Топ-100

5 самых странных самолетов в истории авиации

0

Как нет пре­де­ла совер­шен­ству, так и полет изоб­ре­та­тель­ской мыс­ли не оста­но­вить, осо­бен­но в жела­нии поко­рить небо. На чем толь­ко люди ни лета­ли… Вот лишь пять сума­сшед­ших идей авиа­кон­струк­то­ров, кото­рые, несмот­ря на абсурд­ность, нашли свое реаль­ное вопло­ще­ние, — от бес­кры­лых до надувных.

Фотография: 5 самых странных самолетов в истории авиации №1 - BigPicture.ru

Фотография: 5 самых странных самолетов в истории авиации №2 - BigPicture.ru
Гоблин

Само­ле­ты даль­не­го бом­бар­ди­ро­ва­ния были чрез­вы­чай­но важ­ны для авиа­ции любой стра­ны, и Вто­рая миро­вая вой­на дока­за­ла этот факт. В 1941 году из-за неудач в Тихо­оке­ан­ской войне у армии США воз­ник­ла необ­хо­ди­мость в созда­нии сверх­даль­не­го бом­бар­ди­ров­щи­ка, кото­рый мог бы достичь тер­ри­то­рии про­тив­ни­ка, а после выпол­не­ния бое­вой зада­чи вер­нуть­ся обрат­но. Одна­ко этот про­ект за годы вой­ны так и не осу­ще­стви­ли. Шести­мо­тор­ный бом­бар­ди­ров­щик Convair B‑36 появил­ся уже в 1946 году.

Парал­лель­но с раз­ра­бот­кой бом­бар­ди­ров­щи­ка был так­же объ­яв­лен кон­курс на про­ект истре­би­те­ля сопро­вож­де­ния. Из всех пред­ло­жен­ных на рас­смот­ре­ние вари­ан­тов наи­бо­лее реа­ли­стич­ным пока­зал­ся про­ект ком­па­нии McDonell. Ком­па­ния пред­ло­жи­ла истре­би­тель «пара­зит­но­го типа», кото­рый бы все вре­мя поле­та рас­по­ла­гал­ся внут­ри бом­бар­ди­ров­щи­ка, а в слу­чае угро­зы мог бы выпус­кать­ся нару­жу через бом­бо­от­сек. После отра­же­ния ата­ки истре­би­тель «ловил­ся» на слож­ную тра­пе­ци­е­вид­ную кон­струк­цию и затя­ги­вал­ся обрат­но в бом­бар­ди­ров­щик-гигант. Несмот­ря на кажу­щу­ю­ся инно­ва­ци­он­ность, эту идею нель­зя назвать нова­тор­ской — за 20 лет до появ­ле­ния Convair B‑36 подоб­ный метод уже опро­бо­ва­ли на дирижаблях.

В целом сам про­ект McDonnell XF-85 Goblin ока­зал­ся вполне успеш­ным. С авгу­ста 1948 года само­лет про­шел через несколь­ко испы­та­тель­ных поле­тов, в ходе кото­рых выяс­ни­лось, что глав­ная про­бле­ма не в самом само­ле­те, а в узлах креп­ле­ния и слож­но­сти сты­ков­ки с самолетом-носителем.

За свою фор­му Goblin был так­же назван «лета­ю­щим яйцом», он до сих пор оста­ет­ся самым малень­ким истре­би­те­лем за всю исто­рию авиа­ции (дли­на — 4,53 м).

Из-за про­блем сты­ков­ки и сла­бой про­из­во­ди­тель­но­сти ВВС США в конеч­ном ито­ге отме­ни­ли про­грам­му Goblin. Поз­же они нача­ли фоку­си­ро­вать­ся на даль­них доза­прав­ках само­ле­тов, гораз­до более прак­ти­че­ском реше­нии про­бле­мы эскор­та бомбардировщиков.

Фотография: 5 самых странных самолетов в истории авиации №3 - BigPicture.ru
Надув­ной самолет

В 1955 году аме­ри­кан­ская армия сде­ла­ла ком­па­нии Goodyear Aircraft Company заказ на про­ект надув­но­го спа­са­тель­но­го само­ле­та. По замыс­лу воен­ных, само­лет дол­жен был сбра­сы­вать­ся на зем­лю при помо­щи пара­шю­та в жест­ком кон­тей­не­ре объ­е­мом все­го 1,25 куб. м, а по при­зем­ле­нии наду­вать­ся в тече­ние несколь­ких минут. Несмот­ря на кажу­щу­ю­ся на сего­дняш­ний день абсурд­ность самой идеи, Goodyear успеш­но спра­вил­ся с про­ек­том в рекорд­ные сро­ки — за 12 недель.

