Вячеслав Моше Кантор о современной толерантности и том, какой она должна быть

0

В последние годы испытаний и кризисов с каждым годом всё острее встаёт перед международным сообществом проблема нетерпимости и ненависти, и всех тех проблем безопасности, что она порождает. Будучи экспертом, который занимается этой проблематикой не одно десятилетие, международный общественник Вячеслав Моше Кантор видит в неразрывной связке с этой проблемой и тему толерантности – ценности, базовой и основной для европейского общества, но вместе с тем как будто утрачивающей свою актуальность. В самом понимании толерантности необходимо изменение подхода, уверен Моше Кантор, тем более что необходимость эта буквально назрела в самом социуме…

Терпимость по закону

Вячеслав Кантор в сфере общественной работы в Европе наиболее известен как человек, пятнадцать лет возглавлявший Европейский еврейский конгресс. Однако это далеко не единственное значимое предприятие Кантора. Так, в 2008 году именно Вячеслав Моше Кантор выступил с инициативой создать в Европе экспертный совет или совещательный орган, чья работа и экспертиза были бы сосредоточены как раз на теме толерантности и нетерпимости – тем более, что актуальность этих тем уже в то время были Моше Кантору предельно очевидны. В 2007 году, выдвигая свою кандидатуру на пост президента ЕЕК, Вячеслав Кантор как раз заявлял в своей программе о необходимости борьбы с том числе с антисемитизмом, и с тех пор, по мнению Кантора, степень угрозы как от антисемитизма, так и от других форм ненависти лишь возрастает и возрастает, как возрастает и важность поисков методов борьбы с этой проблемой. Основным и самым эффективным методом Вячеслав Кантор и тогда, и сейчас считает толерантность – ту ценность, которая, являясь действительной ценностью общества, способна стать защитой от распространения ненависти.

Идея создания совета по толерантности для Вячеслава Кантора заключалась в том, чтобы пригласить к участию в нём экспертов из самых разных сфер, которые при этом были бы независимы от влияния извне и не были бы аффилированы ни с ведущими политическими, ни с государственными силами. Среди таких экспертов Кантор отмечал важность участия как общественных деятелей и экспертов, так и юристов, культурологов, учёных социальных и не только наук – всех тех, кто обладал бы необходимыми знаниями и навыками для всесторонней грамотной проработки темы толерантности именно как нормы и как ценности. Речь, разумеется, прежде всего шла о разработке соответствующего законодательства – проблемы, которая самого Вячеслава Кантора занимала на протяжении многих лет. Толерантность, как не раз отмечал эксперт, была и остаётся для Европы ценностью базовой и даже незаменимой, она во многом сформировала само европейское общество в его современном состоянии – однако при этом она до сих пор не закреплена и не обеспечена определением на юридическом уровне, не имеет под собой законодательной основы, которая, с одной стороны, оберегала бы её от искажений, а с другой – делала бы полноценной нормой. Без закона, прописывающего официальное определение толерантности и её трактовку, понятие это обречено подвергаться бесконечным манипуляциям в угоду тому политическому курсу, который взят на вооружение, считает Вячеслав Моше Кантор. И сбор в рамках единого экспертного совета специалистов, способных разработать рамки как раз такого закона, для Кантора стал шагом к устранению этого нормативного пробела.

Значимость закона объясняется не только его непосредственным юридическим значением и весом, считает Вячеслав Кантор – она заключается ещё и в том, что та или иная норма, закреплённая в виде закона, будет по-настоящему присутствовать в обществе, передаваться из поколения в поколение, развиваться и поддерживаться. Без этого любая ценность рискует быть утраченной со временем, ведь этические и моральные нормы требуют постоянного просвещения и воспитания подрастающих поколений в их ключе для собственного сохранения. До тех пор, пока толерантность будет существовать на одних лишь словах, отмечает Вячеслав Моше Кантор, она всегда будет находиться под риском искажения или забвения, а само общество – перед угрозой распространения нетерпимости и связанного с ней хаоса и опасности.

