Стартап на эмоциях: как превратить стрит-арт в бизнес
История арт-группы ВАРЕНЪЙЕ ОРГАНИЗМ — продолжение проекта бренда Toyota о молодых и успешных стартаперах. В интервью Бигпикче один из участников группы Онтон рассказал о «Метаморфозиуме», эмоциональной урбанистике и о том, как художнику быть свободным и успешным одновременно.
1. Онтон, как появился ваш проект? В один прекрасный день пять лет назад я и несколько моих друзей-дизайнеров сходили на Sunday Up Market, вдохновились и решили: «А почему бы и нам не сочинить свою, абсолютно независимую историю? Ни на что не похожую. Некую арт-игру, в которую могли бы играть не только мы, но и все желающие». Первый проект родился быстро. Мы придумали сделать конструктор шарфов, в котором любой желающий мог бы создать себе шарф из множества разноцветных поролоновых деталей, обшитых тканью. Но в итоге деталей мы сделали так много (около 350), что стали собирать из них не только шарфы, но и более крупные предметы одежды, другие аксессуары. Так появился проект CASUAL PSY ART / ABSCTRACT GAMES. Основной посыл был в том, чтобы «вывернуться наизнанку», то есть через внешние детали выразить свой внутренний мир. Откуда такое странное название — ВАРЕНЪЙЕ ОРГАНИЗМ? Сладкое любите? К еде название отношения не имеет. Образно говоря, используя много аксессуаров, мы окружаем себя дизайном, как будто намазываем варенье на хлеб. А внутри нас «варятся» идеи.
2. Как ваша жизнь изменилась со старта проекта? Сначала были эксперименты с внешностью, потом поменялась и среда обитания. Сейчас мой дом — это абсолютно белые стены, минимализм. А раньше он представлял собой жилой арт-проект: стены, потолок — все было обклеено какими-то странными штуками. Я, как и многие другие участники ВАРЕНЪЙЕ ОРГАНИЗМ, сменил профессию. Раньше мы работали в рекламе и устали от этого. Хотелось стать свободнее. Но опыт работы в рекламе наверняка пригодился при запуске проекта? Скорее, наоборот, мы старались откреститься от тех законов, по которым работает реклама. И, возможно, найти новые ее формы. В какой-то момент у нас родилась идея рекламы как самостоятельного арт-проекта, полезного людям, а не просто инструмента продаж. Каждый наш объект идеально рекламировал сам себя: он был ярким, цепляющим, жил на улице и был связан со следующими нашими проектами. И главное — не навязывал человеку чужие ценности, а помогал ему избавиться от футляра, стать живым, измениться. Вы развивались довольно долго, дольше, чем другие арт-группы. Почему? Потому что мы одновременно двигаемся в разных направлениях, а это всегда дольше, чем преследовать одну цель. С одной стороны, мы занимаемся паблик- и стрит-артом. Делаем такие объекты, как «Метаморфозиум», придумываем «городские игрушки». С другой — трудимся в области малой архитектуры. Вот, например, стоит в городе скамейка: наша задача превратить ее в «эмоциональный тренажер», сделать ее такой, чтобы на ней не просто сидеть можно было, а какие-то «вибрации» ощущать. Кроме того, мы продолжаем делать экспериментальную одежду.
3. Откуда получаете финансирование? Сначала наше занятие было хобби, и мы просто скидывались на него из зарплат. Потом оказалось, что некоторые компании не прочь нас поддержать. Например, конструктор одежды и аксессуаров несколько раз брали в аренду для корпоративных мероприятий. Постепенно у нас появился ряд партнеров, среди которых немало известных компаний. У вас очень необычные идеи. Как удается привлечь к ним интерес компаний? Все-таки бизнес чаще держит креатив в определенных рамках. Это удивительно, но мы никого не привлекали. Изначально мы пытались, наоборот, придумывать максимально непрактичные и алогичные штуки, которые нельзя продать. Но все равно нам звонили. Все звонки были исключительно входящими. Всегда находились люди, готовые нас поддержать. Что нужно для того, чтобы сохранить творческую свободу внутри такого коммерческого сотрудничества? Необходимо, чтобы заказчик был на одной волне с вами. Сейчас для того, чтобы понять, «наши» люди перед нами или нет, мы обмениваемся стандартными письмами, звонками или сообщениями в социальных сетях. Но нам это не очень нравится. В будущем мы хотим придумать некую тест-игру и разместить ее на нашем сайте. И для того, чтобы начать совместную работу, потенциальный партнер должен будет в нее сыграть. Желание играть по одним правилам очень важно. В этом смысле очень показателен наш опыт сотрудничества с Toyota. Этот бренд меняется: из консервативного превращается в динамичный, инновационный, с огоньком. Приведете пример? Мы участвовали в запуске одной из моделей Toyota в России несколько лет назад. Совместно организовывали выставку японского искусства, там были и роботы, и лазерное шоу. Всем гостям на входе выдавались детали, каждый мог создать дизайн автомобиля своими руками. После этого мероприятия у нас родилась идея еще одного автомобильного проекта — «Зигзаг мотор». Это мобильное приложение для смартфона, с помощью которого люди могут легко изменить внешний вид своего автомобиля.