Надув­ной само­лет The Goodyear Inflatoplane выпус­кал­ся в двух моди­фи­ка­ци­ях — одно­мест­ный GA-468 и двух­мест­ный GA-466. Две моди­фи­ка­ции раз­ли­ча­лись раз­ма­хом кры­льев, дли­ной, мощ­но­стью дви­га­те­лей (40 л.с. и 60 л.с.), ско­ро­стью (116 км/ч и 110 км/ч) и даль­но­стью поле­та (630 км и 443 км). Прак­ти­че­ский пото­лок поле­та для обо­их моди­фи­ка­ций состав­лял 3000 м. Взлет­ный раз­бег — поряд­ка 80 метров.

Пер­вый полет состо­ял­ся 13 фев­ра­ля 1956 года. Все­го за годы суще­ство­ва­ния про­ек­та выпу­сти­ли 12 само­ле­тов. Во вре­мя одно­го из испы­та­тель­ных поле­тов про­изо­шла ава­рия, в резуль­та­те кото­рой погиб пилот лей­те­нант Уол­лис. В целом про­ект ока­зал­ся нерен­та­бель­ным, без­опас­ность надув­ных само­ле­тов остав­ля­ла желать луч­ше­го. Пол­но­стью про­ект закры­ли в 1973 году.

Фотография: 5 самых странных самолетов в истории авиации №4 - BigPicture.ru
Лета­ю­щие ванны

Раз­ра­бот­ка бес­кры­лых лета­тель­ных аппа­ра­тов была свя­за­на с жела­ни­ем НАСА создать управ­ля­е­мую кап­су­лу для воз­вра­ще­ния аст­ро­нав­тов на Землю.

Мно­го­чис­лен­ные испы­та­ния и рас­че­ты под­ска­за­ли и опти­маль­ную фор­му для таких чел­но­ков — непра­виль­ный конус. При обте­ка­нии кор­пу­са на высо­ких ско­ро­стях при схо­де с орби­ты раз­ни­ца дав­ле­ния на ниж­нюю и верх­нюю части аппа­ра­та созда­ет подъ­ем­ную силу, кото­рая поло­жи­тель­но ска­зы­ва­ет­ся на управ­ля­е­мо­сти самолета.

По внеш­не­му обли­ку все пять про­ек­тов НАСА были при­мер­но оди­на­ко­вы­ми. Носок само­ле­та имел остек­ле­ние в ниж­ней части для луч­ше­го обзо­ра, по фор­ме это все­гда был полу­ко­нус с дву­мя вер­ти­каль­ны­ми киля­ми без внеш­них эле­во­нов, рули направ­ле­ния исполь­зо­ва­лись так­же в роли тор­моз­ных щитков.

Все­го за три года про­ве­де­ния испы­та­ний про­из­ве­ли более 400 подъ­емов аппа­ра­тов с зем­ли и око­ло 80 поле­тов за само­ле­та­ми. Про­ек­ты ока­за­лись вполне успеш­ны­ми, но с нача­лом про­ек­та «Шаттл» надоб­ность в этих мини-чел­но­ках отпала.

Фотография: 5 самых странных самолетов в истории авиации №5 - BigPicture.ru
Само­лет-тур­би­на

В рам­ках опе­ра­ции «Скреп­ка» в США было достав­ле­но мно­же­ство пер­спек­тив­ных уче­ных. Сре­ди них ока­зал­ся и немец­кий авиа­кон­струк­тор Алек­сандр Лип­пиш, созда­тель реак­тив­но­го пере­хват­чи­ка Messerschmitt Me 163. Лип­пи­ша отли­чал поис­ти­не уни­каль­ный взгляд на авиастроение.

Он рабо­тал на США, но в 1967 году ему уда­лось вер­нуть­ся в Гер­ма­нию. Фир­ма Dornier при­гла­си­ла Лип­пи­ша для даль­ней­шей раз­ра­бот­ки его ста­ро­го про­ек­та порш­не­во­го бес­пи­лот­но­го само­ле­та Aerodyne. Кон­струк­тор про­во­дил кон­суль­та­ции для инже­не­ров, про­ек­ти­ру­ю­щих аппа­рат, извест­ный как Dornier E‑1.

Рабо­та над про­ек­том велась с 1968 по 1971 год. В 1972 году Dornier E‑1 успеш­но про­шел взлет­ные испы­та­ния, про­де­мон­стри­ро­вав мяг­кий набор высо­ты и мини­маль­ные дефек­ты при приземлении.