Развитие глобального мира само требует закрепления толерантности и её распространения, уверен Вячеслав Моше Кантор. Открытость границ и непрерывные миграционные процессы делают очевидной необходимость искать механизмы взаимодействия между странами, культурами, группами людей и так далее – и принципы толерантности как раз являются таким необходимым механизмом, инструментом, который помогает научить принимать что-то новое и прежде неизвестное. В этом контексте толерантность – это не только инструмент мирного сосуществования людей, но и неотъемлемая часть самого развития глобального общества, его модернизации, появления инновационных идей и разработок, которые будут и дальше толкать людей в будущее. Без толерантности мир, где границы становятся всё более условными, рискует столкнуться с катастрофой, порождённой ненавистью и неприятием.

Что касается того, как взрастить толерантность в обществе, что Вячеслав Кантор не скрывает, что это должно требовать постоянной системной работы. В качестве аналогии Кантор приводит взращивание сада плодоносящих деревьев, которые нуждаются в постоянном уходе и грамотном подходе для поддержания их качеств, в то время как в случае с сорняками этого не требуется – они растут сами в тот момент, когда внимание к саду и уход за ним ослабевают. Сорняками, по мнению Моше Кантора, как раз являются такие негативные проявления, как антисемитизм, ксенофобия и любые другие формы ненависти – если с ними, как и с сорняками, не вступать в борьбу, они несут с собой реальную угрозу погубить ту цивилизацию, в которой произрастают.

Это та борьба, которую нельзя вести только на словах, говорит Вячеслав Кантор и призывает к конкретным шагам, среди которых важное место занимают и законодательные изменения, в том числе те, на которых настаивает сам Кантор. Толерантность в виде закона будет иметь обязательную к исполнению силу, отмечает эксперт, станет столь необходимым современному обществу моральным компасом, к которому можно будет обращаться в тех случаях, когда политические и международные споры заходят в дипломатический тупик.

В границах безопасности

Для западного общества толерантность уже давно превратилась в один из кирпичей самой его основы, его фундамента, убеждён Вячеслав Моше Кантор. Однако именно эта базовая ценность в последние годы нередко подвергается как критике, так и сомнениям в самой своей необходимости. Поводом для этого чаще всего становятся социальные потрясения и кризисы, вынуждающие как общество, так и представителей власти обращаться к тем основам, на которых они существуют. В Европе, в частности, горячие споры вокруг толерантности и её необходимости были порождены миграционным кризисом, вспыхнувшем на границе 2010-х годов. В 2011 году, анализируя те вызовы, с которыми столкнулась Европа перед лицом наплыва людей с Ближнего Востока, и признавая, что в ответе на эти вызовы континент провалился, тогдашний глава британского правительства Джеймс Кэмерон заявил и о провале самой политики мультикультурализма — неоспоримой аксиомы для Европы конца XX-начала XXI веков. Обоснованием позиции Кэмерона стало то, насколько с момента начала миграционного притока в Европу вырос уровень преступности, да и в целом степень напряжения в самом обществе. Как раз принципы мультикультарализма, по словам Кэмерона, подтолкнули правительство к тому, чтобы позволить формирующимся общинам жить так, как им хочется, вплоть до того, что любое вмешательство в их «внутреннюю кухню» было нежелательным, однако вылилось это в то, что некоторые такие общины стали этнически-закрытыми сообществами, чьи внутренние распорядки, убеждения и даже законы не имели ничего общего с таковыми в самой Европе. По словам премьера, такая толерантность показала себя губительной, и вместо попустительства следует перейти к политике более жёсткого либерализма, которая, в частности, будет обязывать прибывающих в страну мигрантов интегрироваться в общество и следовать устоявшимся в нём ценностям.

