5 российских фильмов о 90-х и их наследии, которые должен увидеть каждый

0

Сегодня в прокат выходит «Батя» с Владимиром Вдовиченковым — трагикомедия о парне, который спустя долгие годы едет встречаться с папой и по пути вспоминает все противоречивые семейные истории. Это кино не только о воспитании и отцовской фигуре в России, но и о травмирующем опыте 90-х.

Рассказываем о других фильмах, которые рассуждают на тему лихих времен в нашей стране с помощью самых разных жанров и идей. А также — с важной временной дистанции, когда на ушедшую эпоху уже можно смотреть с новой оптикой.

Жмурки (2005)

90-е закончились, но Балабанов с этим временем не простился. «Жмурки» — то ли (учитывая рафинированность образов) кинокомикс, то ли эпитафия эпохе, которая, как покажет опыт, еще не скоро надоест российским кинематографистам.

Панин и Дюжев в ролях двух бандитов выполняют указания придурковатого босса Сергея Михайловича (Никита Михалков), пересекаются с сомнительными персонажами вроде Доктора или Баклажана и в один момент встречают знакомого, который говорит, что в Москве уже давно не стреляют, мол, времена меняются и надо бы уже под них грамотно подстроиться. Так эталонный фильм о 90-х в финале близится уже к совершенно другой истории.

https://youtu.be/uT6XchiJdcI

Преступная сага закончена, задания Михалыча выполнены, и зрителей отправляют прямиком в 2005 год. Два раздолбая, Саймон и Сергей, видимо, прислушались к совету товарища и стали депутатами Госдумы, сделали старого босса вахтером, а его сына — мальчиком на побегушках. Наступила новая, «светлая» Россия будущего.

Кожанки и кастеты сменены на пиджаки и печати, а насилие теперь только узаконенное. Идеальное лаконичное высказывание на тему не только 90-х, но уже и 00-х (и, судя по происходящему, также 10-х и 20-х).

Бык (2019)

Полнометражный режиссерский дебют Бориса Акопова неожиданно стал триумфатором «Кинотавра» (опустим спорные высказывания автора о «женском» и «мужском» кино — сейчас мы рассуждаем исключительно о картине) и до сих пор остается одним из самых любопытных фильмов о 90-х.

Местный авторитет вытаскивает Антона Быкова по кличке Бык (Юрий Борисов) из отделения милиции и предлагает классический расклад: услуга за услугу. В общем-то, описывать сюжет более подробно нет смысла. Фильм Акопова — прежде всего эффектная зарисовка времени с яркими деталями вроде кассет VHS или декорациями обедневших дворов и рынков.

https://youtu.be/8kP2z0J7lw4

Никакой спекуляции на тему времени — скорее попытка проанализировать собственное детство (Акопов, очевидно, рос в такой обстановке и теперь хочет посмотреть на нее с дистанции) и время, которое сформировало большинство из нас.

Маша (2020)

Еще один триумфатор «Кинотавра» (приз за лучший дебют), который переосмысляет 90-е. На этот раз — из двух временных точек: собственно лихой эпохи, совпавшей с детством главной героини Маши (Полина Гухман), и безмятежного настоящего, где выросшая девушка (Аня Чиповская) вроде бы осуществила мечту и работает певицей.

Последний таймлайн, правда, занимает в фильме лишь несколько минут и служит скорее мастерским драматургическим подведением итогов, поэтому в большей степени режиссерка Анастасия Пальчикова фокусируется на юной Маше — той, которая живет рядом с криминальным авторитетом Крестным (Максим Суханов) и смотрит на все ужасы 90-х глазами ребенка.

Режиссер «Быка» Борис Акопов изначально хотел сделать героем своего фильма мальчика, но в итоге концепт пришлось переработать. А вот «Маша» в какой-то степени реализует эту затею и, как и «Батя», но, разумеется, более тонко, размышляет о связи детства и травмы времени, а также о том, как будущее по эффекту домино может разрушиться от вроде бы маленьких, но важных историй из юности. Пока фильм не вышел в прокат, но взять его на заметку нашим читателям-киноманам точно стоит.

Хрусталь (2018)

Противоречивый эстетский фильм белоруски Дарьи Жук, повествующий о диджейке Веле, которая уезжает из Минска в провинциальный городок, чтобы с помощью нехитрых махинаций получить визу в Америку.

