Запретное королевство Мустанг
Это, забытое, или наоборот, сохранённое богом место, находится высоко в горах, на границе между Непалом и Тибетом. Ещё совсем недавно, попасть туда было совершенно невозможно, только в 1991 году, король Непала разрешил посещать этот регион обычным туристам. Но даже получив разрешение, перед путником встаёт непростой, полный лишений и тягот путь, в конце которого ждут удивительные открытия. На высоте в 3700 метров над уровнем моря, в небольшой долине расположился город-столица Ло Мантанг.
Источник: Жжурнал/prophotos-ru
Первые письменные упоминания о территории Ло находят в тибетских Хрониках Ладакха и относятся они к седьмому веку. Тогда эта территория управлялась тибетскими наместниками, имевшими резиденцию в Царанге. В середине 15 века сын наместника Аме Пал почувствовав, что власть тибетского государства ослабла, воспользовался благоприятной возможностью и объявил территорию Ло независимым королевством. Это случилось в 1440 году. История независимого существования Ло описана в книге Мола, многие века хранившейся в монастыре в Царанге.
Аме Пал – король объединитель, король-строитель. Внешняя агрессия обходила Ло в течение почти столетия после основания, и это было время расцвета религии и время процветания всех сословий. Учитывая также то, что в то время климат был значительно мягче, а земля Мустанга плодороднее. Аме Пал присоединил обширные земли, выстроил в стратегических точках крепости и монастыри. Если монастыри еще стоят и некоторые из них поддерживаются в сносном виде, то от крепостей остались одни развалины.
Одна из известных крепостей дзонг-Кречер находится рядом с Ло-Мантангом на вершине узкого хребта, разделяющего северный Мустанг на две долины. Все крепости в Мустанге в плане прямоугольники. Но Кечер выглядит по-другому. Согласно легенде отец Аме Пала, наместник в Ло, поручил ему построить укрепления и навести порядок на северных землях. В то время у истоков реки Кали-Гандаки властвовал воинственный князь Демон «Черная Обезьяна». Аме Пал построил крепость Кечер, Демон «Черная Обезьяна» возмутился – острый угол Кечера смотрел прямо на ворота его крепости и направлял тем самым злых духов. Аме Пал перестроил стены Кечера, сделав их круглыми, и поменяв место своих ворот. Но Демону «Черной Обезьяне» это не помогло, через несколько лет он был разбит и его крепость разрушена.
Другая легенда рассказывает о том, как Аме Пал выбирал место для столицы. Он задумал перенести свою резиденцию из Царанга. И помолившись ночь, вышел в путь со стадом коз. Он следовал за ними, пока козы не остановились. Место оказалось неподалеку от крепости Кечер. Так Аме Пал выбрал место для Ло-Мантанга, и тех пор символом города служит козья голова. Кстати, именно название Ло-Мантанг дало современное название территории королевства – Мустанг. Так картографы, переписывая, упростили слово Мантанг. Вид столицы почти не изменился со времен ее возведения Аме Палом.
Следующая эпоха процветания связана с именами трех святителей, как их называют в Ло: сыном Аме Пала Ангуном Зампо, его управляющим, или как мы бы назвали министром, Калун Зампо и Нгорчен Кунга Зампо — знаменитым ламой, способствовавшим распространению и укреплению тибетского буддизма в Ло. Но в конце шестнадцатого века восточнее Ло укрепилось государство Джумла и началась череда опустошительных войн. Ло попало под вассальную зависимость от Джумла, власть династии сохранилась, но дань была высока и период расцвета подошел к концу. Сегодня и следов не осталось от воинственных Джумла, а королевство Ло сохранилось. В конце восемнадцатого века Джумла было завоевано Гаркхали, суверенами Непала. И Ло просто перешел под управление Непальской королевской семьи. Непальцы сохранили автономность Ло и королевскую власть, называя правителя Мустанга раджой. Король в Ло – администратор, верховный судья, моральный авторитет, а королевская власть – ось устройства социальной жизни ло-па.
Четыре десятилетия изоляции Мустанга с 1951 по 1991 годы подорвали торговлю, как один из видов занятий ло-па, и тяжело сказались на уровне жизни, и так не слишком высоком. Но никак не сказались на отношении ло-па к жизни, их природная доброжелательность и бережное отношение друг к другу, умение жить тем, что дается тебе сегодня, и приветствовать приход завтрашнего дня никуда не делись.
Ло-Мантанг
Столица Мустанга основана в середине 15 века. И тот облик, который сейчас предстает путешественникам, ненамного отличается от города, построенного в правление Аме Пала (1387-1447), первого короля независимого государства Ло. Главная особенность города – стена вокруг, в которой каменная кладка перемежается с глинобитными глухими стенами домов. Войти в столицу можно только через одни ворота, которые с наступлением темноты закрываются. Окружающая город стена – это не только дань воинственным временам основания королевства Ло, сколько дань местному климату, защищающая город от разрушительной силы ветров.
9. По европейским меркам Ло-Мантагн кажется чудом сохранившимся крошечным средневековым городом, но на момент его основания он был крупным городским поселением по сравнению с другими тибетскими городами. В архитектурном плане Ло-Мантанг – правильный прямоугольник, обнесенный стеной. Чуть более ста двадцати домов города примыкают друг к другу стенами. Главное здание – королевский дворец, зимняя резиденция правящего короля, поблизости от городских ворот и главной городской площади, которая производит впечатление просто достаточно большой комнаты. Летом короли Мустанга предпочитают жить в более скромном дворце за пределами столицы. В Ло-Мантагне четыре монастыря, три из которых построены во времена Аме Пала. Один из них Чампа Лакханг известен как замок приходящего Будды, стоящая в нем золотая статуя Майтрейи – грядущего Будды была самой большой во всем тибетском мире.
Город разбит на четыре квартала, в каждом есть свой управляющий. По традиции дома знатных семейств строятся в три этажа, а остальные только в два. Домов аристократов насчитывается двенадцать, и они разбросаны по городу. Обычный дом столичного жителя: два этажа, сложенные из необожженных кирпичей, плоская обитаемая крыша. Пол мазаный, его просто периодически подметают и поливают водой, создавая зимой невыносимую для западного человека сырость. Первый этаж – зимний, обычно без окон для сохранения ценного тепла. Комнаты второго этажа выходят на крышу, где летом сосредотачивается основная жизнь. Главная комната в дома ло-па – молельня. Именно там селят гостей.
Крыши домов Ло-Мантанга, как и любого поселения в стране Ло, украшены по периметру стратегическим зимним запасом топлива – узловатыми корневищами кустарника, которые собирают в горах. Но во времена Аме Пала, да и вплоть до девятнадцатого века, облик Мустанга не был таким пустынным как сейчас. Климатическое изменение тибетского нагорья – когда, как говорят ло-па «ушла вода», превратила вполне процветающий в природном плане край в пустынную местность, где вода и дерево – великая ценность. Рассказы о лесах Мустанга не пустые легенды – дворцы и монастыри построены с применением дерева, в монастырях есть украшенные резьбой деревянные балки в два обхвата. Но сегодня представить себе ло-па, срубающего дерево невозможно.
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!