Тенгрианство: во что верил Чингисхан и его воины
Представьте, что небо над вами — не просто бескрайняя синева, а живое божество, которое направляет каждый ваш шаг. Для Чингисхана и его воинов это было не фантазией, а глубокой верой, которая вела их к созданию одной из величайших империй в истории. Под покровительством Тенгри, Вечного Синего Неба, они завоевывали земли и создавали легенды. Но что такое тенгризм и как он формировал жизнь тюркских и монгольских народов? Давайте погрузимся в эту древнюю религию, которая была сердцем Монгольской империи.
Что такое тенгрианство или тенгризм
Тенгрианство — это древняя центральноазиатская религия, в основе которой лежит поклонение Тенгри, верховному богу неба. Эта вера была распространена среди тюркских и монгольских народов, включая предков Чингисхана. Ученые не могут сказать точно, когда появилась эта религия — вероятнее всего, это произошло в конце 2 — начале 2 тыс. до нашей эры, но не позднее 5-3 веков до нашей эры.
Тенгризм — это не только поклонение небесному богу, но и целостное мировоззрение, в котором природа считается священной, а духи и божества наполняют мир. В отличие от других религий, тенгрианство не было принесено людям пророком. Оно сформировалось в течение столетий естественным путем, благодаря наблюдению людей за окружающим миром.
В гармонии с природой
Характерная черта этой веры — родственная связь человека с окружающей средой и природой. В основе лежит твердое убеждение, что человек не является венцом творения. Люди не выше животных и растений, а тоже часть природы. В тенгрианстве играет большую роль наблюдение за окружающим миром, в том числе изучение неба, природных явлений, звезд, Луны и Солнца. Вера в Тенгри была основой жизни тюркских народов и влияла на все ее аспекты.
В основе тенгризма лежит идея гармонии с природой и космосом. Религия включает элементы шаманизма, где шаманы, известные как камы или баксы, выступают посредниками между людьми и духовным миром. Они проводили ритуалы, чтобы обеспечить благополучие общины, удачу в битвах и благосклонность духов.
Важной особенностью тенгрианства было выделение трех частей Вселенной: небесной, земной и подземной. Концепция трех миров в этой вере показывает важность связи между различными уровнями реальности, которые выделяли древние тюрки. Также она демонстрирует необходимость гармоничного взаимодействия между ними.
Шаманизм и духовные практики
Неотъемлемой частью тенгрианства был шаманизм. Шаманы служили посредниками между миром людей и миром духов. Они проводили ритуалы, чтобы обеспечить успех в военных походах, здоровье общины и гармонию с природой. Чингисхан всегда прислушивался к советам шаманов, особенно к словам влиятельного шамана Кокочу.
Центральным инструментом шаманов был барабан, часто изготовленный из конской кожи, который символизировал путешествие в мир духов. Во время ритуалов шаманы пели, танцевали и входили в транс, чтобы общаться с духами природы, предков или божеств, таких как Умай (богиня плодородия) или Эрлик (бог подземного мира). Жертвоприношения, например, подношение молока небу, были важной частью обрядов, выражая почтение к Тенгри и духам. Эти практики подчеркивали глубокую связь монголов с природой, которую они считали священной.
Шаманские практики оказали значительное влияние на военные успехи монголов. Перед походами шаманы предсказывали исход битв, вызывали благоприятную погоду и укрепляли боевой дух воинов. Эти ритуалы создавали чувство единства и божественной поддержки, что придавало монгольской армии уверенность. Сегодня в Монголии наблюдается возрождение интереса к шаманизму: ритуалы, такие как поклонение священным горам или подношение молока, сохраняются, отражая связь с наследием предков.
Наследие тенгрианства
Несмотря на его значимость, тенгрианство начало утрачивать влияние с распространением других религий, особенно буддизма и ислама, в Монгольской империи. К 14 веку потомок Чингисхана, Узбек-хан, принял ислам, что ознаменовало переход к новым религиозным традициям. Тем не менее тенгризм оставил неизгладимый след в культуре тюрьков.
Следы тенгрианства до сих пор заметны в культурах многих народов: крымских татар, монголов, казахов. Например, крымскотатарский и казахских флаги голубого цвета. Это один из важнейших цветов Тенгри — цвет вечного чистого неба. Также многие праздники крымских татар, караимов и крымчаков такие, как Наврез, Хыдырлез и Дервиза связаны с силами природы или почитанием духов.
В фольклоре казахов, монголов и бурят прослеживаются следы тенгрианской мифологии. Герои эпосов нередко разговаривают с солнцем, ветром или животными. Хотя эта вера официально больше не существует, она остается важнейшей частью истории и культурного наследия десятков народов Средней Азии и Сибири. В 1990-х годах появилось так называемое «кабинетное» тенгрианство в форме неоязыческого культа.
А как вы относитесь к древним верованиям, таким как тенгрианство? Считаете ли вы, что утраченные религии и традиции должны возрождаться как часть культурного наследия? Поделитесь своим мнением — давайте обсудим, что мы можем взять из прошлого для гармоничного будущего.
Смотрите также — Шаманы против «цивилизации» — история Казымского восстания на севере СССР
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!