4. Твой собственный автомобиль как сейчас выглядит? Я считаю, в нашей жизни не хватает ярких красок. Поэтому долгое время ездил на автомобиле, обклеенном принтами: это было довольно хаотичное нагромождение векторов, направлений, геометрических фигур. Я тестировал Auris и RAV4, и с точки зрения дизайна автомобилей вопросов у меня не возникло. Ярко, лаконично, узнаваемо. Какие, кстати, ощущения от вождения после тест-драйва автомобилей Toyota? Максимум впечатлений я получил от Auris, выехав на пустую трассу и включив режим Sport. Бортовой компьютер с сенсорным экраном заключил с моим смартфоном Bluetooth-сделку, я откинулся на удобном водительском сидении, а систему кондиционирования поставил на режим Auto. В общем, на Auris мне было бы комфортно даже в долгой поездке. Что касается Toyota RAV4, это очень резвый автомобиль, на нем комфортно разгоняться. Странное дело — мне впервые в жизни захотелось активно перестраиваться на дороге, чего я никогда не делаю. Обычно я такой вальяжный чел, еду медленно. Здесь, наоборот, хотелось скорости, экстрима, но все же с комфортом. Несмотря на специфику российских дорог, я чувствовал себя в RAV4 словно на космическом корабле в космосе.
5. Каким вы, как дизайнеры, видите автомобиль будущего? ВАРЕНЪЙЕ ОРГАНИЗМ за то, чтобы автомобили стали летающими, электрическими, с минимумом затрат. Такой общественный скоростной транспорт, полностью автоматизированный. Радует, что такие транспортные средства уже есть, по крайней мере, в виде прототипов. С какими основными сложностями вы сталкиваетесь в работе и как их преодолеваете? Иногда бывает так, что изначально хорошую идею не удается довести до конца. Например, один из московских парков заказал нам проект «Дерево обещаний»: нужно было придумать некую интересную штуку под эту концепцию. Мы сделали «Лапшу обещаний» — огромные цветные уши и коробочку, из которой можно было доставать лапшу, вслух давать обещание и вешать на них. Внутри ушей — записывающее устройство, потом запись транслировалась бы на сайт. В общем, мы уже начали работу, как вдруг поступил сигнал сверху: нам дали отбой. Побоялись человеческих желаний. Мало ли у кого какие мысли.
6. Как дальше эволюционировал проект? Как от собственных метаморфоз перешли к желанию менять людей? В какой-то момент у нас родилась идея «Метаморфозиума» — это четырехметровая машина в виде цветной пирамиды, которая устанавливается в городе. Ее задача — втягивать в себя людей, не готовых к изменениям, преобразовывать, делать их более эмоционально открытыми и необычными. А потом отпускать на волю, оставляя внутри себя их старые вещи и психологические комплексы. Идея отлично сработала. После того как человек попадал в «Метаморфозиум», туда же забрасывался лоточек с аксессуарами, из которых строился его новый образ. А дальше внутри он сам или с нашей помощью переодевался.
7. Кто больше обращает внимание на ваши объекты: взрослые или дети? Для детей ВАРЕНЪЙЕ ОРГАНИЗМ — это очевидность. Они живут в мультике, а мы его органичная часть. Взрослые, если видят, что с объектом возятся дети, редко пробуют сами — стесняются. А когда детей нет, тоже с удовольствием играют. Сколько человек вошло в вашу команду? Каков, на ваш взгляд, идеальный состав команды для дизайнерской группы? Нас много, около 10 человек, но может быть больше или меньше в зависимости от проекта. Четкого разделения на обязанности у нас нет. У нас все делают всё. Под некоторые идеи к нам подтягиваются специалисты из других областей, такие как прекрасный архитектор Борис Петров из ArchStuff.
8. Расскажите о своем последнем проекте. Это будет светозвуковой проект «Тыки пики лес», он будет располагаться в городском парке в районе Алтуфьево в Москве. Идея — создать платформы, из которых «растут» акриловые трубки разной длины и толщины. Поверхности этих трубок сенсорные, и если между ними передвигаться и задевать их, они будут менять цвет и по-разному звучать. Такой вот магический «лес», где каждая трубка — это струна авангардного электронного инструмента, играющего светом и звуком. С его помощью каждый человек сможет создавать свою музыку, при этом не один, а вместе с другими, незнакомыми ему людьми, с которыми можно будет познакомиться в процессе. Какова ваша сверхзадача, к чему вы стремитесь? Превратить город в «эмоциональный тренажер» или набор тренажеров, помогающих людям раскрыть в себе скрытые таланты, эмоции, начать мыслить более гибко. Мы мечтаем, чтобы в городской среде было как можно больше объектов, с которыми можно вступать в контакт, играть, общаться. Не просто скамейки или беседки, а развивающие аттракционы. В Москве и других крупных городах России, где все так сосредоточены на работе, это необходимо. Что пожелаете тем, кто так же, как и вы, запускает свой стартап? Главное, сделать что-то крутое, что нравится вам самим на 100%. Не думать про аудиторию, думать про идею. Если вы были честны по отношению к себе, мир под вас подстроится, и вы обязательно найдете партнеров, коллег и спонсоров.
А вы знали, что у нас есть Telegram ?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!