Санкт-Петербург: Храм Спаса на Крови
Фотоблоггер-руфер dedmaxopka вместе со своими фотоколлегами из Москвы забрался на одно из красивейших сооружений Северной столицы — Храм Спаса на Крови.
Я и raskalov_vit давно присматривались к этому красивейшему сооружению. Думали как и когда. Потому, подождал, пока Москва в очередной раз приедет к Питер и мы штурмом возьмем Спас на Крови. Оказалось, что Москва приехала в лице 4-ёх человек: makzer , captain_balash ,r_wersh , и raskalov_vit .. зато лезли в большой веселой компании. 🙂
Милицейские машины, люди, камеры — ничто нас не заметило на самом залазе. Буквально по зданию мы поднялись на самый верх и стали фотографировать. Честно говоря, я был в шоке от того, как и куда мы залезли, хотя, это был даже не шок, а по большей части восторг 🙂 Красивые виды, утренний туман и величие храма — еще одно незабываемое впечатление от моей поездки в Питер.
Небольшой ликбез по храму
Собор Воскресения Христова на Крови, Храм Спаса на Крови — православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова, сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен Царь-Освободитель — император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружен как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России.
Храм был возведен по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года. 6 августа 1907 года, в день Преображения, собор был освящён.
Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.
1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала в результате нападения террориста-народовольца И. И. Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II. Уже 2 марта на чрезвычайном заседании Городская дума просила наследника престола Александра Александровича (будущего императора Александра III) «разрешить городскому общественному управлению возвести… на средства города часовню или памятник». Тот ответил: «Желательно было бы иметь церковь… а не часовню». Однако всё же было решено поставить временную часовню. Эта часовня оставалась на набережной вплоть до момента начала строительства храма — до весны 1883 года, после чего была перенесена на Конюшенную площадь, где простояла ещё 9 лет и была окончательно разобрана.
Сразу после убийства была создана комиссия по увековечиванию памяти Александра II, Было объявлено два последовательных конкурса на лучший проект храма. В списках номинантов были громкие имена, но проекты победителей обоих конкурсов не устроили Александра III. После разработки новых проектов был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (Малышева). Этот проект был одобрен императором 29 июля 1883 года с условием его последующей доработки, окончательно проект был утвержден только 1 мая 1887 года.
Собор Воскресения Христова был единственным, наряду с Исаакиевским собором, храмом Санкт-Петербурга, находившимся на государственном содержании. Собор не был приходским; он находился в ведении Министерства внутренних дел и не был рассчитан на массовые посещения; вход осуществлялся по пропускам. В нём совершались отдельные службы, посвящённые памяти Александра II и ежедневно произносились проповеди.
Но..
В 1917 году прекратилось поступление казённых денежных средств на содержание храма, в связи с чем Петр Лепорский обратился к жителям Петрограда со следующими словами: «Храм Воскресения на крови лишился средств, необходимых для обеспечения в нём богослужений. Причт храма, сооруженного на общие народные средства, решил обратиться к хозяину храма — народу с приглашением объединиться вокруг храма и по мере сил своих и усердия разделить заботу о поддержании в нём благолепного богослужения. Желающие записаться в число прихожан храма благоволят обращаться к отцу настоятелю протоиерею П. Лепорскому (Невский, 163) или в храме на свечную выручку, и там получат необходимые бланки для заявлений».
В конце 1919 года от отдела юстиции Петросовета поступает распоряжение о формировании при храме Воскресения Христова «двадцатки», то есть прихода. В ответ 2 декабря 1919 года протоиерей П. И. Лепорский пишет заявление, в котором возражает против такого решения городских властей, «так как храм никогда не был приходским», и, кроме того, «состоит в ведении Наркомата имуществ». Однако 13 декабря 1919 года Коллегия по регистрации и охране памятников искусства и старины и отдела имуществ дала разрешение передачи храма «двадцатке», что и было совершено 11 января 1920 года в 12:00.
Потом, в 1930 году храм приказом ВЦИКа закрывали.. несколько раз открывали.. :
23 мая 2004 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым) в соборе была отслужена первая после более чем 70-летнего перерыва литургия.
Архитектура храма:
В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего Спас-на-Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое.
Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI–XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.
В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.
Так же нам удалось зайти в самую высокую башенку, посмотреть что внутри и поглядеть из самых верхних окон.
Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7 065 квадратных метров. Мозаика создавалась в мастерской В.А. Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие художники, как В.М Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В.В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса-на-Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.
Перейдем на виды с храма:
На этом основной отчет закончился, могу только рассказать, что на выходе, нас пытался принять ЧОП. Поймал Романа за ногу, когда тот перепрыгивал через забор. Совместными усилиями мы перетянули втроем Рому из лап ЧОПа, успокоив последнего, что мы фотографы и всё ок.
Текста получилось много, потому что мне стала интересна история храма. Надеюсь пост получился информативным и интересным. 🙂 Всех верующих хочу успокоить, что никаких заповедей на храме не нарушали, в дестрое и прилюбодеяниях никто замечен не был. От нашего пребывания остались только штатив Балаша и крышка от объектива Раскалова.
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!