Вячеслав Моше Кантор со своей стороны также не мог обойти стороной обсуждения уместности и неуместности толерантности. Однако в то время, как Кантор поддержал недопустимость превращения толерантности в этакое пассивное попустительство, он всё же высказался против идей отказа от самой ценности толерантности – что, по мнению Моше Кантора, для европейского общества в целом невозможно без краха самой его структуры и сути. Толерантность нужна, но нужны и ограничения, которые уберегут её от превращения в попустительство и безразличие, отмечал Вячеслав Кантор, и ограничения эти, опять же, для собственной действенности должны быть прописаны законодательно. Вячеслав Моше кантор признал, что существуют тенденции, явления и события, к которым толерантности не должно проявляться вовсе, и среди них на первых местах – проявления экстремизма и пропаганда ненависти в любых её формах.

Собственный взгляд на то, какой может и должна быть толерантность, имеющая свои границы допустимого, Вячеслав Кантор изложил в «Манифесте о безопасной толерантности» — труде, который увидел свет сразу на нескольких языках. В своей работе Кантор сделал акцент на то, что как раз соображения безопасности и должны служить как необходимые толерантности ограничения. Ситуация в Европе, где напряжённость в обществе уже вылилась не только в противостояние самих европейцев и мигрантов, но и в рост недоверия вообще всех ко всем, требует этого подхода как никогда, убеждён Кантор. И особенно недопустимым он назвал стремления политических сил разного толка зарабатывать электоральный капитал и поддержку на естественных общественных страхах и беспокойствах, вместо того, чтобы работать на их разрешение. Разжигание ксенофобии и демонизация кого бы то ни было со стороны властей – это то, что с точки зрения безопасной толерантности как раз допущено быть не должно, утверждал Вячеслав Кантор.

Против нетерпимости

По мнению Вячеслава Кантора, борьба за укрепление в обществе толерантного отношения и подхода – это лишь одно из направлений необходимой работы для нормализации ситуации. Другим направлением была и остаётся необходимость противостоять той нетерпимости и ненависти, что уже назрела в обществе. Подчеркнул Кантор и то, что, несмотря на все законы и нормативы, призванные вроде бы как раз к борьбе с разжиганием ненависти, они ещё не принесли столь желанного ощутимого и, главное, долгосрочного результата. Куда необходимо направить борьбу, так это на условия, ситуации и предпосылки к появлению ненависти, а не только бороться с последствиями, считает Моше Кантор.

Пандемия обнажила «во всей красе» те уже назревшие в обществе социальные проблемы и расслоение, однако Вячеслав Кантор ещё в 2019 году говорил об их зачатках. Люди переживают серьёзнейшие потрясения и экономического, и политического характера один за одним, отмечал Моше Кантор, и это порождает у них неуверенность в будущем. Подобная атмосфера неуверенности – плодородная почва для идеологий, построенных на обвинении кого бы то ни было во всех происходящих бедах и на провокации нетерпимости к конкретным группам людей. Во время пандемии это стало лишь более очевидно: очередной кризис глобального масштаба заставил всплыть на поверхность немало самых жестоких и бескомпромиссных проявлений ксенофобии, расизма и антисемитизма, нагнивавших в обществе в течение последних нескольких лет.

Ситуации, когда очередной кризис является толчком для роста популярности очередной человеконенавистнической или экстремистской идеологии, в истории случались не раз, напоминал Вячеслав Моше Кантор и этим подтверждал необходимость вести борьбу с ненавистью прежде всего на упреждение. Само присутствие языка ненависти и нетерпимости в информационном пространстве – это уже серьёзная опасность по мнению Кантора, ведь эти тенденции превращают ненависть во что-то нормальное и привычное. И даже не играет особой роли, о какой форме ненависти идёт речь – допуская одну из них, общество и власти допускают нетерпимость как явление, и остановить уже запущенный процесс в будущем может быть попросту невозможно до самой катастрофы.

