Все началось с мечты. Мечты увидеть чистейший лед Байкала, прикоснуться к святыне Сибири, почувствовать мощь Озера и впитать его красоту. Хотя кроме таких высокоморальных мыслей не покидала идея просто погонять на коньках по здоровенному катку и поснимать байкальские ледяные красоты.
Путь длиною в 400 км на коньках был пройден нами меньше чем за 2 недели и поместился в эти строчки. Сегодня я расскажу про большое зимнее путешествие: про чистейший лед Байкала, про старых друзей и новых добрых знакомых, про закаты-рассветы и хмурое небо, добрых и злых духов Ольхона.
Мечты мечтами, но намного приятнее, когда они осуществляются. 2 года назад еще родилась эта идея — покорить Байкал. Первые мысли были, конечно, слегка сумасшедшими: пройти вокруг Байкала или хотя бы от Юга до Севера. Потом выяснилось, что лед редко бывает чистым на Юге и Севере и там можно просто закопаться в снегу — и сойти с маршрута. Поэтому стал вырисовываться более реалистичный вариант: Ольхон, Бугульдейка, Листвянка… Стал искать себе команду. Выяснилось, что люди слегка меня не понимают в коньковом вопросе. Иногда даже чувствуешь себя слегка сдвинутым, когда на тебя таращатся с круглыми глазами с фразами типа: «На коньках?! Да ты там сдохнешь в первый же час — это ж тяжело…», «Вас там ветер так сдует, что долетите до Баргузинского хребта…», «Лететь в Иркутск как в Европу стоит».
Мои успокоительные фразы в ответ для этих почемучек были простыми: «Да есть специальные коньки! И билеты дешевые найдем», «Там же зимовья есть везде и турбазы — спрячемся, как Сарма подует». Успокоительные фразы не подействовали — и ребята пошли кто куда: кто в Хибины, кто в Саяны, традиционно на лыжах. Думаю, тогда мне просто не хватило энергии заразить энтузиазмом своих друзей: сдавал диплом физтеха в тот год, была какая-то тревога за будущее и неопределенность.
При подготовке к экспедиции очень помог форум сайта angara.net. Люди туда заходят спортивные и отзывчивые, можно найти и попутчиков, и машину на заброску. Большой ошибкой было позвонить в автобусную диспетчерскую Иркутска. Унылый раздраженный голос тетки-редиски из справочной повествовал мне о том, что «ничего не ходит туда, и даже больше не спрашивай». Впрочем, выяснилось, что автобусы ходят, и даже есть выбор, куда сесть, просто они друг с другом «не дружат». Поэтому, если хотите сэкономить — езжайте на маршрутке: зимой это всего 400 рублей до МРС, звонить можно по этому поводу Татьяне из Хужира (она там гостиницу сдает). Телефоны, если кому надо, дам по почте. Другие полезные источники можете посмотреть в конце этого рассказика.
А мы заказали машину до Бугульдейки: нас 5 человек, с большими рюкзаками — что мы будем людям мешать в маршрутке ездить. Сторговались до 4 тысяч с водителем, это считается нормальной ценой — выше только для москвичей. А когда нам удалось купить билеты на самолет за 11 тысяч — радости просто не было предела. Снаряжение искали тоже, что называется, «всем миром»: коньки частично взяли у знакомых, которые уже ходили на Байкал.
Кстати, именно их отчет и фотографии когда-то натолкнули меня на мысль о путешествии на коньках по Байкалу. Их коньки пришлось переделывать: ставить крепления от сноуборда (лямочки и застежки). А 2 пары коньков у нас были совершенно необыкновенные: Саша привез из Норвегии специальные походные коньки! Легкие, с удобными лямками — загляденье! Но и стоили они соответствующе… Защиту и крепления от сноуборда дал Никита, а еще было много людей, которые помогали спальниками (мы брали 2 штуки на человека либо очень теплые), креплениями и прочими тряпками-железяками-пластмассками. А еще для конькового похода взяли лыжные советские палки, предварительно их заточив.
Информацию по байкальским местам красот можно найти, например, тут: nature.baikal.ru.
А карту для жпс тут: baikalnavi.org.
Ледовую обстановку мы мониторили чуть ли не каждый день: geol.irk.ru.
Сейчас, например, видно, что снегом все напрочь занесло. Байкал готовится к весне.
Перед походом провели пару тренировок. Не сказать, что мы фигуристы или какие-то матерые конькобежцы. Некоторые из нас на коньках-то стояли всего пару раз. Так что мы держались на этих тренировках на одном лишь энтузиазме поехать на Байкал. Впрочем, энтузиазм тогда не обеспечил нам защиту от удачных падений и синяков. Одна из тренировок была в Шатуре — там я наивно хотел испытать коньки на реальном озере, но снега в этом году намело у нас будь здоров. Получилось потренироваться только на катке. Там же было решено взять с собой санки для волочения рюкзаков. Такие специальные походные саночки, пластиковые. К слову, на одном из московских катков меня позорно выгнали с норвежскими коньками. Видимо, за превышение. А разогнаться на них можно до 25 км/ч парой ударов копыт. Сами по GPS потом проверяли на Байкале. Впрочем, результат тренировок нас не испугал, разве что добавил в список нашего снаряжения кошки (что оказалось потом полным абсурдом). А еще мне пришла в голову прекрасная и крайне разумная идея взять ледоруб и буры для крепления палатки на льду. Впрочем, буры и ледоруб были очень рады побывать на Байкале, но из рюкзака вылазить так и не захотели.