Несмот­ря на успеш­ность, про­ект так и не был постав­лен в серию. Бун­дес­вер поте­рял к нему инте­рес после реше­ния исполь­зо­вать для раз­вед­ки пило­ти­ру­е­мые самолеты.

Фотография: 5 самых странных самолетов в истории авиации №6 - BigPicture.ru
Бере­мен­ная гуппи

Кос­ми­че­ская про­грам­ма США дви­га­ла впе­ред и авиа­стро­е­ние. Стре­ми­тель­ная тех­но­ло­ги­че­ская гон­ка тре­бо­ва­ла боль­ших объ­е­мов пере­во­зок для стро­и­тель­ства кос­мо­дро­ма на мысе Кана­ве­рал и достав­ки на него частей ракет. Обыч­ные транс­порт­ные само­ле­ты для этих целей под­хо­ди­ли пло­хо — гру­зы были тяже­лы­ми и нестан­дарт­ны­ми по форме.

Про­ект более вме­сти­тель­но­го и гру­зо­подъ­ем­но­го транс­порт­ни­ка пору­чи­ли раз­ра­бо­тать «Боин­гу», кото­рый уже через год пред­ста­вил резуль­тат. В осно­ву новой моде­ли лег B‑377 Stratocruiser моди­фи­ка­ции 1947 года. Фюзе­ляж само­ле­та рас­ши­ри­ли более чем на пять мет­ров, уве­ли­чи­ли гру­зо­вой отсек.

В резуль­та­те само­лет при­об­рел весь­ма необыч­ные обво­ды, полу­чил наиме­но­ва­ние 377-PG. При этом бук­вы PG пере­во­ди­лись как Pregnant Guppy («бере­мен­ная гуп­пи»). Гру­зо­подъ­ем­ность ново­го само­ле­та дохо­ди­ла до 26 тонн. Позд­нее модель само­ле­та модер­ни­зи­ро­ва­ли до Super Guppy, кото­рая мог­ла достав­лять груз в чет­верть сот­ни тонн на рас­сто­я­ние до тыся­чи кило­мет­ров со ско­ро­стью 430 км/ч.

«Бере­мен­ные гуп­пи» лета­ли до 70‑х годов, когда им на сме­ну при­шли схо­жие моди­фи­ка­ции «Боинг-747» и «Аэро­бус А‑300».

Смот­ри­те так­же: 27 при­чин взять место у окна,
Что скры­ва­лось за рекла­мой «Аэро­фло­та» вре­мен СССР,
Люди любят само­ле­ты: 10 фак­тов из мира авиа­ци­он­но­го туризма

Источник

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Новости партнеров

Загрузка...

Новые посты

В Нью-Йорке живет кот Писко, который как две капли воды похож на кота из Шрека

В Нью-Йорке живет кот Писко, который как две капли воды похож на кота из Шрека

25 смешных фото из серии «Если в детской стало тихо – начинай переживать!»

25 смешных фото из серии «Если в детской стало тихо – начинай переживать!»

22 фото балконов и лоджий, которые вызывают восхищение, смех и много вопросов

22 фото балконов и лоджий, которые вызывают восхищение, смех и много вопросов

Внешность обманчива: многодетный отец не может найти жилье из-за тату на лице

Внешность обманчива: многодетный отец не может найти жилье из-за тату на лице

У синего цвета свои легенды

У синего цвета свои легенды

Незапятнанная репутация: 7 мест в кухне, где прячется грязь, и советы, как от нее избавиться

Незапятнанная репутация: 7 мест в кухне, где прячется грязь, и советы, как от нее избавиться

10 крутых находок на AliExpress, которые понравятся каждому

10 крутых находок на AliExpress, которые понравятся каждому

История Галины Логиновой, сбежавшей из СССР, и сделавшей дочку звездой Голливуда

История Галины Логиновой, сбежавшей из СССР, и сделавшей дочку звездой Голливуда

В Швейцарии разрешили использование капсулы для суицида Sarco

В Швейцарии разрешили использование капсулы для суицида Sarco

30 лучших работ с международного конкурса свадебной фотографии

30 лучших работ с международного конкурса свадебной фотографии

В поход с котом? Легко! Инстаграм об отдыхе с пушистыми питомцами

В поход с котом? Легко! Инстаграм об отдыхе с пушистыми питомцами

Уличный художник «подменил» 20 городских теней на цветы и обезьян, и многие даже не заметили

Уличный художник «подменил» 20 городских теней на цветы и обезьян, и многие даже не заметили