ЖКХ-арт: патология вкуса, или новое слово в современном искусстве?
Кто никогда не видел лебедей из шин, мухоморы из старых мисок и привязанных к деревьям плюшевых медвежат, то никогда не жил на постсоветском пространстве. Эти инфернальные объекты давно заполонили дворы домов в спальных районов и вызывают у их жителей и случайных гостей совсем неоднозначные эмоции. Не так давно у этого явления появилось собственное название — ЖКХ-арт. Что это за «искусство» и как его правильно воспринимать?
Противоречивому и малоизученному явлению посвятила свою книгу московский дизайнер и студентка НИУ ВШЭ Полина Соколова. Свою совершенно серьезную научную работу девушка назвала «Как воспринимать ЖКХ-арт?». В этом труде исследователь ищет ответы на многие вопросы, которые позволят понять и… простить людей, превращающие наши дворы в филиал «Сада земных наслаждений» Иеронима, нашего всего, Босха.
С Полиной Соколовой пообщались журналисты портала «Мослента» и узнали в ходе беседы немало интересного о необычном культурном явлении, его истоках и перспективах развития. Так что такое ЖКХ-арт и как нам жить рядом с людьми, которые пытаются насильно превратить нашу жизнь в праздник, таким необычным образом?
Полина родилась и выросла в небольшом подмосковном городке Воскресенске, расположенном в 100 км от столицы. Город этот скучен, сер и не может предложить своим жителям ни достойной работы, ни культурных развлечений. Для жителей провинции единственным способом украсить свою жизнь стало дворовое творчество, которое не требовало ни капиталовложений, ни особого чувства вкуса и стиля.
Дизайнер Соколова достаточно точно сформулировала что такое ЖКХ-арт и добавить к ее словам, на наш взгляд, абсолютно нечего:
Вот так, а вовсе не то, что вы об этом думали. Но «арт» — это, прежде всего, искусство. Могут ли претендовать чебурашки из кастрюль и гирлянды из пивных банок на гордое звание арт-объектов? Автор книги ответила и на этот вопрос. По ее мнению, ЖКХ-арт не является искусством до тех пор, пока их не станут всерьез воспринимать критики и пока сами создатели дворовых «галерей» не начнут относиться к своим детищам как к произведениям.
На сегодняшний день этого пока не произошло, поэтому явление можно охарактеризовать просто как культурный феномен, зародившийся на постсоветском пространстве. Полина не ставит дворы в стиле ЖКХ-арт в один ряд с похожими объектами в других странах: мексиканским островом погибших кукол, финским парком Вейо Рёнккёнена и двором Бодана Литнянского во Франции. Эксперт считает, что мы имеем дело с совершенно другим феноменом, истоки которого кроются в советском прошлом.
Важным отличием отечественного ЖКХ-арта и зарубежного творчества автор исследования считает происхождение объектов. Если во всем мире предпочитают использовать готовые предметы, например кукол, автомобили или бытовые приборы, то у нас все изготавливается в буквальном смысле на колене и из самого что ни на есть очевидного хлама и мусора.
Лебеди из покрышек, эмалированные тазики-грибы и скульптурные композиции из ПЭТ-тары встречаются только у нас. Говоря простыми словами, отечественный ЖКХ-арт — это творчество в самом его безжалостном экстремальном проявлении, когда нечто собирается в буквальном смысле этого слова из «г….на и палок». Это связано, в первую очередь, с тем, что у людей ничего нет, кроме желания как-то украсить свою жизнь.
Полина Соколова пока еще не видит конкретных жанров и может лишь разделить объекты по материалам, из которых они изготовлены: старая посуда, шины, упаковка, старые игрушки. Но зато дизайнер описывает в своей книге типологию изделий ЖКХ-арта.
Автор делит произведения на следующие типы: предтечи-клумбы (изделия из шин и упаковки), шинное искусство (скульптуры из старых покрышек), мягкое царство (отдельные мягкие игрушки и композиции из них), Homo Insipiens (проявление неразумного и непонятого), храмы души (религиозные объекты и тотемы), городские групповые ансамбли (когда творчество охватывает несколько дворов или целый квартал) и, собственно, ЖКХ-арт как зарождающееся, но пока еще не признанное экспертами искусство.
Дала определение Полина и авторам произведений, оккупировавших наши дворы. По ее мнению, таким артом занимаются те, у кого нет работы и полно свободного времени. При этом мотивация у таких людей различная — кто-то пытается уйти от одиночества, кто-то ищет самореализации, а кто-то на самом деле, считает, что занят настоящим искусством.
Ответила Полина и на вопрос о том, где находятся истоки ЖКХ-арта. По ее словам, распространенное на постсоветском пространстве насилие над чувством прекрасного зародилось в глубокой древности и берет начало от идолопоклонничества. Со временем явление потеряло языческие корни, получило уклон в христианство, а советская эпоха выхолостила его полностью, оставив лишь декоративность, так называемый «советский ЖКХ-арт».
Первые произведения ЖКХ-арта появились не вчера, а в 60-70 годы XX столетия. В это время появилось множество новостроек с большими, пустующими дворами. Люди, пришедшие в «каменные джунгли» из уютного частного сектора или компактных обжитых дворов дореволюционной и довоенной застройки, стремились создать уют и красоту, не пренебрегая никакими способами и материалами.
Разумеется, в те времена возможности для такого украшательства были сильно ограничены, так как индустрия упаковки почти полностью отсутствовала, а автомобильные шины еще не заполонили свалки и пустыри. Следующим поколениям все созданное усилиями новоселов казалось убогим и мещанским и поэтому первые образцы ЖКХ-арта безжалостно уничтожались.
Сегодня отношение к ЖКХ-арту неоднозначно — у одних он вызывает культурный шок и неприятие, у других — интерес и одобрение. По мнению Полины Соколовой, современная молодежь гораздо доброжелательнее относится к такому дворовому творчеству и оно постепенно перестает ассоциироваться у новых поколений с нищетой, убогостью и безвкусицей.
Хочется добавить немного и от себя. Не означает ли одобрение молодежью ЖКХ-арта прогрессирующую деградацию и вырождение современного общества? Люди, не знающие кто такой Репин и Васнецов, замещают эту пустоту чебурашками с помойки, а современные «эксперты» пытаются притянуть к этому безвкусному аду несчастное современное искусство, которое еще и не то стерпит.
Смотрите также:
Рукотворное чудо в дубайской пустыне: Озеро Любви,
На волнах будущего: плавающие города сохранят прибрежные селения от наводнений,
Снести нельзя, отремонтировать: как немцы превращают свои «хрущевки» в достойное жилье
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!