Винил: когда люди устали от “цифры”
Все новое — это хорошо забытое старое. Да и как еще охарактеризовать бум в индустрии винилового движения — моды на пластинки, проигрыватели виниловых дисков и других комплектующих (головок звукоснимателей, фонокорректоров, машин для мойки пластинок и тому подобное)!
Изобретенная в 1897 году и позабытая в начале 1990-х, пластинка уступила место более компактному цифровому СD. Тогда считалось, что “компакт” звучит более качественно, но многие и теперь придерживаются аналогичного мнения. Но так ли это? Давайте попробуем разобраться. И выделить основные преимущества и недостатки как аналогового, так и цифрового способа воспроизведения звука.
К плюсам винила отнесем тактильность. Это возможность прикоснуться к музыке, говоря образно. Мы так разбалованы стриминговыми сервисами и торрентовыми потоками, когда можно найти любую песню в Интернете, зайдя под VPN-сервисом из любой страны (что такое VPN, читайте здесь), и тут же эту музыку прослушать, притом ещё и бесплатно, что это породило недостаток уважения к творческой работе музыкантов. Особенно это свойственно молодому поколению, практически не заставшему музыку на твердых носителях. Для людей постарше покупка виниловой пластинки, или компакт-кассеты, была сродни празднику, когда отправлялись на книжный рынок, в музыкальный магазин или просто на базар за пиратской копией и часами ходили между рядами, разглядывая обложки, читая названия песен. Потом, приходя домой, устраивались поудобнее на мягком диване или кресле и слушали пластинку с друзьями, а бывало, и всей семьёй. Возможно, эти теплые воспоминания и заставляют многих из нас покупать музыку на виниле, чтобы окунуться в беззаботную юность, недавнюю молодость, которая так быстро промчалась.
Бытует мнение о более “теплом” звуке на виниле и чрезвычайно живом звучании.
Как и у цифровых носителей, так и у винила качество звука в большей степени зависит от качества самой аппаратуры, на которой воспроизводится аудио. Поэтому, чтобы сравнивать, нужно прослушать звук на аппаратуре равного класса. А здесь тоже нет предела совершенству. Те, кто хоть немного разбираются в аудио-аппаратуре, знают: какую “навороченную” технику не купи, а все равно есть более продвинутая, с высшими показателями.
Также не утихают споры, какими должны быть аудио-усилители — ламповыми или транзисторным. Кто-то считает, что у лампового более правильное звучание. Если говорить начистоту, чтобы услышать неискаженный, чистый звук, нужно сходить в филармонию, органный зал или консерваторию. Даже концерт не подойдёт: там используется усилитель, а это уже не совсем натуральный звук.
Если говорить о минусах виниловых пластинок, то, к сожалению, здесь недостатков больше, чем плюсов.
Во-первых (мне кажется, это главный минус), слушая пластинку, вы никогда не услышите частоты ниже 40 Гц. Дело в том, что басы занимают достаточно места на пластинке. Поэтому, чтобы вместить больше информации, делая мастеринг, срезают частоты ниже 40 Гц. А наше ухо воспринимает звуковой диапазон примерно от 20 до 20000 Гц. Из-за этого sub-bass вы на виниле не услышите.
Второе, винил в соотношении сигнал/шум имеет около 40 дБ. А для хорошего звука этот показатель должен быть не меньше 90 дБ. Вообще, чем эта характеристика выше, тем чище звучит музыка. Напомню, что отношение сигнал/шум — это безразмерная величина, равная отношению мощности полезного сигнала к мощности шума.
Также минусом пластинок является их большой размер, но при этом малая вместимость и, как по нынешним меркам, высокая цена. Но и это ещё не всё. Когда винил переживал первый бум, группы записывались сначала на студийную магнитную пленку, которая считается апогеем, вершиной в передаче аналогового звука. А потом с пленки на заводе, тиражирующем пластинки, инженер после подгона песен под формат винилового диска отправлял альбом в тираж. Сейчас же группы пишутся на звуковую карту, которая преобразует звук в цифру. А инженеры переносят на пластинку цифровой звук. Если, конечно, это не переиздание старых альбомов, записанных на пленку. То есть, купив новую пластинку, вы получаете цифровой звук, к которому добавляются все минусы винилового формата.
У цифровых форматов все тоже не слишком гладко, особенно это касается сжатых аудиофайлов с потерей качества, таких как MP3, WMA, OPUS. Именно невысокое качество этих форматов в большинстве своем подразумевает обыватель, когда говорит о превосходстве виниловых пластинок над цифровым звучанием. При создании цифрового аудио звук в процессе оцифровки “рубится” на кусочки, потом для каждого делается свое цифровое описание. При передаче этих кусочков (квантов) на компьютер звук немного меняется и звучит уже не так, как в оригинале. А от того, насколько плотно “нарезаны” эти кусочки, зависит частота дискретизации аудио. Чем больше бит, тем точнее сигнал. Также цифровому аудио присущи шумы квантования, которые происходят из-за ошибок при преобразовании сигнала. На студиях помехи заглушают белым шумом, что тоже делает звучание не полностью аутентичным.
Не очень дорогой аппаратуре часто присущи нежелательные фазовые или частотные отклонения при воспроизведении аудио. Связано это с ЦАП-преобразователем (так называют устройство для трансформации цифрового сигнала в аналоговый), который задаёт частоту дискретизации.
Сейчас, когда у нас есть скоростной Интернет, стали доступны форматы, сжатые без потери качества звука, такие как Lossless. Для тех, кто хочет получить эталонный цифровой звук высокого разрешения, существует Hi-Res Audio. У этого формата битрейт (частота дискретизации) составляет 24 бит, в то время как у CD — 16 бит. Значит, у Hi-Res Audio лучше сигнал.
В отличие от аналогового, цифровое звучание будет эволюционировать и в дальнейшем.
Мы живём в век электронных технологий. В это время вся наша жизнь постепенно становится цифровой. Даже если такое прекрасное, воспетое поэтами всех эпох чувство, как любовь, переместилось на экран монитора, что уж говорить о музыке, которая из песен превратилась в треки и стала чем-то незначительным, фоновым сопровождением нашей жизненной игры. Но не все подвержены тотальной цифровизации. Многие, особенно это касается людей старшего поколения, желают получать от жизни все в привычном, первоначальном материальном виде. Как покупать музыку в Интернете, таким людям непонятно. Для них это сродни торговле воздухом. Другое дело — виниловая пластинка в красивом картонном конверте. И хоть звук на ней такой же цифровой, все равно человек считает, что купил вещь. А значит, не прогадал.
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!