«Улицам разбитых фонарей» — 20 лет: как создавался легендарный сериал
О сериале «Улицы разбитых фонарей» знают все — это такая русская «Санта-Барбара», образец всенародно любимого эпоса и действительно культурно значимое событие в мире отечественной киноиндустрии. «Менты» (название видеоверсии) без пафоса рассказывали истории из жизни, правдиво и точно — и именно поэтому сериал полюбили и смотрели.
В начале 2018 года «Улицы разбитых фонарей», официально признанные самым долгим российским телепроектом, отметили свое 20-летие. Давайте же вспомним, как снимали этот культовый сериал.
Эти титры сериала узнаваемы в нашей стране миллионами людей. На протяжении 16 сезонов менялись режиссеры, сценаристы и актеры, но любовь зрителей к героям сериала всегда оставалась неизменной.
Вступительный ролик к сериалу «Улицы разбитых фонарей» 1998 года
Первую серию «Улиц разбитых фонарей» показали по ТНТ 4 января 1998 года. Затем первый сезон выкупил канал ОРТ и поставил сериал в эфир в прайм-тайм с начала октября 1998 года. Рейтинги зашкаливали.
Сериал рассказывает о рабочих буднях 85-го отделения петербургской милиции. Главные герои, рядовые «сыскари» Казанова, Ларин, Дукалис и Волков наводят порядок в тяжелые девяностые. Они совсем не похожи на тех идеальных милиционеров, которых показывали в советских фильмах. Это простые ребята, одеты скромно, разъезжают по городу на общественном транспорте и ведут свои расследования в обшарпанных кабинетах, часто применяя недозволенные методы в работе — одним словом, менты.
И хотя телевизионная премьера «Улиц разбитых фонарей» состоялась в 1998 году, первые «классические» восемь серий были сняты аж в 1995-м. Тогда продюсеру Александру Капице попала в руки книжка петербургского писателя Андрея Кивинова, чьи зарисовки из жизни оперов и легли в основу сценария первых серий. Под псевдонимом Кивинова скрывался капитан убойного отдела кировского РУВД Санкт-Петербурга Андрей Пименов — один из первопроходцев жанра иронического детектива в России.
Когда-то он провалил экзамены на литературный факультет, но страсть к писательству осталась. Рабочие будни постоянно подкидывали сюжеты, и в свободное от работы время Пименов написал свою первую повесть «Кошмар на улице Стачек». Повесть прочитал один знакомый журналист, сказал, что в рядах милиции появился свой «Ильф и Петров», и отнес повесть в издательство. Так оперативник Андрей Пименов стал писателем и драматургом Андреем Кивиновым.
«Кошмар на улице Стачек» попал к режиссеру «Особенностей национальной охоты» Александру Рогожкину, и он решил связаться с автором и попробовать снять сериал о милицейских буднях. Сериал сначала назвали «Менты», но в процессе работы это показалось слишком прямолинейным, и сериал вышел как «Улицы разбитых фонарей».
Пилотные серии снимались на голом энтузиазме: актеры сидели без работы, поэтому вкалывали не покладая рук. Режиссер Александр Рогожкин привел Александра Лыкова (Казанова) и Сергея Селина (Дукалис). Алексей Нилов (Ларин) ради съемок оставил кресло начальника отдела рекламы, а Михаил Трухин (Волков) пришел на пробы с гитарой, «спел пару блатных песен и был утвержден на роль милиционера».
Никому не известные тогда актеры были в кадре самими собой, «своими в доску», тощими и голодными на фоне зарождающегося капитализма. Снимали, что называется, дешево и сердито в «интерьерах» — в настоящем опорном пункте на потертых диванах в своей одежде.
Образы были колоритные и запоминающиеся.
«Улицы разбитых фонарей» бередили душу своей достоверной атмосферой и живостью типажей, но, когда проект покинул Кивинов, сериал сразу потерял реалистичность и индивидуальность, а создатели принялись бороться за рейтинги, не привлекая больше консультантов в погонах. Живость характеров ушла, менты стали лезть под пули, словно на них невидимый бронежилет, сценарии потускнели, юмор ушел.
Смотрите также: Проклятье «Мастера и Маргариты»: как проходили съемки сериала
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!









