Человек, который видел все: Как Томас Хепкер запечатлел историю
Томас Хепкер (Thomas Hoepker) — один из самых тонких и человечных фотодокументалистов 20 века. Родом из Германии, он прошел путь от школьника с фотоаппаратом, подаренным дедом, до президента легендарного агентства Magnum. В его объектив попадали не только великие спортсмены и политические события, но прежде всего — жизнь, во всей ее сложности, грусти, иронии и красоте.
От античных статуй к живым историям на улицах
Родился Томас Хепкер 10 июня 1936 года в Германии. Фотографировать начал в младших классах, когда дедушка подарил ему на день рождения первую фотокамеру. После школы изучал в Мюнхенском университете археологию и историю, но стал фотожурналистом.
Мастер рассказывал, что во время обучения в университете ему приходилось часто снимать шедевры мирового искусства в музеях. Но со временем Хепкер понял, что посетители гораздо интереснее античных статуй и картин эпохи Возрождения. И он начал снимать людей, сначала в музеях и галереях, а потом на улицах.
С 1960 по 1963 год Хепкер работал в изданиях Münchner Illustrierte и Kristall, а в 1964 его пригласили в знаменитый немецкий журнал Stern. С Stern связан большой и важный этап жизни фотографа. В 1987-1989 Хепкер был даже арт-директором издания. В 1989 стал членом самого авторитетного в мире агенства документальных фотографов Magnum, а в 2003-2006 был избран его президентом.
Будни истории и лица эпохи в объективе Томаса Хепкера
Некоторая часть жизни Томаса Хепкера была посвящена кинематографу. Это, несомненно, наложило отпечаток на его творчество. В начале 1970-х он работал оператором и продюсером документальных фильмов для немецкого телевидения. Известно и немало других интересных фактов о жизни. Например, в 1959 году Хепке стал первым фотокорреспондентом ФРГ, которому официально разрешили въезд в ГДР.
В Восточной Германии Хепкер с женой жили и работали несколько лет. Они снимали детей, играющих у Берлинской стены, трагедии разлученных родственников. За журналистом пристально следили немецкая спецслужба «Штази» и советское КГБ. Он был настолько неудобен властям Восточной Германии, что даже родственникам из ГДР настоятельно рекомендовали с ним не общаться.
Он оставил миру тысячи великолепных снимков, среди которых немало признанных культовыми, как серия работ с Мухаммедом Али. Они дружили с 1960-х, когда молодого боксера знали еще как Кассиуса Клея. Али интересовал Хепкера не только как спортсмен, но и как человек. Поэтому фотографии получались особенными.
Хепкера по праву считают документалистом великого боксера. Он делал снимки его первых успехов и последние фото чемпиона, который из-за прогрессирующей болезни уже не узнавал своего друга. Томас Хепкер фотографировал более 60 лет и завершил свою карьеру в возрасте 84 лет.
Томас Хепкер оставил после себя не просто архив фотографий — он оставил визуальную летопись человеческой жизни с ее уязвимостью, достоинством и парадоксами. Его снимки не требуют громких слов, они говорят сами за себя, тихо, точно и пронзительно. А что для вас значит хорошая документальная фотография? Должна ли она просто фиксировать реальность — или способна ее менять?
Смотрите также — Легендарные фотографии журнала Life
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!









