Запретное королевство Мустанг
Это, забытое, или наоборот, сохранённое богом место, находится высоко в горах, на границе между Непалом и Тибетом. Ещё совсем недавно, попасть туда было совершенно невозможно, только в 1991 году, король Непала разрешил посещать этот регион обычным туристам. Но даже получив разрешение, перед путником встаёт непростой, полный лишений и тягот путь, в конце которого ждут удивительные открытия. На высоте в 3700 метров над уровнем моря, в небольшой долине расположился город-столица Ло Мантанг.
Источник: Жжурнал/prophotos-ru

Первые письменные упоминания о территории Ло находят в тибетских Хрониках Ладакха и относятся они к седьмому веку. Тогда эта территория управлялась тибетскими наместниками, имевшими резиденцию в Царанге. В середине 15 века сын наместника Аме Пал почувствовав, что власть тибетского государства ослабла, воспользовался благоприятной возможностью и объявил территорию Ло независимым королевством. Это случилось в 1440 году. История независимого существования Ло описана в книге Мола, многие века хранившейся в монастыре в Царанге.


Аме Пал – король объединитель, король-строитель. Внешняя агрессия обходила Ло в течение почти столетия после основания, и это было время расцвета религии и время процветания всех сословий. Учитывая также то, что в то время климат был значительно мягче, а земля Мустанга плодороднее. Аме Пал присоединил обширные земли, выстроил в стратегических точках крепости и монастыри. Если монастыри еще стоят и некоторые из них поддерживаются в сносном виде, то от крепостей остались одни развалины.

Одна из известных крепостей дзонг-Кречер находится рядом с Ло-Мантангом на вершине узкого хребта, разделяющего северный Мустанг на две долины. Все крепости в Мустанге в плане прямоугольники. Но Кечер выглядит по-другому. Согласно легенде отец Аме Пала, наместник в Ло, поручил ему построить укрепления и навести порядок на северных землях. В то время у истоков реки Кали-Гандаки властвовал воинственный князь Демон «Черная Обезьяна». Аме Пал построил крепость Кечер, Демон «Черная Обезьяна» возмутился – острый угол Кечера смотрел прямо на ворота его крепости и направлял тем самым злых духов. Аме Пал перестроил стены Кечера, сделав их круглыми, и поменяв место своих ворот. Но Демону «Черной Обезьяне» это не помогло, через несколько лет он был разбит и его крепость разрушена.
Другая легенда рассказывает о том, как Аме Пал выбирал место для столицы. Он задумал перенести свою резиденцию из Царанга. И помолившись ночь, вышел в путь со стадом коз. Он следовал за ними, пока козы не остановились. Место оказалось неподалеку от крепости Кечер. Так Аме Пал выбрал место для Ло-Мантанга, и тех пор символом города служит козья голова. Кстати, именно название Ло-Мантанг дало современное название территории королевства – Мустанг. Так картографы, переписывая, упростили слово Мантанг. Вид столицы почти не изменился со времен ее возведения Аме Палом.

Следующая эпоха процветания связана с именами трех святителей, как их называют в Ло: сыном Аме Пала Ангуном Зампо, его управляющим, или как мы бы назвали министром, Калун Зампо и Нгорчен Кунга Зампо — знаменитым ламой, способствовавшим распространению и укреплению тибетского буддизма в Ло. Но в конце шестнадцатого века восточнее Ло укрепилось государство Джумла и началась череда опустошительных войн. Ло попало под вассальную зависимость от Джумла, власть династии сохранилась, но дань была высока и период расцвета подошел к концу. Сегодня и следов не осталось от воинственных Джумла, а королевство Ло сохранилось. В конце восемнадцатого века Джумла было завоевано Гаркхали, суверенами Непала. И Ло просто перешел под управление Непальской королевской семьи. Непальцы сохранили автономность Ло и королевскую власть, называя правителя Мустанга раджой. Король в Ло – администратор, верховный судья, моральный авторитет, а королевская власть – ось устройства социальной жизни ло-па.
Четыре десятилетия изоляции Мустанга с 1951 по 1991 годы подорвали торговлю, как один из видов занятий ло-па, и тяжело сказались на уровне жизни, и так не слишком высоком. Но никак не сказались на отношении ло-па к жизни, их природная доброжелательность и бережное отношение друг к другу, умение жить тем, что дается тебе сегодня, и приветствовать приход завтрашнего дня никуда не делись.



