Как создавали спецэффекты для фильма «Старик Хоттабыч»

0

О том, как делали киношные спецэффекты до появления компьютерной графики, можно говорить бесконечно. Какие только трюки не выдумывали, чтобы заставить зрителя ахнуть!

Фотография: Как создавали спецэффекты для фильма

Пожалуй, один из самых впечатляющих в этом отношении советских фильмов — цветная сказка «Старик Хоттабыч», снятая на киностудии «Ленфильм» в 1956 году. Перед режиссером Геннадием Казанским была поставлена негласная задача заткнуть за пояс Голливуд, так что денег на создание картины не жалели. Расходовали их с умом, и фильм получился превосходным — только за первые полгода проката его посмотрели более 40 миллионов человек.

Давайте разберемся, что придумали работники «Ленфильма», чтобы заставить ворота команды «Зубило» подставляться под удары футболистов «Шайбы», и как ковер-самолет парил над Москвой.

Фотография: Как создавали спецэффекты для фильма
Самыми забавными получились футбольные сцены, в которых ворота «играли» так, как хотел Хоттабыч. Штанги и перекладины изгибались, то отбивая, то пропуская мяч. Волшебные ворота были изготовлены на заказ, они были раздвижными и могли уменьшаться и увеличиваться в размерах. Плюс ко всему ворота установили на рельсы, чтобы в нужный момент направлять их к мячу. Одну из штанг сделали резиновой. По сигналу сидевшие в яме рабочие тянули за тросы, и штанга «пропускала» гол.
Фотография: Как создавали спецэффекты для фильма
Перед тем как заколдовать ворота, Хоттабыч решил, что каждому футболисту будет приятно играть с собственным мячом, вместо того чтобы гоняться всем скопом за одним. Эпизод, в котором с неба падает множество мячей, снимали на маленьком ленинградском стадионе «Светлана», которому дорисовали большие трибуны, табло и прожекторы. Режиссер Казанский дал игрокам по мячу и попросил подкинуть их высоко вверх, а потом при обратной прокрутке кадров получилось, что мячи летят сверху. Крупные планы сидящих на трибунах зрителей, к слову, доснимали уже на стадионе имени Кирова. А вот футболисты были настоящими — для съемок пригласили профессионалов.
Фотография: Как создавали спецэффекты для фильма
Сыгравшему Хоттабыча Николаю Волкову пришлось пройти через серьезное испытание, когда снимали сцену в цирке. По сюжету джинн поглощает одно мороженое за другим и в итоге простужается. Актер ел не мороженое, а глазированные сырки, насаженные на палочку. Дублей было много, и, когда режиссер наконец сказал заветное «Снято!», Волков проглотил уже столько сырков, что с трудом передвигался.
Фотография: Как создавали спецэффекты для фильма
Но наибольшая нагрузка легла на цех комбинированных съемок. В НИИ телевидения специально для «Старика Хоттабыча» разработали новую кинокамеру и проявочную машину. Благодаря использованию передового по тем временам метода «блуждающей маски» на экране из ниоткуда возникали роскошные дворцы, а по столичному бульвару маршировал караван слонов и верблюдов. Эту процессию снимали в Одессе, где в тот момент гастролировал цирк под управлением Корнилова, который и предоставил киношникам своих животных. Они прошлись по местным улицам, а при монтаже одесские дома заменили на московские.
Фотография: Как создавали спецэффекты для фильма
Самыми сложными были съемки полета на ковре-самолете. Сцену на диковинном средстве передвижения снимали в павильоне, а потом наложили нужный фон. Облака создали с помощью дыма, из-за которого у исполнителя роли Жени потекли слезы, когда он сбрасывал вниз подаренные индусами бананы. Но это было так к месту, что режиссер решил оставить все как есть. Эти фантастические съемки собирали в четвертом павильоне «Ленфильма» толпы народу.
Фотография: Как создавали спецэффекты для фильма
О бананах, кстати, отдельный разговор. Они почему-то зеленые. Дело в том, что реквизиторы слабо себе представляли, какого цвета должны быть заморские плоды. Они появились в советских магазинах только в конце 50-х годов. Поэтому изготовленные из папье-маше бананы покрасили как бог на душу положит — изумрудной краской.

Смотрите также: Как снимают современные фильмы со спецэффектами

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Из красавицы в чудовище: история Мэри Энн Вебстер — самой безобразной женщины в мире

Из красавицы в чудовище: история Мэри Энн Вебстер — самой безобразной женщины в мире

Дайан Фосси — жизнь и смерть отважной «Королевы обезьян»

Дайан Фосси — жизнь и смерть отважной «Королевы обезьян»

Древняя история в невероятных картинах Бруно Вепхвадзе

Древняя история в невероятных картинах Бруно Вепхвадзе

Новые посты

«Визуальная некромантия»: пугающий мир цифрового художника Бориса Гроха

«Визуальная некромантия»: пугающий мир цифрового художника Бориса Гроха

Как наши предки боролись с бессонницей

Как наши предки боролись с бессонницей

18 фото, которые доставят вам визуальное удовольствие

18 фото, которые доставят вам визуальное удовольствие

Почему принято дарить нечетное количество цветов

Почему принято дарить нечетное количество цветов

История карлика Джеффри Хадсона – рыцаря, дуэлянта и любимца английской королевы

История карлика Джеффри Хадсона – рыцаря, дуэлянта и любимца английской королевы

Ангельская красота — 15 гифок с очаровательной Роузи Хантингтон-Уайтли

Ангельская красота — 15 гифок с очаровательной Роузи Хантингтон-Уайтли

Дорога в кошачье королевство: лестницы для пушистых домашних любимцев на фасадах швейцарских домов

Дорога в кошачье королевство: лестницы для пушистых домашних любимцев на фасадах швейцарских домов

Интеллигентное безумие, или Странная мода петербургских улиц

Интеллигентное безумие, или Странная мода петербургских улиц

Что русские выращивали на огороде до появления картошки

Что русские выращивали на огороде до появления картошки

Комплексы, страхи и фантазии: что говорят о нас неосознанные покупки

Комплексы, страхи и фантазии: что говорят о нас неосознанные покупки

Чума избыточного веса: фотоистория LIFE про похудение американки Дороти

Чума избыточного веса: фотоистория LIFE про похудение американки Дороти

Как делали макароны в первой половине XX века

Как делали макароны в первой половине XX века