История Октябрьской железной дороги — самой первой в России

0

28 августа в 1851 году была построена Николаевская железная дорога (ныне — Октябрьская железная дорога), которая положила начало строительству железнодорожной сети общегосударственного значения. Николаевская дорога стала первой двухпутной железной дорогой в Российской империи длиной в 645 км. Время в пути — 21 час 45 минут.
Фотография: История Октябрьской железной дороги - самой первой в России №1 - BigPicture.ru
Позже к Николаевской железной дороге были присоединены другие линии. Дорога проходила по территориям Петербургской, Московской, Новгородской, Тверской, Псковской, Витебской и Смоленской губерний. Во время строительства было построено свыше 30 железнодорожных станций, около 200 мостов, проложены 70 водопропускных труб, 20 путепроводов, сторожевые дома и переезды, между станциями провели телеграф. Спустя года мы вспоминаем, как это было и во что это превратилось.

Фотография: История Октябрьской железной дороги - самой первой в России №2 - BigPicture.ru
Год 1703. Основан город на Неве — Петербург, который спустя 9 лет становится столицей Российской империи. Численность населения возрастает, большинство продовольственных (и других) грузов доставлялось по воде на баржах, что было, конечно же, очень долго и не всегда надежно.
Фотография: История Октябрьской железной дороги - самой первой в России №3 - BigPicture.ru
Год 1798. Учреждается Департамент водяных коммуникаций (позже будет расформирован на управление водяными и сухопутными путями сообщения, Корпус и Институт Корпуса инженеров путей сообщения), в котором находилась модель и описание «чугунной дороги для перевозки тяжестей».
Фотография: История Октябрьской железной дороги - самой первой в России №4 - BigPicture.ru
Вообще в России эксплуатация железных дорог началась в конце XVIII века, но только в промышленном масштабе. А возникновение железных дорог общего пользования было обусловлено развитием промышленности и торговли. Кроме того, железные дороги того времени, по сравнению с другими видами путей сообщения, обладали преимуществом в значительном увеличении скорости доставки грузов и пассажиров, уменьшении стоимости транспортных услуг, большем комфорте пассажиров относительно другого сухопутного транспорта. Так-то.
Фотография: История Октябрьской железной дороги - самой первой в России №5 - BigPicture.ru
Год 1826. Начинаются обсуждения предложений о строительстве железных дорог в России в зимнее время. Однако в 1835 году австрийский инженер и предприниматель Герстнер пытается убедить Николая I в необходимости строительства железнодорожного сообщения между Петербургом и Москвой. Положительного ответа не получает и он, однако комитет дает ему разрешение на строительство «пробной» дороги между Петербургом и Царским селом. И в 1837 году в России появляется Царскосельская дорога — первая железная дорога общего пользования в Империи.
Фотография: История Октябрьской железной дороги - самой первой в России №6 - BigPicture.ru
Год 1838. Наконец Николай I приказывает составить план проекта железной дороги между Петербургом и Москвой. Дорога проектировалась как еще один вид путей сообщения, способный частично разгрузить водный и гужевой транспорт и обеспечить более быструю доставку грузов и пассажиров. Было предложено несколько вариантов, экономически несостоятельных, по мнению большинства, однако в 1842 году император все же подписал указ о «сооружении железной дороги Петербург — Москва».
Фотография: История Октябрьской железной дороги - самой первой в России №7 - BigPicture.ru
При комитете была учреждена Строительная комиссия. Линия была разделена на два строительных участка, разграниченных в районе Бологое. В качестве главного консультанта строительства был приглашен инженер из США. И уже в конце апреля 1843 года трасса дороги была нанесена на карту, утверждена и принята к руководству при строительстве. Одновременно с трассированием линии проводились гидрометрические и инженерно-геологические изыскания. (С картины художника Сивицкого.)
Фотография: История Октябрьской железной дороги - самой первой в России №8 - BigPicture.ru
Год 1843. Линия строилась шириной 1524 м, длиной 645 км. Большие мосты, вокзалы и крупные станции выделялись в самостоятельные строительные участки. Все участки возглавлялись инженерами путей сообщения. Наибольшее число рабочих приходилось на землекопов, которых на строительстве находилось ежегодно до 40 000 человек.
Фотография: История Октябрьской железной дороги - самой первой в России №9 - BigPicture.ru
Год 1851. Открытие движения. За два дня по новейшей железной дороге на 9 поездах было перевезено два батальона лейб-гвардии Преображенского и Семёновского полков, два эскадрона лейб-гвардии Кавалергардского и Конного полков и дивизион гвардейской артиллерии. А 18 августа в Москву отправился царский поезд, состоявший из 9 вагонов. Путешествие, вместе с остановками, заняло 19 часов. В день официального открытия в поезде было 17 пассажиров первого класса, 63 — второго и 112 — третьего класса. Поезд прибыл в Москву в 9 часов утра следующего дня, пробыв в пути 21 час 45 минут.
Фотография: История Октябрьской железной дороги - самой первой в России №10 - BigPicture.ru
Первое время плата за проезд пассажиров от Петербурга до Москвы составляла: в первом классе 19 рублей, во втором — 13 и в третьем — 7 рублей. За меньшую плату людей возили в товарных поездах, а летом — на открытых платформах.
Фотография: История Октябрьской железной дороги - самой первой в России №11 - BigPicture.ru
Перевозка грузов из одной столицы в другую, в зависимости от вида, стоила от 9 рублей 16 копеек до 24,42 р. за тонну (от 15 до 40 копеек за пуд).
Фотография: История Октябрьской железной дороги - самой первой в России №12 - BigPicture.ru
Средняя скорость движения составляла 29,6 километра в час. Постепенно скорость движения поездов увеличивалась, а время в пути сокращалось. Уже в 1913 году поезд из девяти пассажирских вагонов во главе с паровозом серии «С» Сормовского завода преодолел расстояние от Петербурга до Москвы за то же время, что и современные поезда, курсирующие на маршруте.
Фотография: История Октябрьской железной дороги - самой первой в России №13 - BigPicture.ru
Год 1932. На железной дороге появились пассажирские паровозы серии «ИС» Коломенского завода и был пущен экспресс «Красная стрела», на перегонах развивавший скорость до 120 километров в час.
Фотография: История Октябрьской железной дороги - самой первой в России №14 - BigPicture.ru
Год 1965. Между тогда еще Ленинградом и Москвой начал курсировать дневной скоростной поезд «Аврора», способный разгоняться до 160 км/час.
Фотография: История Октябрьской железной дороги - самой первой в России №15 - BigPicture.ru
Год 1984. В график движения введен электропоезд ЭР-200 Рижского вагоностроительного завода, но он ходит только раз в неделю. Этот поезд способен развивать скорость до 200 километров в час, а в пути проводит около пяти часов.
Фотография: История Октябрьской железной дороги - самой первой в России №16 - BigPicture.ru
1996-2000 годы. Проведена реконструкция магистрали Петербург — Москва, фактически построена по современным технологиям новая железная дорога. Благодаря реконструкции составы могут достигать скорости 200-250 километров в час. И с декабря 2009 года на любимом многими маршруте появляется высокоскоростной поезд «Сапсан», преодолевающий расстояние в 650 км всего за 3 часа 45 минут.

