Зачем в Англии строили фолли — бесполезные, но красивые постройки
Представьте: вы гуляете по английскому парку, и вдруг за поворотом аллеи перед вами возникает готическая башня. Или греческий храм. Или искусственные руины средневекового замка. Подходите ближе — и понимаете, что внутри ничего нет. Это просто красивая декорация посреди ландшафта. Знакомьтесь: перед вами фолли — архитектурная причуда, которой англичане увлекались несколько столетий.

Что такое фолли
Архитектура — это не только объекты, созданные для эксплуатации, но и постройки, служащие для удовлетворения эстетических потребностей. В Англии такие здания и сооружения называются фолли (folly), что переводится с английского как «каприз» или «причуда». Их не строили для жилья, хранения урожая или защиты от врагов. Единственная цель фолли — услаждать взор и удивлять гостей.

Мода на такие архитектурные капризы пришла в Англию в XVIII веке, в эпоху романтизма. Аристократы того времени стремились превратить свои поместья в живописные картины. Они разбивали английские ландшафтные парки — в противовес строгим французским садам с их геометрией — и украшали их экзотическими постройками.
Как итальянцы придумали «английские парки»
Сегодня фолли считают одним из элементов традиционного английского парка. Но появились они не в Туманном Альбионе, а на берегах Средиземного моря. В 16 веке в Италии стало модным разбивать вокруг старинных замков парки и сады для отдыха и развлечений.

К этому времени из-за развития огнестрельного оружия и изменения тактики боя замки утратили своё значение. Пришло время массивных и приземистых крепостей, способных противостоять артиллерийским обстрелам. Замки же постепенно превратились в жилье аристократов, которые старались украсить окрестности зелёными насаждениями и интересными деталями.

В парках появлялись искусственные пруды, фонтаны, водопады, рукотворные скалы и небольшие постройки. Очень скоро новую моду переняли французы, а затем и англичане. Но на Британских островах искусство фолли неожиданно попало на благодатную почву. К 18 столетию эти постройки стали неотъемлемой частью местной традиции.
Почему богатые англичане тратили состояния на бесполезные здания
Первая причина была чисто эстетической. Фолли создавали романтическую атмосферу в парке и служили фокусными точками в ландшафтных композициях. Владелец поместья мог любоваться готической башней из окна своей библиотеки или устроить пикник у искусственного грота.
Но была и вторая причина — социальная. Строительство фолли демонстрировало богатство и утончённый вкус хозяина. Это был способ заявить: «Я настолько богат, что могу позволить себе тратить деньги на совершенно бесполезные, но прекрасные вещи». В обществе, где статус значил всё, такие постройки работали как визитная карточка.

Третья причина была благотворительной, хотя и своеобразной. В периоды экономических кризисов землевладельцы нанимали местных жителей для строительства фолли, обеспечивая их работой и заработком. Особенно актуальным это стало после неурожайных лет, когда крестьяне остро нуждались в дополнительном доходе.

Архитектурные капризы прекрасно оживляли не самые живописные окрестности замков в Девоншире, Корнуолле и прочих графствах. Важная особенность фолли — это стилизация под определённую эпоху и исторический стиль. В моде были капризы в стиле Древнего Египта, в виде пирамид и храмов, в форме китайских пагод и турецких шатров.
От ветряных мельниц к античным руинам
Мода на фолли постоянно менялась. Происходило это достаточно быстро. Если в начале 18 столетия в тренде были пасторальные мотивы — крестьянские домики и мельницы, то к 1740-м все обзаводились античными «руинами». Это было связано с тем, что в Италии открыли погибшие при извержении Везувия древние города Геркуланум и Помпеи.

Всем хотелось иметь в парке собственный кусочек истории. Тогда же появилось выражение, которое мы используем и сейчас — «романтичные руины». Мода на фолли распространилась по всей Европе. Парки с искусственными сооружениями даже стали называть «английскими».

Не все парковые «причуды» были исключительно декорацией. Некоторые из таких построек всё же несли практическую нагрузку. Иногда такие сооружения использовали как беседки для отдыха. Там устраивали пикники или чаепития во время длительных прогулок по паркам. Также фолли могли играть роль обзорных точек или смотровых площадок.

На территории венского замка Шенбрунн, бывшей летней резиденции австрийских Габсбургов, можно увидеть сооружение, известное как Римские развалины. Они выглядят древними и опасными, но всё так и было задумано. Архитектор Фердинанд фон Хоэнбург тщательно рассчитал конструкцию, поместив в центре широкую и устойчивую арку. Всё построено буквально на века и каждый уступ руин и хаотично лежащие глыбы занимают место, отведённое им талантливым инженером.
Фолли в России
В России моду на фолли принёс из Европы царь Пётр I. Это произошло в начале 18 века, поэтому российское парковое искусство развивалось одновременно с европейским. Много архитектурных капризов было в Петергофе — загородной царской резиденции, основанной в 1710 году. Монарх не жалел средств, привлекая лучших зарубежных специалистов в области садово-паркового искусства.

К сожалению, до наших дней большинство петровских «капризов» не сохранилось. Всё, что сегодня можно видеть на территории паркового комплекса Петергоф, создано позднее. Много таких интересных объектов расположено в парках Царского Села.

Большой ущерб этому виду искусства нанесли в 20 веке революция и Вторая мировая война. Многие фолли были разрушены, и это происходило не только в больших известных парках. В Европе и России безвозвратно утеряны тысячи интересных объектов, находившихся в загородных резиденциях и частных поместьях.

В послевоенные годы архитектурные капризы снова начали появляться в парках. Но в СССР всё, не имевшее практического значения, рассматривали с подозрением, как буржуазные пережитки или «архитектурные излишества». Поэтому в России искусство фолли начало возрождаться относительно недавно.

Сегодня фолли переживают новый всплеск интереса, вновь превращаясь из забытых декоративных деталей в часть культурного наследия и повод взглянуть иначе на историю садово-паркового искусства. А как вы считаете: стоит ли возвращать традицию архитектурных капризов в современные парки и городские пространства, или такие сооружения уместны только в старинных усадьбах?
Смотрите также — 10 самых необычных парков мира
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Собаки породы нуреонги: для корейца не друг, а просто еда
22 смешных фото, происходящее на которых знакомо любому родителю
10 поразительных снимков, сделанных за секунду до трагедий
"Ловкость рук и никакого мошенничества" - 10+ гифок о том, как люди упаковывают товар
В мире есть только 2 типа людей, и вот 22 доказательства
"Славянские корточки", почему нам комфортно в неестественной позе?
Художник-нонконформист Василий Колотев и его антисоветская живопись
Почему старшая сестра Орнеллы Мути, умница и красавица, не стала актрисой
Меняться никогда не поздно, и вот 22 доказательства
22 великолепные винтажные фотографии Шер из 80-х