Итак, день отъезда. Стандартная картина, чего там таить: ядерный взрыв разметал наши жалкие тряпки по всей комнате, остается пара часов, чтобы собрать все в одну кучу в рюкзаке. Утрамбовка в самом жестоком виде так и не помогла: рюкзак был гигантским. Сказалась наша запасливость: 2 спальника, кошки, теплая одежда, фотобарахло в большом количестве: Nikon d80, nikkor 50 1.8, nikkor 70-300 4.5/5.6 vr, tamron 17-50 f 2.8, штатив, gopro. Впрочем, надеть его как-то удалось. Весы показывали 40 кг. Хорошо хоть мне из дома в Королеве недалеко до электрички тащить (про Байкал я как-то даже старался и не вспоминать). Впрочем, скиснуть не давало наличие санок для этих бегемотов. Все, садимся. Электричка — метро — электричка — самолет. Добрые пассажиры напарываются на наше барахло, провожая нас возгласами типа «романтики, блин». На досмотре у всех находят длинные сабли в рюкзаках и гранаты. Не привыкли, видимо, к походникам на коньках.
Ну вот и наконец-то вырвался из лап Москвы. Это счастье, когда мечта начинает сбываться, когда впереди — целое приключение, полное жизни, света и движения. А так и стухнуть можно дома: силы вытягивает этот город только так, словно питается большим количеством суетящихся людей.
В самолете осенило: забыли термосы. Ну что ж, придется ждать с 5 утра, когда самолет прилетит, до 10 — ждать открытия магазина. Еще надо было встретить Лешку, он только-только ночью вернулся из похода по Восточным Саянам. Лешу встретили сразу же: к нам вышел такой матерый загорелый турист. Его вид явно напоминал нам, что мы скоро будем такими же красивыми. Перепаковываемся — закупаем оставшуюся хавку — и в путь!
Водитель Серега — неразговорчивый бурят. Но очень спокойный и рассудительный, топит на своем крокодиле через холмы и предгорья у Танжеран. Ясное синее небо, солнце слепит. Деревья пролетают мимо, поселки, дома, степи — вырубаюсь от двух бессонных ночей — снова в полудреме смотрю на выжженные солнцем цвета. То ли глаза устали, то ли не привык к такому солнцу: все кажется блеклым, почти черно-белым. И тишина, только мотор машины работает, везет нас на полных парах в Бугульдейку.
8 марта
9 марта
10 марта
Утро прекрасно. Туч как не бывало, а сильный ветер дает надежду еще разок увидеть чистый лед Байкала. Оказывается, медведь оставил вместо себя утром плотный куст, причем не поленился его основательно вкопать… Зато у озера теперь пасутся лошади, подняли морды, раскрыли ноздри — приветствуют путешественников.
11 марта
«Вообще, Байкал в плане ветров уникальное место. Ученые мужи подсчитали, что на озере имеется несколько постоянных ветров и куча блуждающих. Буряты и тунгусы, веками живущие на берегах этого озера, посчитали все эти ветра задолго до ученых мужей и уже успели многим из этих ветров дать свои названия и насочинять уйму легенд, связанных с ними. Мне очень нравятся всякие легенды и сейчас не терпится поделиться одной из них. Называется она «Омулевая бочка». Кстати, перед легендой скажу немного про омуля, чтобы легенда была понятней. Байкальским рыбакам известно, что омуль ходит огромными косяками, и если наткнулся на такой косяк, то молись, чтобы сеть не порвалась, потому как рыбы в него набивается столько, что аж дух захватывает.
Даже край такого косяка зацепить сетью — большая радость. Только вот закономерность в маршруте передвижения таких косяков никто просчитать не может, вот и получается, что сегодня густо, а завтра пусто. Буряты связали воедино особенности рыбной ловли с озерными ветрами, и вот что получилось:
Гуляют по Байкалу два брата-ветра (Култук и Сарма) и гоняют по озеру омулевую бочку. Играют ею, наперегонки бегают. Да так, что щепки от нее летят (косяки омуля). Многие из людей охотятся на эту бочку. Жажда несметных богатств движет ими, и они тратят свою никчемную жизнь в поисках этой бочки. Братья-ветры хохочут над ними, переворачивая их лодки и отправляя на дно, но количество алчных людишек не убавляется, ведь, поймав ту бочку, можно стать хозяином Байкала. Однажды братья, заигравшись, швырнули бочку очень далеко, а бедный рыбак, вышедший в море, чтобы наловить немного рыбы для своей семьи, случайно поймал ее сетью.
— Что ты хочешь взамен? — спросили ветры рыбака. — Отдай нам бочку, и мы выполним любое твое желание.
— Ничего мне не нужно, — ответил бедный рыбак. — Эта бочка принадлежит вам.
Братья удивились великодушию рыбака, и с того дня сеть его вылавливала ровно столько рыбы, сколько нужно было, чтобы вдоволь накормить всю семью. Уважая простых рыбаков, братья и по сей день наполняют их сети рыбой, обделяя только алчных, которые по-прежнему ищут омулевую бочку.