проблемы мусульман, то для того, чтобы их прогосударственная пропаганда смотрелась убедительнее. Поэтому мы и решили создать новое, независимое СМИ, которое заняло освободившуюся нишу сайта, выступающего с позиций защиты интересов мусульман страны и открыто освещающего их проблемы.

В чем изначально была специфика «Голоса Ислама» по сравнению с другими аналогичными сайтами?

В отличие от существовавших на тот момент сайтов «Голос Ислама», не финансировался ни влиятельными спонсорами, что как в случае с Ислам.Ру привело к их ликвидации, ни государством, что привело к их полному подчинению его политике. Мы изначально были открытой платформой, на которой тексты размещают ее пользователи, получившие для этого необходимый рейтинг в виде количества одобренных другими читателями комментариев. Это, конечно, имело и имеет свои минусы, потому что мы в отличие от того же старого Ислам.Ру не имели возможности содержать штат постоянных авторов, платить им гонорары за статьи, заказывать материалы, вести регулярные тематические рубрики и т. д. Лишь пару лет назад мы сумели себе позволить регулярное ежедневное наполнение сайта новостями с короткими комментариями. Но это, конечно, не тот объем регулярного контента, который требуется сайту, объективно являющемуся рупором независимой российской уммы. Надеюсь, что со временем мы выйдем и на этот уровень, но ни в коем случае не ценой потери принципиальности и независимости.

Вы уже достаточно долгое время проживаете за границей. С чем это связано?

Именно с желанием быть независимым журналистом и сохранить независимое СМИ, освещающее проблемы мусульман, что по определению невозможно в современной России. Кроме того, с 2009 года я начал подвергаться давлению со стороны силовиков за свою журналистскую деятельность. А в октябре 2010 года был расстрелян Исомитдин Акбаров, имам той самой общины, деятельность которой я освещал и которая до этого несколько лет подвергалась целенаправленной травле. То есть, мне было очевидно, что я должен буду либо повторить его судьбу, либо у меня «найдут» оружие или наркотики, как это в таких случаях происходит с независимыми мусульманскими журналистами, правозащитниками и общественными деятелями в России.

Можно ли сказать, что Вы достигли цели своей эмиграцией и чувствуете ли Вы себя в безопасности и в состоянии писать то, что считаете нужным?

Достиг цели в том смысле, что останься я в России, не только продолжение моей журналистской деятельности, но и сохранение моей свободы или даже жизни уже давно бы не были возможны. В этом смысле, да, можно сказать, что цель достигнута, по крайней мере, в течение тех уже почти 5 лет, что я осуществляю свою журналистскую деятельность из-за пределов путинской России. А вот про безопасность я так в полной мере, к сожалению, сказать не могу, так как с самого момента своей эмиграции и по сей день подвергаюсь преследованию и за рубежом. Было много задокументированных угроз в адрес мой и моей семьи, далее — зафиксированного прослушивания моих телефонных разговоров уже за рубежом, причем, с иностранного телефонного номера и в иностранной телефонной сети, запись которого потом была продемонстрирована по российскому телевидению, и много чего еще происходило, о чем я пока не хотел бы рассказывать.

С чем Вы связываете такое отношение к себе? Как это сказывается на возглавляемом Вами сайте? Оказывается ли российскими властями какое-то противодействие его деятельности?

Как я уже сказал, после закрытия старого Ислам.Ру и фактического расстрела старого «Черновика» наше СМИ осталось единственным медиа российских мусульман, обличающим политику российских силовиков и властей по отношению к Исламу как внутри страны, так и за ее пределами. Поэтому неофициально нам уже давно приклеили ярлык «антироссийского сайта» («мы говорим Россия, подразумеваем Путин»), со всеми вытекающими. Официально нас неоднократно блокировал Роскомнадзор по требованию Генеральной прокуратуры, в которой борьбу с нами курирует заместитель генпрокурора Виктор Гринь. Тем не менее, благодаря юристам из Центра защиты прав СМИ мы непрерывно судимся с ними. Недавно дошли до Верховного Суда, который обвинил нас в том, что у нас распространяется информация, цитирую, «отличающаяся тенденциозным преподнесением материала, враждебным отношением к представителям правоохранительных и контролирующих органов, к руководству Российской Федерации, проводимой внешней и внутренней политике».

Вернемся к преследованию лично Вас. Что с Вами недавно произошло, почему Вас не впустили в Украину?

Что касается Украины, честно говоря, для меня эта ситуация не вполне ясна. Но начать надо с того, что я далеко не единственный россиянин, которого не впустили в Украину в последнее время, и причины этого понятны. Кроме того, после того, как часть российских мусульман, выдавленных из Турции, пользуясь безвизовым режимом, стали переезжать в Украину, с какого-то момента у СБУ и украинских пограничников появилась установка не впускать таких людей. А мы с братом летели именно из Турции. Так что, по каким причинам меня на самом деле не впустили, сказать трудно, другое дело, что та причина, которая была озвучена в разговоре мне лично сотрудником погранслужбы, совершенно нелепа. А именно нас обвинили в том, что во время путча в Турции «Голос Ислама» освещал события благосклонно к Эрдогану, хотя это ничто иное как официальная позиция самой Украины, которая тоже сотрудничает с властями Турции.

Как Вы можете прокомментировать обвинения в Ваш адрес и в адрес возглавляемого Вами сайта в поддержке экстремизма, терроризма и т. п., которые регулярно озвучиваются российскими силовиками и журналистами, транслирующими их точку зрения?