Октябрьская железная дорога прошла большой путь. В наши дни проходит по Ленинградской, Московской, Новгородской, Тверской, Псковской, Мурманской, Вологодской, Ярославской областям, по территориям Санкт-Петербурга и Москвы, а также Республики Карелия, соединяет Россию с иностранными государствами. И кто бы мог подумать, что паровоз, преодолевающий это расстояние практически за сутки, превратится в скоростное чудо 21 века?

Смотрите также: Лучшие посты на БигПикче Топ-100

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Из красавицы в чудовище: история Мэри Энн Вебстер — самой безобразной женщины в мире

Из красавицы в чудовище: история Мэри Энн Вебстер — самой безобразной женщины в мире

Дайан Фосси — жизнь и смерть отважной «Королевы обезьян»

Дайан Фосси — жизнь и смерть отважной «Королевы обезьян»

Древняя история в невероятных картинах Бруно Вепхвадзе

Древняя история в невероятных картинах Бруно Вепхвадзе

Новые посты

10 актеров и актрис из СССР, которые могли бы заменить звезд Голливуда

10 актеров и актрис из СССР, которые могли бы заменить звезд Голливуда

И снова про легендарную Вивьен Майер

И снова про легендарную Вивьен Майер

Собаки, которые съели пчелу и очень об этом жалеют

Собаки, которые съели пчелу и очень об этом жалеют

Удивительная история  Мэри Филдс, по прозвищу «Дилижанс»

Удивительная история Мэри Филдс, по прозвищу «Дилижанс»

«Визуальная некромантия»: пугающий мир цифрового художника Бориса Гроха

«Визуальная некромантия»: пугающий мир цифрового художника Бориса Гроха

Как наши предки боролись с бессонницей

Как наши предки боролись с бессонницей

18 фото, которые доставят вам визуальное удовольствие

18 фото, которые доставят вам визуальное удовольствие

Почему принято дарить нечетное количество цветов

Почему принято дарить нечетное количество цветов

История карлика Джеффри Хадсона – рыцаря, дуэлянта и любимца английской королевы

История карлика Джеффри Хадсона – рыцаря, дуэлянта и любимца английской королевы

Ангельская красота — 15 гифок с очаровательной Роузи Хантингтон-Уайтли

Ангельская красота — 15 гифок с очаровательной Роузи Хантингтон-Уайтли

Дорога в кошачье королевство: лестницы для пушистых домашних любимцев на фасадах швейцарских домов

Дорога в кошачье королевство: лестницы для пушистых домашних любимцев на фасадах швейцарских домов

Интеллигентное безумие, или Странная мода петербургских улиц

Интеллигентное безумие, или Странная мода петербургских улиц