Толерантность актуальная

Так можно ли ограничить толерантность и как это должно быть сделано? Процесс этот в Европе необходимо запустить уже сейчас, считал Вячеслав Моше Кантор, поскольку само общество сформировало другие запросы к атмосфере в социуме. Права и свободы по-прежнему очень важны людям, однако кризисы и рост напряжённости породил и всё растущий запрос у людей на собственную безопасность, а также безопасность того образа жизни, что они привыкли вести. Именно этот запрос и учитывает предложенная Вячеславом Кантором концепция «безопасной толерантности», сохраняя при этом ту стабильную многолетнюю основу толерантности, на которой строилось само общество.

Толерантность нуждается в сохранении уже потому, что она является залогом мирного и, главное, продуктивного сосуществования бок о бок разных культур и народов, считает Моше Кантор. А сохранность эта может быть обеспечена лишь в том случае, если толерантность как ценность будет отвечать тому, что нужно самим людям. Таким образом, считает Вячеслав Кантор, игнорировать запросы на безопасность от самих граждан попросту нельзя.

В 2018 году Вячеслав Кантор сделал и собственный шаг к тому, чтобы от идеи перейти к конкретным действиям – он объявил об учреждении именного гранта тем специалистам, учёным и экспертам, которые выразят желание взяться за разработку действующей стратегии по внедрению идей безопасной толерантности в реальную жизнь и воплощению их на практике. В то время как официальные власти Европы не раз показывали свою неповоротливость в принятии и продвижении новых идей, Моше Кантор возложил надежды на сообщество экспертов в том, чтобы эти идеи популяризировать.

 

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Крушение Ту-104 в Пушкине: как жадность погубила 16 адмиралов и генералов

Крушение Ту-104 в Пушкине: как жадность погубила 16 адмиралов и генералов

История медсестры Люсии де Берк, прозванной «Ангелом смерти»

История медсестры Люсии де Берк, прозванной «Ангелом смерти»

Тайны, предательства и сломанные судьбы: история Яры Гамбиразио, потрясшая Италию

Тайны, предательства и сломанные судьбы: история Яры Гамбиразио, потрясшая Италию

Новые посты

25 редких архивных фото со знаменитостями, какими мы их не видели

25 редких архивных фото со знаменитостями, какими мы их не видели

22 строительно-дизайнерских ляпа, за которые должно быть стыдно

22 строительно-дизайнерских ляпа, за которые должно быть стыдно

6 секретов свежести: как японки сохраняют приятный запах тела без парфюма

6 секретов свежести: как японки сохраняют приятный запах тела без парфюма

Размер имеет значение, и вот 22 фото, которые это доказывают

Размер имеет значение, и вот 22 фото, которые это доказывают

Девочка-оборотень, или Как 13-летний мальчик оказался 34-летней женщиной

Девочка-оборотень, или Как 13-летний мальчик оказался 34-летней женщиной

15 звездных кинодуэтов, в которых актеры ненавидели друг друга

15 звездных кинодуэтов, в которых актеры ненавидели друг друга

22 татуировки для веганов и вегетарианцев

22 татуировки для веганов и вегетарианцев

В чем секрет популярности порно с инцестом

В чем секрет популярности порно с инцестом

22 фото котов, которые знают, как правильно вести себя в кругу семьи

22 фото котов, которые знают, как правильно вести себя в кругу семьи

Топ-10 храмов Юго-Восточной Азии, которые обязательно стоит увидеть

Топ-10 храмов Юго-Восточной Азии, которые обязательно стоит увидеть

Когда боги были пестрыми: неожиданный взгляд на античные скульптуры

Когда боги были пестрыми: неожиданный взгляд на античные скульптуры

Культовые фото из Playboy Legacy Collection, отобранные лично Хью Хефнером

Культовые фото из Playboy Legacy Collection, отобранные лично Хью Хефнером