Понимаете, дело в том, что в России официально признаны террористическими такие организации, которые в большинстве цивилизованных европейских стран свободно действуют. Например, общества последователей турецкого богослова Саида Нурси, чьи труды популяризирует нынешнее руководство Турции. В их работах нет не то, что терроризма и экстремизма, но и политики, которые наоборот порицаются. А в России их признали экстремистами. Или например джамаат Таблиг, который занимается исключительно призывом мусульман к соблюдению исламских норм благочестия. Опять же, свободно действует в Америке, в Англии. В России признан запрещенной организацией. Или партия «Хизб ут-Тахрир», с которой мы принципиально не согласны во многих позициях, а они не согласны с нами и регулярно нас критикуют. Тем не менее, вот, в соседней «бандеровской» Украине они свободно действуют, открывают свои офисы, медиа, потому что спецслужбы знают, что они принципиально отвергают насильственные методы борьбы, признают лишь политическую пропаганду. А в России они «террористы» и за принадлежность к ним людей сажают уже лет на 20. Та же история и с Меджлисом крымскотатарского народа, который в украинском Крыму был главным представительным органом этого народа, а с приходом туда путинской России попал под запрет.

Само собой, если в России экстремистами и террористами признаны даже организации, которые вообще не касаются политических вопросов, вроде нурсистов (последователи Саида Нурси), то что говорить о тех, кто открыто освещает преступления силовиков против мусульман и критикует политику государственной исламофобии, проводимую Кремлем? Потом, мы единственные из российских мусульман, которые либо поддержали захват Кремлем Крыма и введение войск в Сирию, либо промолчали об этом, осудили и то, и другое. При этом, и в первом, и во втором случае мы заняли позицию, совпадающую с позицией международного сообщества. Применительно к Крыму — это территориальная целостность Украины и самоопределение крымских татар в ее составе, а применительно к Сирии — это поддержка тех сил сопротивления режиму Асада, которые в мире квалифицируются как умеренная оппозиция. Сирийская Свободная Армия, Ахрар аш-Шам, Файлаг аш-Шам, Национальная коалиция сирийских оппозиционных и революционных сил, Высший комитет по переговорам, Сирийский Исламский Совет — мы поддерживали эти и аналогичные им силы, признанные субъектами переговоров в Женеве. Мы никогда не поддерживали ни ИГИЛ, ни Аль-Каиду, равно как и критиковали ее филиал Джабхат ан-Нусру и Хайят Тахрир аш-Шам, пока он был проводником ее политики в Сирии. То есть, наша позиция в этом вопросе совпадает с позицией конструктивной части международного сообщества и противоречит, с одной стороны, позиции поддержки людоедского режима Асада, на которой стоят путинская Россия и Иран, а с другой стороны, тех, кого принято называть международными террористами.

Какие цели преследует критика политики Кремля по отношению к мусульманам внутри самой России?

На самом деле, фактически мы добиваемся восстановления действия конституции России. Потому, что то, чего мы хотим, в полной мере гарантировано ею — свобода слова, свобода вероисповедания и религиозной проповеди, равенство религиозных объединений и их равноудаленность от государства, свобода собраний, объединений, распространения информации, а также независимый суд, независимые СМИ, контроль общества над властью, гражданский контроль над силовыми структурами, возможность освещать и обжаловать в судах их действия и так далее. Все это есть в конституции России, но ничего из этого нет в жизни. По той простой причине, что в России фактически отменено действие конституции и власть захвачена антиконституционной хунтой, которая ликвидировала все эти права, подчинила себе государственные институты и правит мафиозными, террористическими методами.

Беседовал Антон Грызлов

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Детектив по-древнеримски, или Как император Тиберий раскрыл преступление

Детектив по-древнеримски, или Как император Тиберий раскрыл преступление

Style not size, или Как девушки разных размеров выглядят в одинаковой одежде

Style not size, или Как девушки разных размеров выглядят в одинаковой одежде

33 фотографии про «прекрасное советское прошлое»

33 фотографии про «прекрасное советское прошлое»

Новые посты

22 провокационных рисунка, показывающих темную сторону общества

22 провокационных рисунка, показывающих темную сторону общества

Какие химикаты мы потребляем каждый день?

Какие химикаты мы потребляем каждый день?

Невероятно реалистичные водные фантазии Густаво Нуньеса

Невероятно реалистичные водные фантазии Густаво Нуньеса

Мертвая вода: как выглядит Читарум — самая грязная река планеты

Мертвая вода: как выглядит Читарум — самая грязная река планеты

Отважные пожарные, рискнувшие жизнью ради спасения животных

Отважные пожарные, рискнувшие жизнью ради спасения животных

Японские школьники создают невероятной красоты рисунки на школьных досках

Японские школьники создают невероятной красоты рисунки на школьных досках

Все самые лучшие фотографии Одри Хепбёрн

Все самые лучшие фотографии Одри Хепбёрн

20 эпических фиаско и косяков, которые вас точно развеселят

20 эпических фиаско и косяков, которые вас точно развеселят

Зачем король Пруссии Фридрих Вильгельм I похищал высоких парней

Зачем король Пруссии Фридрих Вильгельм I похищал высоких парней

Развенчиваем 5 популярных мифов о конкистадорах и завоевании Америки

Развенчиваем 5 популярных мифов о конкистадорах и завоевании Америки

18 самых сексуальных мультяшных героинь

18 самых сексуальных мультяшных героинь

«Ларёчная» Москва, которую мы потеряли

«Ларёчная» Москва, которую мы потеряли