Для своего плана она, правда, выбирает не лучший момент: люди, которые могут дать ей необходимую справку, готовятся к свадьбе, поэтому девушке предстоит провести несколько дней с местными жителями. «Продвинутая» причудливая столица в этом фильме резко конфликтует с заскорузлым захолустьем: Веля, не знакомая с порядками жизни, постепенно превращается в легкую жертву и невольно вынуждает провинциалов продемонстрировать свой звериный оскал.

Вопрос, разумеется, не в том, что Дарья Жук не любит обитателей маленьких городов — напротив, их быт в некоторых моментах показан с особой теплотой. Дело скорее в ужасающей силе времени, в эпохе, которая делает любого «инакового» врагом, обесчеловечивает, превращает в хищника, сбившегося в стаю с такими же голодными до людских страданий монстрами.

Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов (2017)

Пронзительный роад-муви об отце и сыне в контексте травмы 90-х. Витька Чеснок до жути хочет сдать своего отца-инвалида в специальное учреждение, чтобы получить уютную квартирку.

По пути, правда, все равно придется забивать неловкое молчание такими же неловкими разговорами — пускай скорее обвинительными, враждебными по своей сути, нежели примирительными. Все равно из ненависти родится любовь, а из разочарования — прощение.

Герои Ханта не нуждаются в душевных разговорах — им достаточно оказаться рядом, вместе, посмотреть друг другу в глаза, полные взаимной злобы, и уже тем самым за пару дней проникнуться близким больше, чем за последние несколько лет.

Но 90-е не отпускают даже сейчас: на пути Чеснока и Штыря то и дело будут появляться отголоски отцовской лихой молодости — бандиты, озлобленные на бывшего компаньона. Их дорога становится еще и бегством от эпохи, крепко вцепившейся зубами в современную Россию. И победить ее можно только вместе — полюбив обидчика, пожалев нерадивого сына.

Смотрите также — Фильмы про приключения и путешествия: 19 лучших картин для тех, кто заскучал дома

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Как выглядит самый старый жилой дом Окситании, заставший Крестовые походы

Как выглядит самый старый жилой дом Окситании, заставший Крестовые походы

22 архивных фото, которые вас не оставят равнодушными

22 архивных фото, которые вас не оставят равнодушными

В 9 лет замуж, в 10 — развод! Шокирующая история Нуджуд Али

В 9 лет замуж, в 10 — развод! Шокирующая история Нуджуд Али

Новые посты

Страшная охота: самые известные ведьмы Средневековья

Страшная охота: самые известные ведьмы Средневековья

Фотограф снял, как мышки-малютки прячутся в тюльпанах, и мы не можем перестать смотреть на это

Фотограф снял, как мышки-малютки прячутся в тюльпанах, и мы не можем перестать смотреть на это

8 водоемов, которые лучше обходить стороной

8 водоемов, которые лучше обходить стороной

Какая мужская профессия самая древняя и почему ее название стало обидным словом

Какая мужская профессия самая древняя и почему ее название стало обидным словом

Роли, в которых мы могли бы увидеть Шварценеггера, но не судьба

Роли, в которых мы могли бы увидеть Шварценеггера, но не судьба

Похороните Тузика с моей бабушкой. Японские традиции захоронения домашних питомцев шокируют

Похороните Тузика с моей бабушкой. Японские традиции захоронения домашних питомцев шокируют

Отдых в Болгарии, дача и еще 5 признаков зажиточных людей в СССР

Отдых в Болгарии, дача и еще 5 признаков зажиточных людей в СССР

Воля к жизни: человек без желудка, толстой кишки и желчного пузыря стал марафонцем и вдохновляет других

Воля к жизни: человек без желудка, толстой кишки и желчного пузыря стал марафонцем и вдохновляет других

В этой школе наказания заменили медитацией, и результаты впечатляют!

В этой школе наказания заменили медитацией, и результаты впечатляют!

По капле: макрофото Ивелины Благоевой

По капле: макрофото Ивелины Благоевой

Типичные для Южной Кореи бытовые странности, которые пригодились бы нам

Типичные для Южной Кореи бытовые странности, которые пригодились бы нам

Уникальный эротический проект «Женщины моря» японского фотографа Ивасе Есиюки

Уникальный эротический проект «Женщины моря» японского фотографа Ивасе Есиюки