Ло-Мантанг
Столица Мустанга основана в середине 15 века. И тот облик, который сейчас предстает путешественникам, ненамного отличается от города, построенного в правление Аме Пала (1387-1447), первого короля независимого государства Ло. Главная особенность города – стена вокруг, в которой каменная кладка перемежается с глинобитными глухими стенами домов. Войти в столицу можно только через одни ворота, которые с наступлением темноты закрываются. Окружающая город стена – это не только дань воинственным временам основания королевства Ло, сколько дань местному климату, защищающая город от разрушительной силы ветров.

9. По европейским меркам Ло-Мантагн кажется чудом сохранившимся крошечным средневековым городом, но на момент его основания он был крупным городским поселением по сравнению с другими тибетскими городами. В архитектурном плане Ло-Мантанг – правильный прямоугольник, обнесенный стеной. Чуть более ста двадцати домов города примыкают друг к другу стенами. Главное здание – королевский дворец, зимняя резиденция правящего короля, поблизости от городских ворот и главной городской площади, которая производит впечатление просто достаточно большой комнаты. Летом короли Мустанга предпочитают жить в более скромном дворце за пределами столицы. В Ло-Мантагне четыре монастыря, три из которых построены во времена Аме Пала. Один из них Чампа Лакханг известен как замок приходящего Будды, стоящая в нем золотая статуя Майтрейи – грядущего Будды была самой большой во всем тибетском мире.


Город разбит на четыре квартала, в каждом есть свой управляющий. По традиции дома знатных семейств строятся в три этажа, а остальные только в два. Домов аристократов насчитывается двенадцать, и они разбросаны по городу. Обычный дом столичного жителя: два этажа, сложенные из необожженных кирпичей, плоская обитаемая крыша. Пол мазаный, его просто периодически подметают и поливают водой, создавая зимой невыносимую для западного человека сырость. Первый этаж – зимний, обычно без окон для сохранения ценного тепла. Комнаты второго этажа выходят на крышу, где летом сосредотачивается основная жизнь. Главная комната в дома ло-па – молельня. Именно там селят гостей.
Крыши домов Ло-Мантанга, как и любого поселения в стране Ло, украшены по периметру стратегическим зимним запасом топлива – узловатыми корневищами кустарника, которые собирают в горах. Но во времена Аме Пала, да и вплоть до девятнадцатого века, облик Мустанга не был таким пустынным как сейчас. Климатическое изменение тибетского нагорья – когда, как говорят ло-па «ушла вода», превратила вполне процветающий в природном плане край в пустынную местность, где вода и дерево – великая ценность. Рассказы о лесах Мустанга не пустые легенды – дворцы и монастыри построены с применением дерева, в монастырях есть украшенные резьбой деревянные балки в два обхвата. Но сегодня представить себе ло-па, срубающего дерево невозможно.

А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
22 фото, которые наглядно показывают, что время беспощадно
Смертельная красота: 12 моделей, которые покончили с собой
22 закадровых фото известных фильмов, которые показывают, как снимается кино
20 российских фильмов, которые разобьют вам сердце
Эффектный косплей от россиянки Ирины Мейер, среди поклонников которой сам Киану Ривз
37 редких фото знаменитостей, которые вас удивят
18 людей "из будущего", гениальности которых можно только позавидовать
Каждому Гэндальфу нужен свой Фродо, или 20 фото очень больших и маленьких людей
Скандальные цветные фотографии Франции времен немецкой оккупации
25 необычных вещей, купленные на блошиных рынках и в комиссионках